Часть 1
Обратилась клиентка, в судебном порядке нужно было установить родственные отношения (отцовство) между младшей дочерью и гражданским мужем клиентки. В гражданском браке пара прожила около 20 лет. Отношения не регистрировали, хотя ничего не мешало это сделать, жили дружно. В ЗАГС собирались, но не успели - мужчина погиб от несчастного случая. После смерти мужчины осталась квартира и садовый участок. Родственников у него не было, гражданская жена, не имея завещания, наследником не является. В отношении дочери, которой на день его смерти было 19 лет, родство не установлено, хотя мужчина признавал её дочерью, она в свою очередь его отцом.
Хорошим доказательством по таким делам служит результат молекулярно-генетической экспертизы. Но где взять образцы биологического материала, в виде например, слюны, крови, волос, - предполагаемого отца нет в живых. Об эксгумации тела не могло быть и речи: процедура крайне сложная, затратная. Она проводится по требованию правоохранительных органов для проведения судебно-медицинской экспертизы или по требованию родственников для перезахоронения. Наша ситуация не подпадала под такие основания. К тому же, как выяснили, погибший был кремирован. В этом случае вообще отсутствует возможность взятия каких-либо образцов.
Но клиентка сообщила, что у нее имеются волосы с корешками, которые она обнаружила во внутреннем кармане пиджака, где муж носил расческу. Она обратилась в лабораторию, где проводят генетические экспертизы. В лаборатории взяли на исследование волосы умершего, образцы биологического материала от дочери (слюну), провели исследование на установление отцовства. Вероятность отцовства установлена в 99,99%.
Мы в такой ситуации приободрились, доказательства отцовства имеются, в судебном порядке установим родственные отношения, а затем разрешим вопросы с принятием наследства.
Клиентке сказали, какие документы еще понадобятся, на этом пока расстались. Клиентка вскоре собрала необходимые документы, принесла нам. Изучив документы мы поняли, что ситуация с установлением родства не такая радужная, а скорее запутанная.
Так как в свидетельстве о рождении дочери уже имелась запись об отце. И это был не гражданский муж клиентки, а бывший ее супруг.
Ок, так бывает, что отцом ребенка записывают бывшего мужа автоматически, но только в случае, если с момента расторжения брака до момента рождения ребенка прошло не более 40 недель.
Однако, судя по представленному свидетельству о расторжении брака брак расторгнут за 3 года до рождения дочери.
Почему тогда он записан отцом? Его личное заявление?
Свидетельство о рождении дочери было выдано в 2006 году, а девочка родилась в 2003 году. Вытягиваем клещами – почему? Было заявление его личное?
Оказывается – нет. Представляет свидетельство о смерти – бывший муж умер в 2005 году.
Все интереснее и интереснее…
Клиентка «находит» свидетельство об установлении отцовства, которое было выдано после смерти бывшего мужа и «вспоминает», что отцовство устанавливалось в судебном порядке…
Говорит, что по настоянию свекрови и по ее свидетельским показаниям обращались в суд, чтоб дочь получала пенсию по потере кормильца. Но все, якобы, знали, что отцом бывший муж не был.
Вот так поворот.
Интересно, можно ли в судебном порядке установить отцовство дважды по поводу разных отцов? Еще и при условии, что ни одного из этих отцов нет в живых?
Имеется ли какая-то судебная практика?
Конечно, разъяснили клиентке все возможные последствия, но она настроена решительно. Варианта только 2 – либо иск удовлетворят и квартира гражданского мужа, в которой они проживают, останется дочери. Или в иске откажут, тогда квартира становиться вымороченным имуществом и переходит в собственность администрации.
Чем закончится дело, получится ли повторно установить отцовство?
Об этом продолжение в следующей публикации, будем рассказывать как продвигается дело, на какие сюрпризы натыкаемся.