Найти тему
Это случилось....

«Турецкий лётчик» ,или самый бессмысленный побег из СССР.

Попытки угонов гражданских самолетов из СССР предпринимались и до 1970-х годов, но злоумышленники, как правило, терпели неудачу . Первый успешный угон воздушного судна за рубеж был осуществлён литовскими отцом и сыном Бразинскасами в 1970 году с территории Крыма. Очевидно, этот случай и подтолкнул двух студентов из Керчи ( двоюродных братьев Виталия Поздеева и Николая Гилева ), к принятию окончательного решения - угону самолёта.

Лёгкий пассажирский самолёт L-200 " Морава" Фото: Яндекс Картинки
Лёгкий пассажирский самолёт L-200 " Морава" Фото: Яндекс Картинки

Кстати жили они оба по советским меркам отнюдь не бедно: имели радиоприёмник, магнитофон и даже мотоцикл. Однако парни испытывали разочарование от советского строя, тогда как жизнь на Западе казалась им праздничной. В результате кузены решили сбежать из Советского Союза .

Но попасть за рубеж по турпутёвке было нереально. Какое-то время Николай надеялся попасть в состав одной из океанографических экспедиций а Виталий ухитрился осенью 1969 года проникнуть на круизный теплоход «Армения», рассчитывая добраться до Турции. Но сошёл на берег в Одессе из-за морской болезни. Позже уже вдвоём пробрались на другой «круизник» — «Украину», спрятались в ящике для плавсредств. Но сбежали после того, как один из матросов обнаружил это укрытие. Тогда решили добираться до Турции по воздуху.

Подготовка к побегу.

Отлично понимая, что после преступления литовцев меры безопасности в аэропортах будут существенно усилены, молодые люди ускорили подготовительные мероприятия к собственному угону самолета. В то же время студенты поступили намного умнее своих предшественников. Они не собирались связываться с крупным пассажирским лайнером. Молодые люди отлично знали, что между Керчью и Краснодаром регулярно курсируют небольшие гражданские самолеты Let L-200 (чешского производства), рассчитанные только на пилота и четверых пассажиров.

L-200 "Морава" , салон . Фото: Яндекс Картинки.
L-200 "Морава" , салон . Фото: Яндекс Картинки.

Билеты на такие перелеты стоили копейки, а научиться управлять подобным самолетом можно было на курсах в ДОСААФ. Поэтому, весной 1970 года Николай Гилев поступает на курсы пилотов ДОСААФ в Севастополе, тем самым получив к осени навыки самолётовождения . Также несколько раз они летали по маршруту Керчь—Краснодар, чтобы изучить обстановку и проработать детали.

Угон.

В план молодых людей входил угон самолета, перелет через Черное море в Турцию и намерение просить политическое убежище в США. Дату угона наметили на 27 октября 1970 года. Чтобы избежать возможных жертв, молодые люди приобрели на нужный им рейс три билета. Два для себя и один для несуществующего пассажира с ребенком. Таким образом, в самолете должны были оказаться только пилот и двое угонщиков. Но в последний момент, когда выяснилось, что регистрацию прошли только два пассажира, на рейс продали билет ещё одному, торопившемуся в Краснодар,20-летнему уральскому строителю Юрию Дербенёву.

Самолётом, выполнявшим данный рейс, в тот день был L-200A «Морава» Северо-Кавказского управления гражданской авиации, а пилотом — 49-летний Алексей Васильевич Минченко . У захватчиков с собой были нож, верёвки и почтовый брезентовый мешок с металлической рамкой на горловине, но третий пассажир совсем не входил в их планы, поэтому пришлось импровизировать.

На голову пилоту был наброшен мешок, а Юрий Дербенев под угрозой ножа оказался крепко связан веревкой. Угонщики заставили пилота отдать им штурвал, направив воздушное судно в сторону Турции. Правда, они быстро сообразили, что самостоятельно долететь до Турции у них не получится. Молодые люди заставили пилота вернуться к управлению самолетом, взяв курс на Синоп.

Приземлилась «Морава» на одной из военных баз США, на последних каплях горючего.

На турецкой земле.

Двое студентов из Керчи не были никому интересны. Вместо казино, женщин, дорогих ресторанов и иных атрибутов шикарной жизни Виталия Поздеева и Николая Гилева ожидал лагерь для перемещенных лиц, барак и мизерное пособие.

Это было совсем не то, на что они рассчитывали, решаясь на свою авантюру. С ними, правда, провели беседу представители разведки НАТО. Однако как только выяснилось, что студенты ничего не знают о военных объектах СССР, расположенных в Крыму, интереса к ним больше не проявляли. Пока горе угонщики ждали визы в США, им передали письма родных с просьбой вернуться домой.

Возвращение и наказание .

Разочарованные холодным приемом на Западе, молодые люди в ответных письмах заявили, что раскаиваются в содеянном и готовы вернуться. Спустя девять месяцев после угона самолета Виталий Поздеев и Николай Гилев через советское консульство в Турции были успешно переправлены на родину. Прямо в аэропорту их арестовали по обвинению в измене Родине, после чего доставили в СИЗО Лефортово.

За угон воздушного судна студенты получили 10 и 12 лет колонии. Гилев отбывал свой срок в Мордовии, при этом сотрудничал с администрацией, за что в итоге был освобождён досрочно в 1978 году. После возвращения в Керчь женился, завёл семью и до пенсии проработал электриком в железнодорожном депо, где получил прозвище «Турецкий лётчик». Поздеев же отбывал срок в Пермской области, отсидев все 12 лет, после чего в 1984 году перебрался в Свердловск, где на тот момент уже проживали уехавшие из Керчи родные. О его дальнейшей жизни информации нет.

План был тщательно разработан.