Из года в год статистика проверки ЕГЭ показывает, что выпускники не умеют иллюстрировать теоретические аспекты, поэтому 19 задание чаще всего идет по нулям. Разберем задания в формате 19, которые встретились на ЕГЭ в 2023 году.
Примечание: все ответы имеют гипотетический характер, ответы основаны на теории и многолетнем опыте сдачи ЕГЭ по обществознанию.
Задание: Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами упомянутые в тексте три функции налогов. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Возможный ответ:
1) чтобы усилить развитие легкой промышленности, государство N значительно снизило ставку налога на прибыль для представителей данного бизнеса (стимулирующая функция);
2) за счёт поступающих налоговых отчислений, государству N удалось повысить пенсии и пособия по безработице (распределительная функция);
3) основная доля доходов, поступивших
в бюджет государства N, была обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц и НДС (фискальная функция).
Задание: Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите примеры, иллюстрирующие три разные формы деятельности образовательных организаций для формирования и развития правовой культуры подростков. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Возможный ответ:
1) на уроке обществознания учитель Петр Аркадьевич рассказал ученикам десятого класса о видах юридической ответственности и санкциях, применяемых за совершение правонарушений;
2) классный руководитель показал ученикам фильм о недопустимости употребления наркотических средств и преступлениях, совершаемых наркоманами;
3) социальный педагог школы Светлана Анатольевна провела серию бесед с учениками, которые разбивают окна и портят стены в школе.
Задание: По мнению автора, конкуренция выражается в создании покупателю более благоприятных условий для приобретения товаров, производимых фирмой, чем у других компаний. Назовите любые три таких условия из текста. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте применение каждого из них конкретным примером.
Возможный ответ:
1) цена (например, производитель детской одежды "Бебибум" выпустил карты лояльности с накопительной системой скидок для покупателей);
2) короткие сроки поставки товара потребителю (например, интернет-магазин компании "Дикая ягода" сократил срок поставки заказов в любую точку страны до двух календарных дней);
3) привлекательные для потребителя условия послепродажного обслуживания товара (например, производитель легковых автомобилей "Тойота" увеличил срок гарантийного обслуживания своей продукции в официальных дилерских центрах с трёх до пяти лет);
4)условия платежа (магазин электроники и бытовой техники "Дельта" предоставляет беспроцентную рассрочку на месяц своим клиентам).
Задание: Приведите по одному примеру, иллюстрирующему конструктивное влияние на социализирующуюся личность 1) средств массовой коммуникации; 2) компании сверстников; 3) досуговых объединений (всего три примера). Для каждого примера объясните, почему это влияние имеет конструктивный характер.
Возможный ответ:
1) средства массовой коммуникации (Например, из группы в социальной сети "ВКонтакте" Коля и Настя узнали о том, что в соседнем районе школьники на протяжении нескольких лет участвуют в различных благотворительных акциях; они последовали их примеру и вместе со взрослыми организовали сбор игрушек для детей из детских домов, тем самым они получили информацию о позитивном опыте, совершили хороший поступок и поняли, что благотворительность важна.)
2) компания сверстников ( Например, все друзья Мирона увлекаются спортом, он попросил родителей записать его в секцию по футболу, тем самым сверстники привлекли мальчика к здоровому образу жизни)
3) досуговые объединения (Например, на занятиях в театральной студии Глаша смогла преодолеть страх перед публичными выступлениями; она перестала бояться выходить к доске, стала лучше учиться, что повлияло на формирование характера ).