В чем стоило бы измерять конкурентоспособность софта, ПО, сайта - то есть любого программно продукта?
Если он делается для людей, а не для машин, то я бы взяла две метрики:
* килокалории;
* дофамин.
Уже все ясно, да?)
Это оно влияет на работу мозга, как говорят специалисты. Те биометрики, которые мозг учитывает и по ним активность существа оптимизирует.
Килокалории
Мозг экономит энергию. И те задачи, на которые ее тратится много, избыточно - вызывают эмоциональный негатив.
Если конкретнее, то это:
× все те места в интерфейсе, где пользователь "зависает", где ему не очевидно, что делать дальше.
Например: не закрыто окно, а действие закончено, и, чтобы продолжить, окно надо закрыть вручную (но сначала догадайся, это квест); неочевидные названия функций или меню (Сервис или Техподдержка? Мне надо запчасть- так куда? Где кнопка "задать вопрос"?)
× многократное повторение действий для достижения одного единственного результата (открывает кошелку, достает сумочку, закрывает кошелку, открывает сумочку, достает кошелек... и т.д.)- бесконечные переходы по ссылкам, избыточная многоуровневость меню, и т.п.
× смена знаковой символики, в том числе неоправданная смена дизайна баллунов на картах.
У меня был опыт, когда разработчики сделали рядом две кнопки для двух параметров со значениями Да/Нет, при этом первая в цветном варианте имела значение Да, в блеклом- Нет, а соседняя- наоборот. Так, конечно, красивее, но это - затраты ккал для мозга, и он промаркирует их негативно. Для пользователей-машин может и все равно. Хотя, рептилоиды, наверное, с людьми бы согласились.
× ну и, конечно, когда что-то виснет или не работает так, как описано: внезапное отличие интерфейсов от инструкций (касается устройств), страницы 404 без об'яснения причин там, где ее не должно быть, любые сбои, медленная загрузка.
Дофамин
Но, есть и вторая метрика.
Те задачи, что важны для выживания, эволюционно поддерживаются дофамином, т.е. удовольствием.
Прямо по пирамиде Маслоу:
! питание: прибыль, доход, призы, баллы в копилку)
! влечение пола: красивые (сексуальные) персонажи, их внимание; шутки "около"- это для игр больше актуально, но и в чат-ботах встречается. Согласитесь, приятно, когда в чате поддержки симпатичный персонаж пожелает Вам всего хорошего и пригласит заходить еще?
! безопасность: возможность " откатить назад" на каждом - или почти на каждом- шаге, что активно внедряют сейчас маркет-плейсы. Я иду дальше и действую в интерфейсе смело, пока я не боюсь ничего сломать, пока я вижу, как это исправить.
И сюда же - подтверждение, что человек на верном пути: простое сообщение "Готово!", "Ок!" "Ваше обращение принято, номер такой-то" даст пользователю понять, что у него все получилось, а значит - дофамин! Элементарные вещи, но все же стоит проверить, не забыто ли где.
! принадлежность к группе: одобрение, поощрение, членство в сообществе (да, кроме шуток. И это не только игры, где используется это виртуозно. Это ios, который отличается, и это инженерный и чисто технический софт, где есть фанаты тех или других инструментов)
Высшие потребности здесь рассматривать не буду, хотя принцип и понятен - научиться бы внедрять простое.
Проверяя свой сайт, можно прибавлять по баллу там, где есть удовольствие или поддержка (дофамин), и минусовать там, где возникает негатив (затраты ккал), пользуясь принципами, описанными выше. А потом, исправив "косяки", сделать это заново!
И лояльность пользователя к софту будет расти - ведь так работают биологические алгоритмы!)
P.S.: благодарю профессора Савельева С.В., чьи видео научили думать в эту сторону.
p.p.s.картинку к этому посту генерила нейросеть