Эту историю я узнала от соседки моей мамы. Я шла с автовокзала к маминому дому, мы встретились с ней по пути. Она была сильно чем-то расстроена.
- Надя, что-то ты не разговорчивая? Что случилось?
- Беда случилась. Беда.
- Могу чем-то помочь?
Мы как раз подошли к её дому и Надя тяжело опустилась на лавочку. Я присела рядом.
- Нет, - с каким-то отчаяньем в голосе ответила она и отрицательно помотала головой, - нет. Теперь ничем не поможешь. Никто не поможет.
- Что случилось, расскажи.
Она сильно нахмурила лицо, сразу прорезались все морщинки и будто враз постаревшая, произнесла:
- Проклятая банка с червями.
Я смотрела на неё и не могла понять про какую банку она говорит. Даже немного растерялась, не зная как себя вести, потом снова попросила:
- Надя, расскажи.
Она глубоко вздохнула и начала рассказывать.
- Племянник у меня погиб. Андрейка.
- Господи, что случилось?
Она молчала справляясь со своими эмоциями и слегка покачивалась из стороны в сторону, а у меня промелькнуло в голове всё что я знала о её племяннике.
Я его видела много раз, когда приезжала к маме. Подросток, уже почти сформировавшийся мужчина, очень скромный, улыбчивый, красивый. Он всегда здоровался, когда проходил мимо и смущенно улыбался. Мне он почему-то напоминал своей внешностью молодого Есенина. Андрейка - называла его бабушка Нюра, дедушка Василий и Надя. Очень часто приходил он в гости к дедушке и бабушке. Можно было видеть, как он достаёт воду из колодца или помогает поливать растения на приусадебном участке. Зимой чистит снег. Возится с дедом в гараже.
Дед Вася был на Великой Отечественной Войне, вернулся в конце войны раненый. Можно было видеть, как сидят они рядышком с Андрейкой. Дед рассказывает внуку о пройденных испытаниях в военные годы, смахивает заскорузлой рукой скупые слёзы. Бабушка Нюра в такие минуты им не мешала, она знала, что Василий не любит рассказывать про военные годы. Раз уж решил что-то рассказать, значит наболело, значит что-то важное, поучительное, полезное для воспитания внука рассказывает. Лишь, когда видела, что замолчали надолго, звала их к столу.
Промелькнуло это всё в один миг у меня в голове и я взяла Надю за руку.
- Не молчи, расскажи.
Она повернулась ко мне и снова произнесла:
- Проклятая банка с червями? Вот зачем она ему была нужна?
- Про какую банку ты говоришь?
- Поехали они на рыбалку, Андрейка уже не вернулся живым.
- Расскажи мне по порядку, пожалуйста, Надя.
Она снова помолчала и начала рассказывать.
- Поехали они на рыбалку, дед (Василий), отец (Алексей), внук (Андрейка). Перед поездкой дед Василий сказал Андрейке: «Ты, за червей отвечаешь, накопай жирненьких». Андрей утром пришел с банкой полной дождевых червей, открыл крышку, хвастался, каких жирных накопал. Они уехали утром рано. Вот.
Надя горестно вздохнула и глядя куда-то вдаль совершенно отсутствующим взглядом, стала рассказывать дальше:
- Вернулись дед с отцом, а Андрейку сразу в морг увезли.
Надя судорожно втянула воздух и заплакала. Крупные слёзы текли по щекам и скатывались по подбородку, потом на кофту, мокрые капли сырыми пятнами расползались всё больше и больше, а Надя будто их не замечала.
- Погоди, что случилось-то с ним? Утонул что ли?
- Проклятая банка с червями. Она виновата.
- Ничего не понимаю. Надя, при чём тут банка с червями?
- Потом Алексей рассказал. Они приехали на рыбное место, своё любимое. Достали удочки, уселись рыбачить. Небо было чистое. Они уже поймали несколько рыбок. Андрейка радовался, что так хорошо клюёт на жирных червяков. Вдруг ветер налетел, небо затянуло тяжелыми тучами. Дед сказал, что надо уезжать, что похоже гроза надвигается. Андрейка уговаривал, еще порыбачить, пока дождь не пошел, клюёт ведь. Рыбачили до первых капель. Потом стали быстро собираться. Побежали к машине. Уже сели в нее, а Андрейка обратно выскочил. Дед крикнул: «Ты куда?», а Андрейка: «Банку с червями забыл».
Надя снова замолчала, у неё уже не текли слёзы, только лицо всё стало каким-то тёмным. Я обняла её. Мы сидели так несколько минут, потом она прошептала:
- Проклятая банка с червями…
И срываясь на крик:
- Вот зачем она ему была нужна? Мало что ли других червяков?
Она повернулась ко мне и столько боли было в её глазах. Столько муки.
- Зачем она ему была нужна, эта банка? Убило его молнией, когда он банку в руки взял и выпрямился. В макушку вошла, в пятку вышла. Изнутри поджарила.
Я сидела жадно хватала воздух и никак не могла продохнуть. Даже на мгновение представив это, испытала боль в сердце. Я смотрела на Надю и только отдышавшись смогла спросить:
- Это когда было?
- Уже двадцать дней прошло.
Даже представить сложно, как дедушка Василий с бабушкой Нюрой себя чувствуют. Не говоря уж о родителях.
- Господи, какое горе у вас, Надя. И какая нелепая смерть.
- Проклятая банка с червями.
Мы сидели молча еще некоторое время. Потом Надя грустно улыбнулась.
- Знаешь, он писал стихи. Такие трогательные. Про природу, про порхающих бабочек, про красоту. Про жизнь.
- Надя, а сколько ему было лет? Я знаю, что он школу закончил в этом году, а лет сколько?
- Шестнадцать. Ему было всего шестнадцать лет. Он закончил школу с серебряной медалью. Уже документы отправил в университет. Его бы приняли. Обязательно бы приняли. А тут…
Мы еще немного посидели, помолчали.
- Пойду я, надо кушать приготовить. С трудом ем сама, ложка в рот не лезет. А уж дедушка с бабушкой совсем потухли. У бабушки Нюры с головой проблемы начались. Я ей постоянно скрины документов Андрейкиных делаю. Аттестат, свидетельство о рождении, паспорт. Она их перебирает, читает, перекладывает. Будто готовит документы для поступления в ВУЗ, потом вспоминает, что Андрейки нет и рвёт на мелкие кусочки. А на следующий день снова ищет эти документы.
Надя поднялась и не прощаясь пошла к своей калитке. Я посидела еще пару минут и нацепив улыбку на лицо пошла к маминой двери. Зашла, чтобы не испугать маму, громко топая и крича:
- Мама, ты где? Это я приехала. Встречай гостью
Мама вышла навстречу, обняла меня и первое что сказала:
- Андрейку молнией убило, дочка. Нюриного внука.
Я крепко обняла маму:
- Знаю, мама, уже знаю.
- Представляешь, вернулся за банкой с червями. Вот нужна она ему была?
Весь вечер мы возвращались в разговоре к «проклятой банке с червями». А перед сном мне вдруг пришла такая мысль в голову:
«А ведь Андрейка спас деда и отца. Если бы не побежал за банкой и молния на его движения не среагировала, то могла ударить в отъезжающую машину. Тогда погибли бы трое. Андрейка — ангел спаситель? Может и не причем тут «проклятая банка с червями»? Может просто было его время уйти и стать ангелом»?
С тех пор прошло уже много лет. Временами всплывает в памяти этот случай. Особенно когда сверкает молния, гремит гром. И «проклятая банка с червями» наводит на мысли о нелепой смерти молодого Андрейки.