Найти тему
FACT FINDER

Крушение нефтяного танкера у берегов Бретани

12 декабря 1999 года танкер "Эрика" потерпел крушение у берегов Бретани с почти 31 000 тонн тяжелого мазута на борту, 20 000 из которых в течение следующих нескольких часов постепенно вылились в океан. Это событие известно как один из самых серьезных разливов нефти в истории.

Танкер был построен в 1975 году на верфи Kasado Docks Ltd в городе Кудамацу в Японии, и получил название "Эрика" только в 1996 году, после того, как носил восемь разных названий под флагами Японии, Панамы, Либерии и, наконец, Мальты.

Его длина составляла 184 метра. Спроектированный для транспортировки нефти и нефтепродуктов, он имел 13 цистерн и два отстойника. Он мог перевозить максимум чуть более 37 000 тонн грузов со скоростью 15 узлов и имел экипаж из 26 человек.

Весной 1999 года Total зафрахтовала танкер "Эрика" для выполнения контракта по транспортировке мазута с Enel, основным производителем электроэнергии в Италии.

Множество причин кораблекрушения, которого можно было избежать

В 1999 году судовладелец Джузеппе Саварезе (Tevere Shipping Co. Ltd.) сотрудничал с компанией Panship, которая должна была отвечать за техническое состояние судна "Эрика". Последнему впоследствии было предъявлено обвинение в судебном процессе за то, что в 1998 и 1999 годах она предприняла меры, недостаточные для предотвращения сильного разрушения танкера; эти работы, мотивированные исключительно интересами судовладельца, ослабили конструкцию "Эрики", сыграв немаловажную роль в затоплении и разливе мазута в океан.

8 декабря 1999 года была плохая погода и она должна была стать причиной отмены отправления судна; сильные ветры оживляли воды Ла-Манша, где наблюдались волны высотой от трех до четырех метров. Тем не менее, загруженный 30 884 тоннами тяжелого мазута № 2, взятого из терминала Total нефтеперерабатывающего завода во Фландрии, "Эрика" и ее 26 членов экипажа рано вечером вышли в открытое море, чтобы доставить его итальянской энергетической компании.

Плавание в суровую погоду

11 декабря погода ухудшилась и судно начало сильно крениться на правый борт и давать трещины. Кроме того, в балласты вылилось топливо. Наблюдая проблемы экипаж обменивался сообщениями с береговой линией, иногда объявляя о бедственном положении, иногда о восстановлении и проекте укрытия в порту. 12 декабря экипаж танкера наблюдал ухудшение ситуации: шторм в порту усиливался, трещины становились всё больше и топливо начало вытекать в море. Информация была передана слишком поздно, в частности, французским морским властям, и приведенная версия развития событий у разных заинтересованных сторон разнится.

-2

Около 6 часов утра региональный оперативный центр наблюдения и спасения (CROSS) наконец получил сигнал бедствия; командир просит эвакуировать судно, которое находится в 30 милях к югу от мыса Пенмарч, штат Мичиган, в международных водах и тонет.

Погодные условия мешали морской авиации; поиски длились почти три часа, в то время как судно начало распадаться на две части, и треть находящегося на борту топлива вылилось в океан. Половина танкера, на которой все еще находилась значительная часть груза, дрейфовало в сторону Бель-Иль ; буксир пытался оттащить его от берега, но на следующий день он затонул. Обе половины корабля отправились на дно на глубину 120 метров, забрав с собой 20 000 тонн мазута, который частично вылился в океан.

-3

В конечном итоге, восстановленная в ходе судебного разбирательства, цепочка событий содержала противоречия, что снова ставило под сомнение компанию Pan Ship, которая пренебрегала безопасностью экипажа и не думала о защите окружающей среды.

Эта трагедия, к сожалению, перекликается с кораблекрушением Amoco Cadiz в марте 1978 года и сопровождающим его разливом нефти, которое послужило толчком для создания эффективных и мобильных средств борьбы с загрязнениями такого рода.

Ужасные последствия этого кораблекрушения усугубились с течением времени. Несмотря на установку плавучих плотин и насосные работы, черные пятна, которые распались на небольшие, очень плотные участки и были вытеснены штормами в открытое море, загрязнили почти 400 км береговой линии от Финистера до Приморской Шаранты.

Погибло от 150 000 до 300 000 птиц, что намного больше, чем в момент кораблекрушения Amoco Cadiz, когда погибло 10 000 морских птиц в результате разлива 223 000 тонн сырой нефти в Ла-Манш. Тяжелое топливо, находящееся в резервуарах "Эрики" имело более высокую вязкость, и это послужило причиной гибели огромного количества животных. Экономический ущерб, со своей стороны, был оценен почти в миллиард евро.

-4

Население мобилизовалось, чтобы очистить пляжи и попытаться спасти 32 000 птиц, залитых нефтью, собранных живыми; только около 6% были выпущены на свободу без уверенности в их выживании. Утилизировали тысячи тонн смеси мазута и отходов, в то время как компания Total собирала остатки груза, оставшегося в баках танкера, что угрожало серьезно ухудшить экологический ущерб. Из затонувшего судна было извлечено 11 200 тонн мазута на общую сумму 900 миллионов евро.

Постановление 2008 года, которое, в частности, возлагало ответственность на Total Group и судовладельца и освобождало капитана от ответственности, представляло собой важный шаг вперед в том смысле, что оно осуждало вред, связанный с «нанесением ущерба окружающей среде».

Признанные виновными в загрязнении морской среды, Total и ее партнеры обжаловали вынесенный им приговор, который, в частности, предусматривал выплату 192 миллионов евро компенсации гражданским истцам; в 2010 году сумма ущерба в конечном итоге была увеличена до 200,6 миллиона евро. После подачи кассационной жалобы в 2012 году Total была окончательно признана виновной.

-5

В конце концов, эта травма побудила Европейский Союз и Международную морскую организацию усилить свою политику в отношении безопасности на море и загрязнения окружающей среды. В марте 2000 года Европейская комиссия представила «Пакет Erika 1», направленный на совершенствование мер по предотвращению аварий и охране океанов. За этим последовали «пакеты Erika 2 и 3», которые усилили и дополнили новыми мерами, такими как создание европейского фонда и Европейского агентства по безопасности на море.

_______________________________

Интересное криминальное чтиво на канале ЖЕСТЬ