Прежде всего, отметим, что шериф – это не участковый и даже не полицейский. Шериф – это дань исторической традиции: раньше в Соединённых Штатах вообще не было никакой полиции, до ХIХ века за порядком в городах и поселках следили шерифы, которых выбирали местные жители.
Сейчас шериф контролирует жизнь прежде всего небольших населенных пунктов, где нет своих полицейских департаментов: наблюдает за порядком на дорогах, пресекает возникающие конфликтные ситуации, расследует легкие и средние по тяжести правонарушения, управляет местными тюрьмами, имеет право проводить аресты, отслеживает появление проблемных групп (фанаты, наркоманы и т.п.)
Именно поэтому так понятен шериф Уилл в исполнении Брайана Деннехи. Он чётко объясняет Рэмбо, непонятному парню (волосатый, немытый, без приличного костюма и багажа), появившемуся в городке: всех своих «таких» шериф из городка выжил! Нам волосатые, неработающие хиппи не нужны!
Да, в фильме события поворачиваются так, что настоящий мужик шериф Уилл сталкивается с настоящим мужиком Джоном Рэмбо, иначе смотреть неинтересно, но в реальности почему у нас не может быть таких вот упорных шерифов, твёрдо знающих, что закон обязателен для всех?
А что, если объявить, что в каждом районе города, в каждом ПГТ (посёлок городского типа), в большом селе или в 10 деревнях помельче будет выборный шериф (да хоть старостой его назови), имеющий право наводить порядок в следующие 3 года, получающий хорошую зарплату, носящий оружие и имеющий право его применять для поддержания законности, но уж если население будет им недовольно, то теряет он свою пятиконечную алую звезду (память о честных советских ментах!) и всю власть – нового выберем!
Но ведь получится, что в городском спальном районе, в спивающемся селе, где живут «по понятиям», эта система не будет работать, потому что выбрать своего – а он повязан сотней нитей с селом и районом: с одним на рыбалку ездил, с другим пили вместе, с третьим в школе учились... и так до бесконечности.
Можно возразить, что шериф должен быть неподкупен – но он будет точно такой, каковы люди вокруг него, и отношения повторятся ровно так же, как уже сложились: «Я же не у тебя взял, в мастерской взял эту запчасть, ты что, не наш, против всех, ты стукач?»
А чужой приедет – и всё, он и есть чужой, не наш, поэтому Серёга хоть и алкаш и в пьяном виде буйный, но он свой! А этот – в шляпе, со звёздочкой – откуда он к нас свалился?!
Но есть ещё одна сторона проблемы: шериф выходит из системы полиции, нет на него начальства, нет высшей власти, поэтому он подчиняется только голосу населения, его выбравшего, а значит, он выбивается из той вертикали, которую так долго строила наша высшая власть – а зачем нужен высшей власти вот такой герой, способный на непредвиденные поступки?
Полицейскому, росгвардейцу, любому другому силовику, в общую систему вписанному, любого уровня – от генерала до рядового – дают (по чину!) зарплату, квартиру (или льготную ипотеку), машину в кредит (с минимальным процентом), другим способом поощрят, он свой, на него власть может надеяться!
А шериф деньги получает от населения, в США – очень даже неплохие, за которые он обязан (и будет, если не хочет потерять) землю рыть, любого рэмбу из городка гнать, чтобы наркоту не принёс, детей не соблазнил, девчонок не научил «легко зарабатывать» – и родители ему поклонятся и на новый срок переизберут.
Может у нас такой появится? В наших городах, где полиция крышует «салоны массажа», где со складов полицейского управления «таинственно пропадает» конфискованный метиловый спирт, который потом находят в «сидре», где перехваченный неграмотный южанин с пакетиком «травки» объявляется «победой над наркотрафиком», а шприцы валяются во всех тёмных тупиках?
А ещё нет у нас и не будет честного и храброго шерифа, потому что настоящий шериф твёрдо знает, что закон обязателен для всех – для пенсионера, работяги и олигарха!