Найти в Дзене

Боль пятой точки "каролинов"

Не секрет, что некоторые государства, несмотря на то, что, благодаря катастрофическому распаду исторического российского государства, они снова смогли обрести "второй исторический шанс", продолжают испытывать фантомные боли. Архетипические примеры - это поляки и турки, но в данном устойчивом "коллективе" есть и новые участники. Одна из них Швеция, в лице части элит просто алкающая вступить в НАТО. Уже давно шведский историк Гернер продвигает концепцию о том, что это Россия не выиграла Полтавскую битву, потерпела "пиррову победу", которая отбросила её на столетия в "варварство, тиранию" и всё остальное нехорошее. То ли дело если бы шведы победили и тогда было бы создано "уютное европейское государство" со столицей в Киеве. Что то это напоминает, кстати... Возникает, правда, вопрос - а что тогда делать со шведами, которые неустанно практически все следующие сто лет до 1809 года пытались превозмочь этих самых "оппирившихся" русских, зачастую ставя себе решительные цели вроде "срытия Сан
Бегство "каролинов" из Норвегии
Бегство "каролинов" из Норвегии

Не секрет, что некоторые государства, несмотря на то, что, благодаря катастрофическому распаду исторического российского государства, они снова смогли обрести "второй исторический шанс", продолжают испытывать фантомные боли. Архетипические примеры - это поляки и турки, но в данном устойчивом "коллективе" есть и новые участники. Одна из них Швеция, в лице части элит просто алкающая вступить в НАТО.

Уже давно шведский историк Гернер продвигает концепцию о том, что это Россия не выиграла Полтавскую битву, потерпела "пиррову победу", которая отбросила её на столетия в "варварство, тиранию" и всё остальное нехорошее. То ли дело если бы шведы победили и тогда было бы создано "уютное европейское государство" со столицей в Киеве. Что то это напоминает, кстати...

Получит фашист гранату, ну или хотя бы "каролин" палашом. И да, художник так видит...
Получит фашист гранату, ну или хотя бы "каролин" палашом. И да, художник так видит...

Возникает, правда, вопрос - а что тогда делать со шведами, которые неустанно практически все следующие сто лет до 1809 года пытались превозмочь этих самых "оппирившихся" русских, зачастую ставя себе решительные цели вроде "срытия Санкт-Петербурга" и "изгнания московитов назад в Азию". Что характерно, в этом желании отомстить трогательно сливались обычно соперничавшие партии усиления королевской власти и парламент, в котором существовала целая "патриотическая" партия "шляп". Главным противником воинственных устремлений считалась партия "колпаков", но она фактически содержалась на русские деньги и всегда клеймилась истинными шведскими патриотами как партия пораженцев. Всё это трогательное единение шведской династии и шведского народа было прервано двумя фактами - отторжение Финляндии в начале 19 века и восшествием на престол Швеции иноземной династии французского маршала из Гаскони Дартаньяна Карла XIV Юхана в девичестве Жана-Батиста Жюля Бернадота. Новый король был профессиональным военным и решил, что дальше воевать с Россией чересчур опасно и лучше согласиться на "синицу в руках" - отобранную у Дании Норвегию. Правда позже и она получила независимость и Швеция стала вечным нейтралом почти до нынешнего времени.

Шведский король до конца жизни стыдился раздеваться на публике, потому что по молодости и глупости наколол у себя на груди "Смерть королям и тиранам"
Шведский король до конца жизни стыдился раздеваться на публике, потому что по молодости и глупости наколол у себя на груди "Смерть королям и тиранам"

Но тогда получается, что сто лет шведской истории - это погоня за "пирровой победой"? "Вы мне настолько не интересны, что я бежала сто километров чтобы сказать вам об этом" ТМ.

P.S. Ну, и ещё кое-что про шведов и финнов. В современной историографии этих стран распространены ужасные истории о том, как страшные казаки разоряли Финляндию и Швецию впервые увидев асфальт - грабили всё подчистую, сжигали людей в печах, отрезали груди у женщин и сажали младенцев на колья. Рассказы эти широко известны из приходских книг, которые вели шведские пасторы. Но на фоне этих историй возникает ряд вопросов - во-первых, собственно именно казаков в составе русских войск на Северном театре было немного, всего не более 1000 человек, во-вторых подавляющее большинство пасторов при вступлении русских войск в Финляндию релоцировалось убежало с семьями в Швецию, а ещё значительное их количество после задержания русскими войсками отсылалось туда же для агитации за переговоры (пастор по сути это тот же шведский чиновник, так как церковь Швеции подчинялась королю). Отношение к пасторам как вражеским чиновникам накладывалось на память о том, как вели себя "каролинские" войска по отношению к церквям, священникам и иконам в ходе своего вторжения в Россию. Всё это привело к тому, что, судя по достаточно полным переписям предметов, которые регулярные войска захватывали и увозили из Швеции, преимущественно грабили именно протестантские кирхи и дома пасторов (в записях есть даже "шапочка пастора").

Художник так видит Великую Северную войну часть вторая...
Художник так видит Великую Северную войну часть вторая...

Увы, но история 18 века - это не только "война в кружевах", но и грабёж, насилие и убийства. Что могло помешать пасторам, вернувшимся после окончания войны в свои приходы, оболгать русских задним числом и приписать им то, что они никогда не делали? Наверное, риторический вопрос.