Если внимательно рассмотреть систему выборов, то возникает подозрение в том, что избиратель не представляет до конца, за что или за кого он голосует. В некоторых произведениях-утопиях герои сомневаются, что выборы эффективны. Они считают, что нужны другие способы волеизъявления. И вот это как раз самый главный вопрос: какие новые формы народного волеизъявления могут быть в обозримом будущем.
Ожидания
Известно, что выборы сейчас – это выбор конкретной личности на государственную должность (губернатора, депутата, президента). Выборы – дело конкурентное: на должность претендуют несколько человек, а выбрать надо одного. Это трудный выбор для избирателя. Он не знает, что можно ожидать от того или иного кандидата. Именно поэтому у кандидата должна быть программа, чтобы избиратель знал замысел претендента на государственную должность.
Личность или программа?
Выбираемая личность – это личность с образом программы преобразования. Почему – с образом программы, а не с самой программой? Как правило, у кандидата на должность имеется в наличии программа, но она расплывчатая и неконкретная. Причина проста: конкуренты могут «украсть» идею программы. Может возникнуть другая ситуация: программа полностью или частично станет мишенью конкурентов.
Как правило, Образа Будущего в программе нет. Это и понятно: программа неконкретна, расплывчата по указанным причинам. И здесь возникает серьезное подозрение: если программа такая несовершенная, имеется ли у кандидата намерение её выполнять?
Что нужно в итоге
Возникает естественный вопрос: нужно ли выбирать личность? Может быть нужен выбор программ? Это принципиально иной характер выборов. В первую очередь возникает определенный набор требований к программам. Затем формируется набор требований к тем, кто должен эти программы реализовывать. Таким образом, в выборе Основательного Будущего первична программа.
Что же должна содержать программа? В ней должен быть реальный Образ Будущего. Соответственно, документ должен содержать реальные, измеримые и достижимые результаты. Прежде чем программа будет выставлена на всеобщее обсуждение, она должна пройти экспертизу на реальность, достижимость, измеримость, общественную пользу, выполнимость и достижимость социального запроса. Этот документ должен быть выставлен с экспертным заключением.
Если объектом выбора является программа, то есть документ проектного характера, то и процедура волеизъявления должна быть принципиально иной. По новому порядку голосование должно проходить в три этапа.
Первый этап: рейтинговое голосование населения по выставленным программам.
Второй этап: конкурс, который должен проводить орган, отвечающий за выбор программы. По итогу конкурса будут определяться три программы, вышедшие в финал. Этот этап предполагается провести под контролем наблюдательного совета. Конкурсная документация с критериями определения программы-победителя должна быть опубликована до проведения первого этапа органом, отвечающим за выбор программы. По сути, этот этап будет проведён под общественным контролем, поскольку наблюдательный совет обязан собрать все замечания общественности о программах.
Третий этап: итоговое голосование населения по трём финальным программам. По его итогам наблюдательным советом и органом, отвечающим за выбор программы, определяется окончательный победитель общественной инициативы.
Понятно, что каждую программу будет представлять определенная команда. Именно она призвана выполнить свой проект в отведённое время. Команда программы-победителя должна быть приведена к присяге органом, отвечающим за её выбор. С этого момента и должна начаться работа по реализации общественной инициативы.
По такой процедуре смогут формироваться администрации различного уровня и различные представительские образования. Однако изложенный порядок не связан с существующей системой. Это процедуры Права Будущего.
Как вам такая перспектива?
#наука #политика #общество #выборы #программы #право будущее #смыслы права