Мы запускаем новую рубрику "ЖД моделизм в лицах", в которой будем рассказывать о людях, для которых хобби "железнодорожный моделизм" стало частью их жизни; о творческих личностях, ведущих активную жизнь в социальных сетях, и рассказывающих о своих успехах, планах и достижениях.
Мы очень надеемся, что подписчики нашего канала, железнодорожные моделисты и коллекционеры железнодорожных моделей оценят новый формат - интервью. И сегодня мы побеседуем с очень известным в мире ЖД моделизма мастером, чьи работы восхищают и тех, кто давно увлекается ЖД моделизмом, и тех, кто только недавно попал в это интересное хобби. Итак, представляем вашему вниманию интервью с Владимиром Поповым.
- Владимир, спасибо за то, что поддержал эту идею и оперативно откликнулся на предложение сделать совместное интервью! Расскажи, пожалуйста, с чего началось твое увлечение моделизмом вообще и ЖД моделизмом в частности.
- В моделизм я пришёл в возрасте 10 лет, а началось все с посещения Дворца пионеров на Ленинских горах. Сначала я занимался у Прохазки К.И., потом у Москалёва Л. М. Они и научили работать руками и головой. Так что можно сказать, что я сразу увлекся железнодорожным моделизмом, и мой стаж в в этом деле уже 36 лет. А началось всё в 1987 году. Однажды я увидел по телевизору, как пионеры сделали модель электровоза ЧС4Т в большом масштабе. Меня это просто поразило. А потом родители узнали про лабораторию ЖД моделизма, отвели меня туда и там я сделал свои первые шаги в ЖД моделизме.
Досье
ФИО: Попов Владимир Геннадьевич
Возраст: 46 лет
Место рождения: Рязанская область, г. Новомичуринск.
Место жительства: г. Москва
Образование: Московский техникум им Дзержинского, машинист электровоза
Опыт работы: после армии работал помощником машиниста в депо Москва-Киевская
Примечание: в семье много железнодорожников, дед работал машинистом на паровозе
- Какие модели были твоими первыми?
Моей первой моделью был тупик, сделанный из оргстекла с отрезком рельса присыпанный измельченной пробкой. В это время я и начал заниматься отечественным ПС. Мы делали всё в ручную из полистирола, целлулоида, оргстекла, шпона. Ну а моим первым набором железной дороги стал набор в масштабе 1:120, ТТ. Это был серо-синий электровоз и три пассажирских вагона, похожих на ЦМВ, тоже в серо-синей окраске. Набор, кстати, сохранился до сих пор как память о тех годах, когда я собирал ТТ.
- Но в настоящее время, насколько я знаю, ТТ не основная твоя тема?
- Сейчас я увлекаюсь масштабом 1:45, типоразмер 0. Наверно потому, что 1:87, Н0 и так каждый день на рабочем столе. А масштабом 1:45 я решил заняться по совету товарища, он прислал фото вагона в 1:45 и расписал его во всей красе. Я решил заказать один вагон на пробу и, когда получил, то понял, что это моё. Привлёк и размер, и совсем другое восприятие модели, и деталировка, и богатый функционал: открывающиеся двери, рабочие буфера, рессоры и многое другое. Ну и пошло-поехало. Локомотивы - это отдельная история: они тяжёлые, нафаршированы электроникой, деталировкой. Плюсы этого масштаба, помимо всего - это отличный токосъём с рельс, более мелкие масштабы надо постоянно чистить, ставить мощные поверпаки, полировать колёса. Тут уже всё готово: всё стоит и ездит прекрасно, на порядок лучше. Из минусов - это цена, ну и размеры. Все говорят: куда его такой большой? Не влезет ни в одну комнату. Но это не так: можно и на небольшой площади уместить приличный макет. В моём случае комната - это комната размером 6х3 метра, где всё влезло. В общем, все возможно, было бы желание.
- В России много ЖД моделистов, увлеченных этим масштабом?
- Поклонников этого типоразмера в России очень мало - я знаю только одного. Может быть есть ещё, но мы пока, к сожалению, не знакомы. Возможно благодаря этой статье люди откликнутся, найдутся, и мы сможем установить контакт с поклонниками "нуля"?! А вообще у меня много друзей, увлекающихся ЖД моделизмом, как в оффлайне, так и в онлайне. Многие обращаются за помощью, советом, и я никому не отказываю, всегда расскажу и поделюсь советами и секретами. Направлений в ЖД моделизме очень много, и за это время научился практически всему, ну разве что кроме электроники - это, к сожалению, не моё.
- Какие направления ЖД моделизма тебе интересны больше всего?
- Вообще в ЖД моделизме мне интересно всё: начиная от создания кустиков из проволоки и присыпания листьями, до изготовления паровозов с «нуля» - было и такое. В разное время делались и макеты, и диорамы, и бесчисленные модели подвижного состава в разных масштабах, которые исчисляются, наверное, тысячами - точных цифр я не веду. В год я делаю в среднем несколько сотен моделей, это перекраски, переделки, сборки китов, конверсии, и прочее.
- У тебя есть любимые модели, которые нравятся больше всего?
- Любимые модели в данный момент - это паровозы в 1:45 фирмы MBW. Это настоящие произведения искусства, сделанные полностью из металла, имеющие много открывающихся элементов. В них установлены дымогенераторы, с выбросом дыма из трубы и цилиндров, звуковые декодеры. Кроме этого, мне очень нравятся и я коллекционирую модели электровозов серии ЧС в масштабе 1:87. Там любимые все - не могу выделить какую-то модель отдельно. Среди моделей, выполненных на заказ тоже есть несколько, которые можно было бы отметить как любимые. В основном это модели, выполненные в реалистичном стиле, с элементами старения и следами эксплуатации - в общем те, в которых можно вложить максимальное количество своего вдохновения, знаний, умений, навыков и материалов.
- Расскажи о своей мастерской и о том, с какими материалами, инструментами, красками предпочитаешь работать.
- Я работаю я со всеми материалами, которые есть в природе: смола, пластик, фототравление. Красками крашу PPG, а инструмент предпочитаю профессиональный, ну или около того. У меня аэрограф Ивата, компрессор поршневой безмасляный QUATTRO ELEMENTI PACIFIC-24. Мастерских у меня две: в квартире и на даче. В среднем каждая мастерская примерно по 10 квадратных метров. В квартире - это отдельное помещение, что бы никому не мешать. А на даче - отдельно стоящий домик.
- Ты его сам построил? Много времени ушло?
- Масштабом 1:1 я тоже люблю заниматься, но в случае с домиком, я предпочел заказать у профессионалов, которые очень оперативно изготовили его по моему заказу и по моим размерам. Сделали очень быстро и оперативно: привезли на место, поставили за 4 часа. А вот пристройку к нему и покрасочную я уже делал сам. Внутри мастерской всё сделано так, что бы было максимально удобно работать, оборудовано рабочее место, покрасочная. Здесь же располагается и мой макет в масштабе 1:45. На даче большую часть времени, с мая по октябрь, а зимой работаю в квартире. Хотя на даче, конечно, работается намного комфортнее и продуктивное. Кроме того, здесь есть возможность заниматься моим вторым хобби - жарить на мангале.
- Новые модели, изготовленные тобой, ты фотографируешь на даче? Много времени занимает подготовка к фотосессии?
- У меня всё быстро происходит, я не люблю долго что-то делать. Фотографии я предпочитаю делать здесь же, на даче, на открытом воздухе при естественном освещении на фоне природы. Выставляю модель на небольшую диораму, сделанную как раз для таких фотосессий. В среднем на всё уходит минут пятнадцать.
- А на изготовление моделей сколько времени уходит?
На работу с моделями в основном уходит в день по 10 часов. Одновременно в работе бывает одна-две модели, довёл до конца потом следующая. Во многом все зависит, конечно, от сложности модели и требуемого уровня исполнения: полный цикл сборки или только покраска, стандартный вариант, или что-то новое и специфичное.
- Что для тебя тебя сейчас ЖД моделизм?
- Для меня ЖД моделизм это практически ВСЁ. Это и моё хобби, и профессиональная деятельность в одном флаконе. Он и помогает, и стимулирует, и вдохновляет. Не могу ни дня без него. Люблю смотреть на хорошие работы других авторов, которые меня вдохновляют. Люблю заниматься своим макетом, строить его и дальше. И в целом планирую и дальше работать в направлении ЖД моделизма.
- Как твоя семья относится к твоему увлечению?
- У меня есть жена, дочь, три кошки. У всех отношение к моим делам и увлечениям только положительные - мы все творческие люди. И даже кошки не просто не мешают, а скорее помогают мне в моем деле.
- В 2023 году благодаря журнальной серии "Наши поезда" многие открыли для себя модели железных дорог и стали вовлекаться в это дело. Какой совет ты бы мог дать тем, кто только только пришел в это хобби?
- Советы новичкам такие: начинать от простого и двигаться к сложному, слушать советы тех мастеров, чьи работы нравятся - так меня учили с ранних лет. Работать нужно спокойно, если что то не получается - сделать паузу или переключится временно на другое, и продолжить то, что не получилось, утром. А вообще, упомянутую тобой серию «Наши поезда» от издательства MODIMIO я считаю хорошей темой. Мне нравятся эти модели, и я их тоже коллекционирую. Их можно спокойно дорабатывать и доводить до совершенства при наличии, конечно, опыта, а главное - желания.
Понравилось интервью? Напишите в комментариях, какие еще вопросы вы бы хотели задать Владимиру, а также интервью с кем из моделистов вы хотели бы видеть на нашем канале. Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новых интересных публикаций с интересными и известными в ЖД моделизме мастерами!