У нас многие посчитали бы это чуть ли не позором, но с другой стороны, а кто нам нечто подобное продаст? Ну, может, китайцы, но то дело такое, встречался я с ребятами, работавшими на гражданских судах китайской постройки - прокляли всё на свете...
Британские же просвещённые мореплаватели угрызений национального чувства явно не испытывают, закупая даже подержанные суда. Сейчас, когда буквально на глазах начинается широкое применение беспилотных плавсредств различнейшего предназначения, возникла нужда в судах-базах или матках для этих беспилотников.
Есть при Управлении развития в штаб-квартире командования королевского ВМФ контора под названием NavyX, призванная находить, разрабатывать и тестировать новаторские идеи, чтобы как поддерживать, так и отвергать концепции и приоритеты Управления по развитию. NavyX возглавляет разработку Королевским флотом надводных кораблей без экипажа (USV), тестируя и экспериментируя с британскими собственными автономными небольшими плавсредствами, а также инициирует процессы разработки, испытаний и стрельбы дистанционно управляемыми системами вооружения, которые не тестировались непосредственно в Королевском флоте. Но для всех этих работ необходимо специальное судно, не так ли?
Серия голландских судов Damen FCS 4800 в первую очередь предназначена для перевозки до 90 человек и грузов к морским нефтегазовым объектам и обратно.
Уникальная конструкция корпуса, разработанная Damen, позволяет судну рассекать волны с уменьшенным сопротивлением. Меньшая плавучесть носовой части и длинный конусообразный корпус помогают судну скорее пробивать волны, чем скользить по ним, уменьшая удары и качку. Это позволяет развивать более высокие скорости, оказывает меньшее воздействие на корпус, обеспечивает более плавную езду для пассажиров и лучшую экономию топлива.
От начала до конца закупка экспериментального судна была завершена менее чем за год на общую сумму всего 7 миллионов фунтов стерлингов (!)
Право собственности было передано RN (Королевскому флоту) в марте 2022 года, а работы по адаптации судна на крытой верфи Damen, расположенной в Горинхеме в Нидерландах, начались в апреле. Основной экипаж из 5 служащих RN, но есть спальные места для 12 человек. Она сертифицирована для перевозки еще 12 техников и инженеров во время испытаний. Ее первым командиром станет коммандер Сэмюэл Найтингейл, специалист по боевым действиям, работающий в NavyX.
XV Patrick Blackett - такое название оно получило, - официально способен развивать скорость до 20 узлов, хотя, вероятно, может ходить значительно быстрее. Дальность плавания 3300 морских миль на скорости 20 узлов.
Кроме того, в начале 2023 года судно MV Island Crown было приобретено у норвежских владельцев (Island Offshore) за 40 миллионов фунтов стерлингов, в первую очередь в качестве платформы для эксплуатации автономных систем обнаружения мин. Оно прибыло в Девонпорт 29 января, все еще под норвежским флагом, и МО приобрело его вскоре после полудня 30 января. ( Мне нравятся эти обороты в иностранных статьях. Могли бы и часы с минутами указать :) За время его пребывания на верфи было выполнено очень мало работ по переоборудованию, и основное внимание уделялось оформлению документов, связанных с передачей Министерству обороны, а также ознакомлению экипажа и аспектам безопасности. Корабль был официально переименован в Stirling Castle и зарегистрирован в Лондоне
По стандартам Королевского вспомогательного флота это относительно компактное судно длиной 96,8 метра (включая крановый свес) и водоизмещением 5800 тонн. Оно было переоборудовано норвежскими владельцами незадолго до продажи британскому Министерству обороны и передано в отличном состоянии, да и вообще было в хорошем состоянии с момента постройки в 2013 году.
В целях экономии времени и средств оно не будет окрашиваться в серый цвет до следующего ремонта примерно через 4 года. Stirling Castle в конечном итоге будет базироваться в Фаслейне вместе с Первой эскадрой противоминной защиты (MCM1), которая уже эксплуатирует беспилотные катера в рамках проекта Wilton. На снимке выше их видно рядом с судном.
Основная рабочая палуба, занимающая почти половину длины корабля, будет использоваться для хранения, подготовки и развертывания катеров и БПА для выполнения задач противоминной борьбы и гидрографических исследований.
Система динамического позиционирования (DP) позволяет кораблю оставаться неподвижным, несмотря на ветер, прилив или течение. Судном можно маневрировать, чтобы лодки были защищены с подветренной стороны судна для спуска на воду и подъема беспилотников. Полётная палуба будет использоваться для летающих беспилотников.
На судне будет находиться личный состав RN численностью до 43 человек.
Жилые помещения на борту соответствуют обычным высоким стандартам судов RFA. Большая часть экипажа и находящегося на борту персонала размещается в комфортабельных двухместных каютах с собственным туалетом и душем. Во многих каютах и жилых помещениях есть большие иллюминаторы и много естественного света. Офицеры и экипаж обедают вместе в столовой, есть несколько мест для отдыха. Как и у HMS Protector, у Stirling Castle имеется сауна, которая есть на многих кораблях скандинавской постройки.
У Stirling Castle два экипажа, которые меняются каждые 2 месяца сейчас (и до 36 дней, когда он заработает) в отличие от модели комплектования, используемой большинством RFA, где каждый служит в море около 4 месяцев, а затем 3 месяца отдыха перед назначением на другое судно. Модель «один корабль — два экипажа» имеет ряд преимуществ, так как эти экипажи будут находиться на корабле суммарно около двух лет. Это обеспечивает отличное знакомство с ним и помогает создать большее чувство собственности. (Раньше и у нас на торговом, скажем, флоте люди работали на одном судне годами, с отпусками, конечно, - оно превращалось в дом родной, и отношение к нему совсем другое, нежели когда ты знаешь, что отработаешь контракт в 4 месяца и больше никогда его не увидишь).
Рабочая палуба
Мостик
ЦПУ
Столовая
Так служить можно :) А RN хочет в конечном итоге приобрести еще до трех материнских кораблей для размещения глобально развертываемых автономных систем.
Есть ли у нас нечто подобное? Хотя бы в планах? Вопрос, конечно, интересный. Но я пока даже никак не могу выяснить состояние двух универсальных десантных кораблей, строящихся в Керчи, хотя постройка "Мистралей" в своё время освещалась регулярно. Так что не будем о грустном...
А здесь более подробно о тех беспилотниках, которые уже могут работать с этими судами:
Англичане больше не хотят ходить на тральщиках по минным полям
.............................................................................................................................................................