Найти тему
RBI. Строим искусство

Дореволюционный паркинг: где парковали автомобили жители императорской России

Оглавление

Представьте себе картину: старинный Петербург, плотными рядами возвышаются особняки и доходные дома, по мощеным улицам рассекают кареты с наряженными дамами, за ними – фаэтоны с кучерами, деревянные телеги, а посреди Невского проспекта – громко и неспешно проезжают конки – трамвайчики, запряженные лошадьми. Именно таким был город до начала XX века. Но скоро в повседневную жизнь прочно войдут новые современные удобства: от электрического освещения зданий и улиц до автомобилей.

Немного истории

Ещё до того, как были изобретены автомобили, во многих домах был построен специальный дворовый флигель для конной повозки. Эти каретные сараи часто представляли собой простые постройки с земляным полом, четырьмя стенами и качающимися дверями, которые могли свалиться с петель. Иногда лошади делили свой сарай с каретой. И когда появились автомобили, много времени на поиски места для хранения транспорта не потребовалось – поначалу автомобили попросту отправлялись в каретный двор. Излишне говорить, что такое расположение никого не устраивало — ни лошадь, ни машину, ни владельца.  Позже, для хранения личного авто владельцы переоборудовали не только каретные сараи, но и другие хозяйственные постройки. И потребовалось несколько десятилетий, прежде чем люди полностью пересели в автомобили и поняли, что необходим совершенно новый вид сооружения для их хранения.

Начало пути

Примерно к 1912 году архитекторы его изобрели и назвали гаражом – от французского «garer», что означает «укрывать» или «защищать». Первые гаражи были рассчитаны на один автомобиль. Целые группы таких построекзанимали первые этажи крупных доходных домов.

По мере увеличения парка автомобилей и развития городского транспорта возникла новая проблема – дефицит земли ввиду плотной застройки. Тогда для экономии места и денег люди решили организовать зоны совместного хранения автомобилей, которые предусматривали не только гараж, а сразу всю необходимую инфраструктуру для авто и водителя: станцию техобслуживания, автозаправочную станцию, помещения охраны, уборные, душевые, контору, зал ожидания, зал для продажи деталей, выставку автопринадлежностей и даже буфет. В непосредственной близости от гаража располагались и квартиры шоферов – чаще всего в мансардных этажах домов, в которые был встроен гараж, либо в надстроенном втором этаже над ним. Объединить всё в одном месте было абсолютно инновационным инженерным решением со сложной реализацией.

Предок современного паркинга

В Петербурге в числе первых к разработкам многоэтажных гаражей приступила автомобильная фирма немецкого подданного Карла Людвига Крюммеля.

Карл Крюммель, Санкт-Петербург, конец XIX в. Из архива семьи потомков К. Л. Крюммеля. Источник фото: geni.com
Карл Крюммель, Санкт-Петербург, конец XIX в. Из архива семьи потомков К. Л. Крюммеля. Источник фото: geni.com

Фирма продавала автомобили американо-французского происхождения «Готчкис», занималась изготовлением и ремонтом кузовов, а также предоставляла услуги хранения и содержания транспорта. Для этого в 1913 году на Дивенской улице и был возведен четырехэтажный гараж на 120 автомобилей, ставший «наиболее ярким» примером отечественного высотного гаража и одним из первых в России железобетонных зданий.Еще одним его отличием от аналогичных гаражей является планировка. Это – здание в форме цилиндра, диаметром около 38 м.

По периметру каждого этажа, вокруг кольцевой площадки располагались боксы для 30 автомобилей. В центре площадки находились 3 грузовых лифта, которые перемещали транспорт между этажами. Плоская кровля предназначалась для отдыха шоферов в летние месяцы. Гараж был связан с жилыми корпусами для водителей и обслуживающего персонала, а также с ремонтными мастерскими, формируя целый комплекс.

Вторая жизнь

Но, год за годом, отчаянно пытаясь сохранить свой прежний облик, уникальное здание медленно старело и разрушалось. За целый век оно претерпело множество изменений:

  • в 1932 г. сюда въехал таксопарк № 1 Ленинграда;
  • во время Первой мировой войны гараж использовался для военных целей, здесь располагался транспорт Северо-Западного фронта, после чего здание пустовало;
  • в 1950-хх был открыт автопарк;
  • в середине 1960-х – снова гараж;
  • с 1970-х – электромеханический завод.
Гараж К.  Л.  Крюммеля до реконструкции.
Гараж К.  Л.  Крюммеля до реконструкции.

А потом его выкупили мы, проведя масштабную реконструкцию с сохранением исторического облика. В итоге старое здание общественного гаража, которое стало ненужным с появлением личного паркинга, превратилось в проект, полезный для современного города – бизнес-центр «Крюммель Хаус». Первым делом мы отремонтировали фундамент и несущие конструкции. В процессе удалось сберечь частично существующее старое основание - монолитную железобетонную плиту толщиной 70 см. Используя исторические документы и специальные реставрационные материалы, мы вернули фасаду первоначальный неоклассический вид. Цоколь облицован камнем и штукатуркой. А в отделке холлов на штукатурке мы повторили штамповку по архивным фотографиям гаража Крюммеля.

Гараж К. Л. Крюммеля после реконструкции.
Гараж К. Л. Крюммеля после реконструкции.

На первом этаже разместился отапливаемый паркинг и технические площади, остальные три — заняли офисные помещения. Бывшая шахта с грузовыми лифтами превратилась в прекрасный воздушный атриум со стеклянным куполом. Кроме того, мы построили дополнительный пятый этаж с просторной террасой.

Помимо ремонта самого здания план реконструкции включал в себя и благоустройство близлежащих территорий. Рядом с “Крюммель Хаусом” мы сделали разноуровневый парк, где высадили большое количество деревьев и кустарников: барбарис, бирючину, липу, можжевельник, спирею, тую.

В конечном итоге устаревшее техническое здание вернуло свой парадный облик, а помещения обрели новое назначение. Десятки людей приходят сюда каждый день, продолжая историю старинного гаража, не позволяя истории уйти в небытие. И это лишь один из примеров того, как современный девелопер работает с культурным наследием города. За 30 лет работы в Петербурге мы успели отреставрировать 13 исторически-значимых объектов, о которых мы планируем вам рассказать в следующих выпусках.

А пока делитесь впечатлением от истории гаража Крюммеля в комментариях.