Людмиле Герасимовой, преподавателю эстрадного и академического вокала детской музыкальной школы № 3 г. Стерлитамака, недавно исполнилось 65 лет. Лучший подарок к юбилею ей преподнесла любимая ученица Эльмира Диваева, завоевавшая второе место на телепроекте Первого канала «Голос». Но, как отмечают специалисты, это именно тот случай, когда серебро оказалось дороже золота.
Первый человек, с кем суперфиналистка связалась по окончании программы, была Людмила Федоровна, которая нашла самые нужные слова в непростые для девушки минуты. Мы попросили заслуженного работника культуры РБ вспомнить детство Эльмиры, то, как она шла к своему успеху, и собственные творческие стимулы, заставляющие непрерывно двигаться вперед.
– Людмила Федоровна, считается, что любой успех – это лишь 5% таланта и 95 – напряженной систематической работы.
– Пример Эльмиры – абсолютное тому подтверждение. В вокальном искусстве без природных способностей и музыкального слуха, конечно, не обойтись. Но поверьте моему 45летнему педагогическому опыту: побеждает в итоге не самый талантливый, а самый трудолюбивый. Хотя то, что боженька поцеловал девочку в темечко, стало ясно еще в восьмилетнем возрасте, когда она начала заниматься в нашей музыкальной школе по классу фортепиано и параллельно захотела петь. Первый год я занималась с ней академическим вокалом, но потом решила перевести на эстрадный – он больше подходил ей по темпераменту. И не ошиблась. Ее голос заиграл новыми яркими красками. Эльмира солировала в моем вокальном ансамбле «Акварели», а еще мы много занимались индивидуально перед различными конкурсами – республиканскими, всероссийскими, международными, где девочка стабильно занимала призовые места.
Когда в 11-м классе Эльмира решила поступать в ГИТИС, мы подготовили с ней три больших сольных концерта, которые она дала в Стерлитамаке, а затем повезла эту программу в Москву. После прослушивания экзаменационная комиссия сразу предложила ей учиться на бюджете. Кстати, в тот год на всем потоке было лишь два бюджетных места.
– После финала в интернете появилось много рассуждений о том, что Эльмира сделала ставку не на того педагога: если бы она выбрала не Владимира Преснякова, а Полину Гагарину, которая предлагала себя в качестве наставника, то удача улыбнулась бы Диваевой.
Мол, влияние Гагариной на проекте гораздо ощутимее, поэтому и победила с небольшим перевесом ее подопечная Виктория Соломахина, хотя диапазон Диваевой гораздо шире.
– Я не обсуждала с Эльмирой подобные вещи. Она умная девочка и, полагаю, при выборе педагога опиралась на собственную интуицию и внутренний голос. Ее второе место проигрышем не считаю, наоборот, абсолютно уверена, что оно подстегнет девушку к новым свершениям и оригинальным проектам. Об этом я и сказала ей после программы, особо подчеркнув, что нужно по-прежнему много трудиться.
Вообще Эльмира очень благодарный человек, она регулярно мне звонит, а когда приезжает к родителям в Стерлитамак, обязательно забегает в родную музыкалку. Встречаемся мы и в кулуарах различных конкурсов, в которых участвуют мои воспитанники в Москве.
– Еще одна ваша гордость – образцовый хор мальчиков «Маленький принц», которым вы руководите уже почти четверть века. Как возникла идея создания коллектива, ведь работать с мальчиками гораздо сложнее, чем с девочками?
– У меня три брата и два сына, поэтому подход к ним имеется. Оба моих сына, к слову, получили и музыкальное, и художественное образование. Сказалось влияние родителей: муж – преподаватель детской художественной школы. Хоры мальчиков очень ценятся во всем мире, но создавать их крайне сложно, прежде всего, из-за физиологических особенностей ребят. Девочки могут петь в хоре до окончания школы, а у мальчиков в подростковом возрасте начинается мутация, причем из-за акселерации ее сроки сдвинулись с 13 уже на 11 лет, и поэтому состав коллектива приходится обновлять ежегодно, а значит, все вновь начинать с нуля. Хор мальчиков мне предложило организовать в 1999 году Министерство культуры РБ, и я с радостью согласилась, так как мечтала об этом давно.
С ребятами, конечно, сложнее и в плане дисциплины, к тому же они не такие открытые и эмоциональные, как девочки. Но я каждого стараюсь понять, полюбить и оказаться на одной волне. Помогаю им адаптироваться в коллективе, обрести друзей, чтобы они приходили не только петь, но и общаться, чтобы сочувствовали и не обижали друг друга, были как братья. С мальчиками надо говорить громко и медленно, они не любят механических повторений, поэтому стараюсь постоянно находить что-то новенькое, включать в процесс игру.
Я рада, что мои воспитанники, мои ангелочки (когда они поют, у них словно крылья за спиной вырастают!) никогда меня не подводят. «Маленький принц» – неоднократный победитель всероссийских и международных конкурсов, не раз участвовал в праздничных концертах в Большом зале Государственного Кремлевского дворца в Москве. На сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге мои мальчишки выступали под руководством всемирно известного дирижера Валерия Гергиева, а еще они принимали участие в торжественном закрытии зимних Олимпийских игр в Сочи в составе Детского хора России.
– Термин «Не навреди!» – он ведь не только медицинский?
– Конечно! В моей профессии надо быть предельно осторожным, чтобы не испортить ребенку голос. Ведь если, к примеру, сломать фортепиано, можно заменить его новым, а вот если неправильно поставить ребенку голос, он навсегда утратит свою уникальность и неповторимость. Поэтому я отношусь к голосам детей, как к хрустальным вазам. Они это чувствуют и стараются полностью раскрыть свой потенциал. Конечно, не все в дальнейшем связывают свою жизнь с искусством. Но музыка заметно расширяет их кругозор, помогает быть добрее, тоньше чувствовать и реагировать на многие вещи. А еще они – дисциплинированные трудяги. Я рада, что среди моих воспитанников нет наркоманов, алкоголиков, сидевших в тюрьме. Значит, все чему я их научила, не прошло бесследно. Это греет душу, окрыляет и вдохновляет…
Лиана ЦЫГАНОВА.
Фото из архива Людмилы Герасимовой
Знай наших!
В 2012 году еще школьницей Эльмира Диваева победила в Московском международном фестивале «Открытая Европа» и получила право представлять Россию на чемпионате сценического искусства WorldStars в Голливуде. По окончании ГИТИСа девушка стала актрисой мюзиклов и сыграла в спектаклях «Хандра», «Почему бы нет?», «Дон Жуан», «Икар» и легендарном «Бале вампиров». В творческой копилке артистки голографический спектакль «Саша | Alex» и постановка «Маяковский», где Эльмира исполнила роль французской писательницы Эльзы Триоле. В составе бродвейских мюзиклов выступала в Москве и Нью-Йорке. Кроме этого, Эльмира преподает вокал и работает актрисой дубляжа. Голосом артистки поет Валенсия Перес, героиня сериала «Чокнутая бывшая» и пони Иззи Мунбоу из «My Little Pony: Новое поколение». Эльмира замужем за актером Иваном Коряковским, снимавшимся в сериалах «Кухня», «Екатерина», «Ивановы-Ивановы». Супруги вместе играют в мюзиклах.