В самом конце XVIII века в Россию приехал композитор Катерино Альбертович Кавос. Ему 23 года, всё впереди. Работает в итальянской труппе вместе с женой Камиллой Бальони. В России он прожил до конца своей жизни, написал музыку к более чем 40 произведениям – опере и балету. Как пишут в энциклопедии:
«Влияние Катерино Кавоса на развитие музыкальной культуры России переоценить невозможно. Он стал не только автором многих музыкальных произведений и главным капельмейстером Императорских театров, он умел разглядеть и привлечь молодые таланты и всячески помогал им. Он помог молодому Глинке в постановке его оперы, тем самым открыв путь молодому одарённому композитору; его неутомимыми хлопотами молодая певица Анна Воробьёва была выдвинута из хористок в солистки театра и стала одной из самых выдающихся русских певиц; с его учеников началась плеяда великих русских вокалистов".
Но для нас с вами важно другое: Катерино стал родоначальником династии, члены которой изменили и воспели облик российских городов. Сын Альберт Кавос построил Мариинский театр и реконструировал Большой театр в Москве после разрушительного пожара. Внук (Альберт Иванович Кавос) тоже был архитектором. А вот правнуков-архитекторов было даже два: Леонтий Николаевич Бенуа и Альберт Николаевич Бенуа.
Николай Бенуа, их отец, кстати, тоже был архитектором.
Но не буду вас путать – поговорим только о Леонтии и Альберте.
Альберт строил только в Петербурге и окрестностях, преимущественно в соавторстве с братом, но в Москве посмотреть на его творчество тоже можно: добро пожаловать в Государственную Третьяковскую галерею. Альберт основал Общество акварелистов и более известен как художник.
В этом собрании можно так же увидеть работы его брата Александра Бенуа и племянников – Евгения Лансере и Зинаиды Серебряковой.
А вот Леонтий Николаевич не только оставил по себе десятки домов по всему миру, но и как педагог вырастил целую плеяду талантливых архитекторов – Гельфрейх, Дубенецкий, Лидваль, Лялевич, Мунц, Покровский, Руднев, Фомин, Чернышёв, Шталберг, Щуко, Щусев учились у него.
А самые известные его постройки в Москве – Кузнецкий мост, 21 (улица Большая Лубянка, 5) и Моховая улица, 15/2 – здание гостиницы «Националь». «Националь» сильно переделали, оставив от Бенуа не очень много.
Комплекс же домов Леонтия Бенуа на углу улицы Кузнецкий мост и Большая Лубянка интересен одним обстоятельством. Когда его строили по заказу Первого Российского страхового общества, на будущей площади Воровского стоял очень значимый для Москвы храм – церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. На паперти этой церкви в 1611 году был ранен князь Пожарский, здесь хранились Казанская икона (позднее перенесенная в Казанский собор на Красной площади) и Знаменская икона, у которой, по преданию, остановился опустошительный пожар Москвы 1737 года, ну и так же прихожанином этой церкви был Ростопчин – генерал-губернатор Москвы в 1812 году.
А сейчас на её месте – парковка.