Интрига фильма
1989 год. Игра «Тетрис», придуманная в СССР, активно распространяется на Западе. Лицензию на распространение «Тетриса» у советской компании ELORG приобрёл венгерский бизнесмен Роберт Стейн, владелец Andromeda Software. Люди играют и на компьютерах, и на домашних приставках, и на игровых автоматах.
События фильма немного отличаются от реальности. На самом деле, советский разработчик Алексей Пажитнов создал «Тетрис» не в стенах ELORG, а в научно-исследовательском учреждении, а именно в Вычислительном центре Академии наук СССР. В реальной жизни Стейн обратился в Вычислительный центр, чтобы получить лицензию на игру, но так как для Советского Союза такое предложение было в новинку, Алексей Пажитнов устно дал понять, что не против, но никакой документации составлено не было. Устной договорённости хватило, чтобы начать распространять игру. Договор с ELORG Стейн заключил уже позже.
Американский бизнесмен Хэнк Роджерс тоже хочет купить авторские права на игру. Дело в том, что совсем скоро японская компания Nintendo выпустит карманный персональный компьютер game boy, и им нужна игра-бестселлер. Для получения лицензии он приезжает в СССР, чтобы встретиться с руководителем ELORG Беликовым лично. Но возникает проблема: когда Роджерс сообщает, что в Америке настоящий бум «Тетриса», и теперь он хотел бы приобрести права ещё и для КПК, глава ELORG шокирован и обвиняет американца в мошенничестве и краже прав.
В чём проблема с авторскими правами в фильме
Дело в том, что в изначальном договоре с венгром Стейном было обозначено, что лицензия распространяется только на «компьютеры», но не расшифровано, на какие именно ведь на момент подписания договора миру не была известен такой вид компьютеров, как КПК. Ведь игровые автоматы могут собираться на основе компьютеров, а КПК — это тоже компьютеры, но персональные. Глава ELORG был уверен, что под этим термином подразумеваются исключительно стандартные компьютеры с клавиатурой и мышкой, а хитрец Стейн решил ничего не уточнять. Из-за этого в фильме возникает путаница и конфликт между всеми участниками ситуации.
Из-за неверно составленного договора произошло нарушение авторских прав
Заключив то самое двусмысленное соглашение, Роберт Стейн стал перепродавать «липовую» лицензию на «Тетрис» другим компаниям — в том числе компании Mirror Soft, которой владело семейство медиамагнатов Максвелл. А они, в свою очередь, тоже занялись перепродажей. Всё больше компаний в Америке получали права на «Тетрис». Результат — снежный ком пиратства.
Как всё заканчивается: мошенники наказаны, честный бизнес выигрывает
После долгих интриг Беликов, глава ELORG, заключает контракт с Хэнком Роджерсом и Nintendo на условии получения гонорара и роялти за продажи. По договору Nintendo приобретают не только лицензию на КПК, но и на игровые автоматы и домашние приставки.
И хотя Роберт Стейн и семья Максвелл предлагают перезаключить договор и сделать всё легально, представитель советской компании выбирает Nintendo, так как они, в отличие от остальных, не обманывали его с авторскими правами на протяжении долгого времени, а пришли с честным бизнес-предложением. А Роберт Стейн, перепродававший лицензию на игру без разрешения автора, лишается всех прав на «Тетрис».
В чём мораль
Можно ли было избежать такой ситуации? Да, уточнив описание в договоре.
Можно понять и ELORG — ведь в момент заключения договора миру был известен определенный вид компьютеров с клавиатурой и мышкой, так что они обошлись общей формулировкой и не стали включать понятие «автоматы для игр» в категорию «компьютеры».
Но как мы знаем, всегда найдутся те, кто воспользуется пробелами и неточностями в юридических документах. Поэтому так важно конкретно расшифровывать все термины, чтобы избежать иного толкования.
#urvista_интересное
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях или записывайтесь на консультацию к юристу по ссылке далее👇🏻
✅Запишитесь на консультацию
👉🏻https://clck.ru/34u7gT
✅Звоните по правовым вопросам
👉🏻 +7(495)432-68-55 (в рабочее время)
Мы оказываем полный перечень услуг в юридической сфере.