Граждане СССР и живые люди - суверены в Российских судах
Я думаю, многие коллеги наталкивались в YouTube на ролики странных лекций и странного поведения людей в судебных заседаниях. Они требуют от судей "предъявить свидетельство о регистрации суда", заявляют о своей неподсудности как "живых людей", отказываются предъявлять паспорта и соблюдать порядок и т.п.
На первый взгляд кажется, что это люди психически нездоровые. На второй взгляд кажется, что это представители какой-то само зародившейся в нашей стране секты или религиозно-философско-политического течения.
Но когда я этим вопросом заинтересовался - оказалось, что ничего подобного.
Это просто до нас докатилось вполне себе известное и изученное на западе, прежде всего (но не только) в странах англо-американской правовой системы, явление. Сами себя они "там" называют "Суверенные граждане", или "рейхсбюргеры". А исследователи их называют - OPCA, Organized pseudolegal commercial arguments. Мы тоже будем их так называть - система ОПКА (СОПКА), система организованных псевдоюридических коммерческих аргументов.
Почему "организованных"? Потому, что эти взгляды, как ни парадоксально, сведены в некоторые системы утверждений, и люди, которые пытаются использовать ОПКА в судах и госорганах, не просто "дурачатся" или "эпатируют", а пытаются следовать определенным алгоритмам.
А почему "коммерческих"? Да потому, что существуют у нас (как и "у них", на Западе) "гуру", которые проводят семинары и распространяют материалы ОПКА, обучают последователей и ведут эту деятельность вполне себе на коммерческой основе. Аудиторию они привлекают обещаниями обучить "техникам", которые позволяют не платить налоги, штрафы, кредиты, коммуналку, выигрывать любые дела в судах, вернуть отобранных детей и т.п.
При этом, самоочевидным является то, что все эти аргументы не работают и не имеют никакого смысла.
Однако если последователи системы ОПКА, возможно, действительно верят в истинность этих концепций, то нет никакого сомнения в том, что сами гуру прекрасно понимают, что они просто обманщики.
Почему? Да потому, что их курсы опираются на переведенные с английского языка материалы.
А чтобы прочесть, понять и суметь воспроизводить эти материалы, перевести и хоть чуть-чуть адаптировать к российским реалиям - необходимо обладать достаточным уровнем развития. И невозможно себе представить, чтобы человек с таким уровнем развития сам бы не понимал вздорность и бесполезность СОПКА.
Ниже я перечислю основные положения ОПКА, которые в равной степени характерны и для нашей, и для западной системы.
Сразу замечу что при попытке изложить кратко и связно я, против своей воли, этим аргументам придаю видимость осмысленности. В оригинале все куда более пространно и путанно.
Теория "соломенного человека".
Термин западный, но и наши его используют. Помимо самого "живого человека" существует одноимённое "физическое лицо", "персона", ФИО, которое создается и регистрируется государством (в некоторых вариантах - которому назначается опекун). Все юридические обязательства и ответственность относятся к "физическому лицу", и достаточно заявить о том, что сам человек является "сувереном", "живым человеком", которое не отвечает за своё "физическое лицо" чтобы любые претензии к нему были сняты.
У судов нет компетенции.
Существующие суды не созданы в правильном порядке, судьи не назначены должным образом, у них неправильная одежда, неправильное здание, они не имеют права судить. Вариант: суды созданы государством чтобы судить "физических лиц", и не могут судить "живых людей".
Все организации являются коммерческими фирмами.
Любые организации, в том числе государственные (суды, прокуратуры, полиция, законодательные и исполнительные органы) являются коммерческими фирмами, которые могут действовать исключительно в соответствии со своим внутренним уставом и не обладают правами издавать акты, выдавать паспорта и иные документы или иным способом реализовывать властные полномочия в отношении людей.
Теория заговора.
Существуют тайные законы, которые судьи знают и которым обязаны подчиняться, но которые скрываются от людей. У каждого человека есть счет (привязанный к его ИНН, СНИЛС, номеру паспорта), на который поступают деньги от природных богатств и выделенное ему по праву недвижимое имущество, но они скрывается от людей, эти средства и имущество передается в управление опекуну "физического лица" или "мировому правительству". Зная секретные формулировки и методики, можно затребовать и получить доступ к этим средствам. Часто адепты СОПКА ссылаются на некоторые международные модельные законы (например, Единообразный торговый кодекс США или кодекс Бустаманте, некие самодельные "Кодексы естественного права" и т.п.), которые, по их мнению, и представляют собой истинные, но скрываемые законы. Было бы для них логично ссылаться и на модельные кодексы для стран СНГ, которые разработаны в аппарате СНГ, но я таких ссылок не встречал - видимо они просто не подозревают об их существовании, а в англоязычных оригинальных руководствах они не упоминаются.
Нотариусы - истинные судьи.
Настоящую силу юридическим документам и обязательствам могут придавать только нотариусы. Никакие документы без нотариального заверения недействительны. Нотариусы могут разрешать споры и их решения обязательны. Видимо это связано с тем, что в общении с нотариусами адептам СОПКА иногда удается добиваться частичного "успеха". Например, нотариусы иногда заверяют их подписи под документами, содержащими ОПКА, или выдают свидетельства о нахождении человека в живых, или его тождестве с фотографией и т.п. Поскольку, в судах и госорганах они ничего не могут добиться, а действия нотариусов иногда можно представить, как поддерживающие ОПКА - именно нотариусам и придается преувеличенное значение.
Морское право
Тут очень интересно. У оригинальных западных адептов СОПКА существует теория, что суды заменили изначальное, "правильное" право (под которым они понимаю общее англосаксонское право) "коммерческим морским правом". У наших тоже есть такая концепция, мол у нас в судах царит "морское право", вместо "естественного" права живых людей. Однако некоторые из наших гуру то ли неправильно перевели, то ли неправильно поняли западные мануалы - и проводят обратную концепцию. Мол, настоящее, "свободное" морское право, право благородных пиратов и корсаров, истинных свободных людей, у нас подменяют кодифицированным правом для зарегистрированных недееспособных "персон".
Забавно, что наши дублируют западных даже в мелочах. Англоязычные в подтверждение своей теории указывают на то, что в некоторых английских юридических терминах ("citizenship" - "гражданство", "ownership" - владение) содержится слово "ship", "корабль", что указывает на то, что они относятся к "морскому" праву. Казалось бы - как можно к нам приспособить? Ни за что не догадаетесь. Оказывается, "суд" - это "судно"! И на суднах (то есть - в судах) действует морское право, и всем командует "судовод/капитан", то есть судья. А кто добровольно пришел на суд - стал пассажиром корабля и подчинился морскому праву (если, конечно, не совершил при входе в суд особый секретный ритуал, о котором гуру расскажет на семинаре - и тогда судьи становятся над тобой не властны).
Всё является договором/векселем.
Любые отношения между гражданами, государственными органами и негосударственными организациями по сути представляют собой "контракт", договор. Если между сторонами нет письменного договора (причем какого-то особенного договора, к которому часто предъявляются причудливые требования), то между ними нет никаких обязательств. Особое место в СОПКА занимает вексель. Видимо, это связано с тем, что к векселю законом предъявляются особые формальные требования, на наличие или отсутствие которых можно указать с умным видом. Кроме того, адепты ОПКА полагают, что на векселе можно совершить индоссамент, который делает другое лицо обязанным платить по векселю. Соответственно, сторонники СОПКА рассматривают любой поступивший к ним документ (начиная от платежки за ЖКХ и кончая избирательным бюллетенем, судебным иском или судебным решением) как договор (вексель), или их "заготовку". И они могут совершить действия (например, нанести на них какие-то надписи, реквизиты и т.п.), которые в одних случаях делают их самих обязанными, а в других - наоборот, позволяют "перевести" этот договор или вексель на другое лицо. Также они отрицают какую-либо свою ответственность (гражданскую, административную, уголовную) перед теми лицами, с которыми у них нет "договора", который соответствует их представлениям.
Всемирный почтовый союз.
Западные адепты СОПКА развивают теорию, согласно которой определённые манипуляции с документами (например, наклеивание на них почтовых марок, или пересылка их самому себе по почте) превращают их в "корреспонденцию", а самого адепта - в "почтмейстера", что выводит их из под действия национального законодательства и переподчиняет их Всемирному почтовому союзу и переводит все правоотношения под действие Всемирной почтовой конвенции. Интересно, что в русскоязычных ОПКА я этой концепции в явном виде не встречал, но какие-то манипуляции с почтой и почтовыми марками они предлагают, не объясняя при этом их смысла, если в таких вещах можно говорить про какой-то "смысл" (может, плохо искал).
Особые знаки.
Адепты СОПКА утверждают, что особые знаки на документах, особенно красного цвета, либо особые способы простановки подписи (с добавлением к ней каких-то аббревиатур, внедрение внутрь подписи двоеточий, использование разных цветов, больших и маленьких букв) придает особое значение документам. Подобные знаки на документах позволяют достаточно безошибочно выявить документы, составленные с применением ОПКА.
Апелляция к СССР.
Если западные варианты СОПКА часто апеллируют к конституции США времен "отцов основателей" или к английскому общему праву, которое было "украдено" современным государством, то наши ОПКА иногда говорят о том, что истинным законодательством и истинной властью являют советские законы и советские органы власти. Которые втайне продолжают существовать, и которые "подменили" деятельностью "коммерческой фирмы Российская Федерация" и её филиалов. Это, пожалуй, единственная самостоятельно разработанная концепция российских (и СНГ-овских) СОПКА. Часто они аппелируют к советским ГОСТам по делопроизводству, утверждая, что только соответствующие им бланки, печати и т.п. могут иметь юридическую силу. В связи с "теорией заговора" утверждается, что люди сохранили некое право собственности на активы и имущество СССР, которое скрывается от них. Утверждается, что продолжает существовать "советский рубль", как истинная полновесная валюта, в которой и должны производиться настоящие расчёты и т.п. На этой почве происходит слияние скопированных с Запада ОПКА и идеологии "граждан СССР". С другой стороны, есть и те, что утверждает, что СССР был такой же коммерческой фирмой, "трастом", как и Российская Федерация.
Что делать?
На самом деле, деятельность гуру СОПКА вовсе не является безвредным чудачеством. С одной стороны, это выкачивание денег из необразованных и наивных людей. С другой - и это более печально - деятельность адептов СОПКА приводит к дезорганизации деятельности судов. В том числе может оказаться аргументом в пользу введения адвокатской монополии, о вредности которой я упоминал в упомянутой выше статье. Или иным ограничением на участие граждан и свободно избранных ими представителей в судебных разбирательствах. В-третьих, полагаясь на ОПКА (которые, разумеется, не работают), люди не могут отстоять свои реальные права. Западные исследователи указывают, что под ворохом ОПКА иногда скрываются реальные права и вполне законные притязания обманутого человека. Но он не может их отстоять, поскольку избирает ложный путь. Суды же, в общем и целом, не могут и не должны по своей инициативе помогать человеку защищать свои права, если он не желает избирать для этого правильные механизмы.
Я думаю, что представители юридической профессии должны более серьезно относиться к ОПКА. Что касается судей - то они должны с одной стороны решительно пресекать дезорганизующую деятельность адептов ОПКА в судах, в том числе удалять их из залов заседаний, привлекать к ответственности за нарушение порядка в судебном заседании. С другой - не делать ничего такого, что потом могло бы быть использовано как свидетельство "силы" аргументов ОПКА. Например, покидать зал судебных заседаний, вступать с адептами ОПКА в продолжительные обсуждения, демонстрировать раздражение и т.п. Впоследствии такие виде/аудио записи используются гуру ОПКА как доказательства того, что их "боятся" или уважают.
Что касается нотариусов - то они ни в коем случае не должны удостоверять подлинность копий документов, содержащих ОПКА, свидетельствовать верность подписи под ними, принимать к рассмотрению их самодельные "удостоверяющие личность" документы, свидетельствовать факт нахождения в живых или тождество гражданина с фотографией, если из обстоятельств ясно видно, что люди используют ОПКА.
Адвокаты и частнопрактикующие юристы не должны соблазняться оплатой и поддерживать в судах адептов ОПКА или помогать составлять, оформлять и подавать в суд документы, содержащие ОПКА. Это неэтично, поскольку это не помогает людям. И это укрепляет позицию гуру ОПКА, особенно если с помощью юристов их клиенты будут достигать частичного успеха (поскольку весь успех будет приписан ОПКА, а не вашей работе).
Если сейчас будем потворствовать ОПКА - доиграемся до адвокатской монополии. А кроме того - взрастим себе конкурентов недобросовестных. Будто нам одних только мошенников уличных псевдоюристов мало.
А Вы встречались с таким в судах? Что думаете?