Найти тему
PortNews

Угольные горизонты

Перевалка угля в порту Находка. Авторство: Vyacheslav Bukharov. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=70205773
Перевалка угля в порту Находка. Авторство: Vyacheslav Bukharov. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=70205773

В 2023 году мировые цены на уголь начали снижаться, заставляя экспортеров перераспределять товаропотоки как на внешнем рынке между получателями, так и внутри страны между основными маршрутами экспорта. Дефицит провозной способности железной дороги наблюдается на всех маржинальных направлениях экспорта.

По данным Ассоциации морских торговых портов, в январе-мае 2023 года через морские порты России было экспортировано 88,9 млн тонн угля (+14,4%). Экспорт угля на Восток в январе-мае 2023 года вырос на 9,4% в сравнении с показателем соответствующего периода прошлого года - до 45,1 млн тонн, следует из презентации РЖД, имеющейся в распоряжении «ПортНьюс».

Напомним, в прошлом году наибольший прирост показал Южный бассейн (+20% к уровню 2021 года) за счет терминала в порту Тамань (+33%), объем перевалки угля через порты Балтийского бассейна сократился почти на 10%, снижение продемонстрировал и Мурманск (-3%). Такие показатели основаны на фундаментальных факторах: на фоне острого дефицита провозной способности Восточного железнодорожного полигона и западных санкций перевозки угля через южные порты дают экономию на стоимости фрахта по сравнению с портами Северо-Запада.

О необходимости развития северо-западного и южного направления с в ходе Сибирского транспортного форума недавно говорил и помощник президента РФ, секретарь Государственного совета РФ Игорь Левитин. Он подчеркнул, что восточное направление перегружено, и эта нагрузка сохранится, тем более, что развитие восточного коридора на 33 -80% дороже, чем других.

«Севморпуть и "Север - Юг" - я бы назвал, что это две приоритетные задачи на ближайшие 10 лет. Восточный полигон свои 180 млн [тонн] возьмет. Мы хотим 220, но каждый миллион тонн плюсом к 180 стоит 30 млрд руб. Давайте считать: "Север - Юг" стоит 1 млн - 6 млрд руб., Севморпуть примерно будет стоить около 20 млрд руб. Сейчас надо переходить к математике и считать, какой полигон выбирать, сколько это стоит», - сказал Левитин.

Динамика мировых цен на уголь. График https://tradingeconomics.com
Динамика мировых цен на уголь. График https://tradingeconomics.com

С тем, что необходимо тщательно взвесить стоимость расширения логистических маршрутов, согласна Елена Зотова, ведущий аналитик Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК). По её словам, инвестиционные решения особенно по угольной логистике необходимо принимать с оглядкой на перегруженность восточного полигона, также необходима диверсификация маршрутов. «При ответе на вопрос, какой жд полигон надо расширять в первую очередь, нужно также оценивать грузопотоки – куда экспортёры уже сейчас везут уголь, какой – российский или, в том числе, казахстанский, какие портовые мощности имеются для удовлетворения их потребностей», - поясняет Зотова.

В ИРТТЭК также подчёркивают, что главная причина коррекции цен на уголь. – неизбежный отскок после аномально высоких цен 2022 года, когда экспортные цены на энергетический уголь из России поднялись до $300 и выше. В среднесрочной перспективе, несмотря на последнюю коррекцию, цены на уголь будут оставаться выше средних многолетних уровней. «И сейчас, и в долгосрочной перспективе поставки угля в АТР будут рентабельными. Тем более, что мировые цены на уголь цикличны, за падением цен неизбежно следует их рост» – заявил Сергей Воробьев, руководитель Экспертного совета, директор Института развития технологий ТЭК.

При этом текущие цены на уголь, во-первых, волатильны, во-вторых, не являются единственным фактором, влияющим на рентабельность поставок по тому либо иному экспортному маршруту. Как прокомментировал «ПортНьюс» заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев, в странах «большого» АТР, включающего в себя Индию и Пакистан, потребление угля будет возрастать, даже несмотря на то, значительная часть местного спроса будет удовлетворяться за счет импорта.

«Преимущества российских поставщиков здесь не исчерпываются качеством углей и их себестоимостью. Расстояния между российскими дальневосточными портами и портами стран-импортеров угля почти во всех случаях оказываются короче по сравнению с австралийскими конкурентами. Аналогичная ситуация и в отношении наших черноморских портов и портов Пакистана и западного побережья Индии», - полагает эксперт.

Динамика импорта угля Китаем. График Национального бюро статистики Китая
Динамика импорта угля Китаем. График Национального бюро статистики Китая

При оценке эффективности экспортных маршрутов необходимо учитывать не только стоимость самого угля, но и стоимость фрахта и возможность принимать крупнотоннажные суда. Так, в течение 2023 года спотовые ставки на балкеры типоразмера Capesize падали быстрее, чем ставки на балкеры меньших размеров. С учетом наблюдаемой тенденции на падение ставок фрахта на балкеры, deep sea маршруты с использованием крупнотоннажных судов становятся все более привлекательными. По мнению наших источников на рынке, наилучшие долгосрочные перспективы по экспорту угля наблюдаются у тех портов, которые могут обеспечить быстрые и регулярные погрузки именно крупнотоннажного флота.

Эксперты считают, что ожидается рост спроса на российский уголь в Азии, что приведет и к циклическому росту цен на него.

«Долгосрочный рост спроса на российский уголь на мировом рынке продолжит способствовать росту экспортной перевалки, - продолжает Сергей Воробьев из ИРТТЭК. - РЖД нужно срочно инвестировать в расширение пропускной способности железнодорожной сети по всем направлениям – на Востоке, Балтике, в Арктике, и особенно на Юге. Южное направление выгодно для угольщиков географически, оно обеспечивает эффективный доступ глубоководным флотом на перспективные рынки Азии и АТР, и по рентабельности этот маршрут близок к Дальнему Востоку. Несмотря на это, в этом году объемы экспорта угля через Юг незначительно, но снизились – из-за недостаточной пропускной способности железных дорог».