Найти в Дзене
Пограничный контроль

Хрупкость зла и устойчивость добра

Что бы мы с вами все делали в эти дни, если бы не наша дорогая Екатерина Михайловна, которая, как тот дворник в известной песне «Аквариума», всегда «все подметет и все объяснит». Как она рассказала, комментируя известные события последних дней, все, что мы в эти дни наблюдаем, является проявлением хрупкости и неустойчивости автократии. Так как автократии действительно хрупки, в отличии от куда более устойчивых демократий, хотя внешне все может выглядеть ровно противоположным образом. Внешне демократии могут выглядеть весьма неопрятно и не организованно – все эти шумные предвыборные кампании, скандалы в прессе, аресты, суды и даже уголовные сроки для бывших президентов, массовые протесты, погромы и даже штурмы правительственных зданий. В автократиях внешне всегда обычно тишь да гладь – протесты оперативно подавляются, самые яркие противники системы неслышно и невидно сидят в заключении, в прессе все пристойно и благообразно, а «предвыборные» кампании радуют своей миролюбивостью за неиме

Что бы мы с вами все делали в эти дни, если бы не наша дорогая Екатерина Михайловна, которая, как тот дворник в известной песне «Аквариума», всегда «все подметет и все объяснит». Как она рассказала, комментируя известные события последних дней, все, что мы в эти дни наблюдаем, является проявлением хрупкости и неустойчивости автократии. Так как автократии действительно хрупки, в отличии от куда более устойчивых демократий, хотя внешне все может выглядеть ровно противоположным образом.

Внешне демократии могут выглядеть весьма неопрятно и не организованно – все эти шумные предвыборные кампании, скандалы в прессе, аресты, суды и даже уголовные сроки для бывших президентов, массовые протесты, погромы и даже штурмы правительственных зданий. В автократиях внешне всегда обычно тишь да гладь – протесты оперативно подавляются, самые яркие противники системы неслышно и невидно сидят в заключении, в прессе все пристойно и благообразно, а «предвыборные» кампании радуют своей миролюбивостью за неимением или полной несостоятельностью соперников основных кандидатов.

По сути же демократические общества, несмотря на всю эту видимую неразбериху – а может, как раз благодаря ей – отличаются фундаментальной основательностью и устойчивостью, их совсем нелегко разрушить или как-то расшатать. Вся эта шумиха не мешает, а лишь помогает спокойной, бесперебойной и эффективной работе всех общественных институтов и организаций. В автократиях – то есть, по сути, системах зла – все эти общественные институты, как можно догадаться, являются лишь фикцией, и в случае реальных потрясений элементарно не реагируют и не работают должным образом. В результате сложных и динамических общественных проблем из-за этого подобные системы неизбежно терпят крах и разрушаются – что и показывает нам история, включая события на Ближнем Востоке в начале XXI века.

popcornnews.ru
popcornnews.ru

Эта особенность справедлива, как я думаю, и в целом для добра и зла. Зло может выглядеть очень основательным, прочным, угрожающе долговечным и мощным – но оно не выдерживает ни более-менее сложных коллизий, ни испытания временем, ни планомерной и целенаправленной борьбы добра с ним. Добро же, как ярко проиллюстрировал нам в свое время Дж. Р. Р. Толкиен в своем «Властелине колец», может быть весьма непривлекательным, расхлябанным, угрюмым, ленивым, унылым – но в случае серьезной опасности и угрозы оно способно, как ничто другое, объединяться, сосредотачиваться, концентрироваться и созидать.

Зло может выглядеть очень многозначительным, солидным, важным и сложным – но в мире нет ничего легче, чем делать зло, это всегда самый простой и бесхитростный путь. Добро выглядит обычно очень простым, как будто на него никто никогда не тратил особых усилий – но действует оно всегда очень сложно, обстоятельно, продуманно и тщательно, скрупулезно выбирая средства для достижения цели и стараясь при этом никому не навредить. И для добра, и для зла видимое не является сутью – суть постигается только благодаря пристальному вниманию к ней, к анализу и постоянному исследованию происходящих событий и их итогов.