Найти тему
Вечерняя Казань

Компенсация в полмиллиона или снос: нужны ли казанцам гаражи?

Оглавление

Гаражных кооперативов, строительство которых пришлось еще на советский период, сейчас в Казани 160. Их общая площадь - 213 гектаров, что соответствует размеру 300 футбольных полей. Среди казанцев периодически поднимается вопрос, нужны ли вообще старые гаражные комплексы? Кто-то считает, что гаражи нужно оставить, других возмущает место скопления построек, около которых просто страшно находиться. Обсуждаем с экспертами и владельцами гаражей, насколько эти постройки необходимы городу.

Мэрия Казани опубликовала опрос о том, каким люди видят будущее гаражей? Речь исключительно о гаражных комплексах, потому что работа по отдельностоящим постройкам ведется уже давно. Администрации районов города уже несколько лет проводят учет точечных гаражей, проверяют их на наличие обязательных документов и дальше принимают решение о демонтаже либо о приведении в надлежащий вид. Так, Сергей Миронов, глава Кировского и Московского районов Казани, еще в начале года сообщил, что в 2023 году планируется снести около 200 незаконных построек гаражей.

ПРИТЯГАТЕЛЬНОЕ МЕСТО ИЛИ ДЕПРЕССИВНЫЙ УГОЛОК?

Широкого обсуждения, что делать с гаражными кооперативами, в городе еще не было - хотя проблема, безусловно, существует. Из основных: большая площадь занятой территории, которая не всегда вписывается в стратегию развития города, неэстетичный внешний вид, нередко скопление асоциальных личностей. Нужно ли перестраивать существующие гаражные кооперативы в притягательные общественные места или все оставить как есть?

- Дело в том, что многие гаражи даже в гаражных кооперативах пустуют, так как находятся в значительном отдалении от места проживания владельца автомобиля, - говорит мама двоих детей, проживающая недалеко от ГК «Салют», Алия Хузина. - Часто гараж используется как склад, поэтому может лучше их и переустроить? С другой стороны, есть те, кто пользуется гаражом регулярно. Мне кажется, нужно рассматривать судьбу каждого кооператива индивидуально.

-2

Владельцы гаражей подтверждают: часть гаражей в кооперативах действительно пустует.

- Здесь половина собственников не приезжает, - рассказывает владелец гаража в ГСК «Родник» Андрей. - Рядом гараж стоит, у него вообще крыши нет. Комплекс полупустой. Другой гараж здесь двухэтажный, с окном на втором этаже, тоже давно там никого не видели. Владелец вроде раньше хотел открыть какую-то мастерскую, но давно не появлялся.

Тем не менее жизнь в некоторых кооперативах бурлит. Гаражи всегда были не только местом хранения автомобиля, но и своеобразным клубом по интересам, здесь люди общались. В наше время гаражи все чаще используют под бизнес. В мэрии Казани заверили, что никто никого выкидывать из кооперативов не собирается. Пока ведомство лишь выясняет, нужно ли придать данному месту другой вид или оставить все как есть.

- Ни о какой конкретике в вопросе переустройства гаражных комплексов пока речи не идет. Нам самим интересно узнать мнение жителей нашего города. Мы узнаем, что хотят казанцы, - сообщили нам в пресс-службе мэрии. -  Может, в этих кооперативах мастера, умельцы есть какие. Это все можно будет обыграть: сделать хорошее освещение, облагородить. Либо ничего не делать, так как всех все устраивает.

НАС УЖЕ ПРЕДУПРЕДИЛИ: БУДУТ СНОСИТЬ

Владелец гаража ГСК «Якорь» в Вахитовском районе говорит, что их уже предупредили, что в следующем году комплекс снесут. Мужчина надеется получить хорошую компенсацию, чтобы купить новый гараж. Кто именно планирует сносить кооператив (администрация или частные компании), точно неизвестно. Сейчас много строительных организаций, также имеющих виды на гаражные кооперативы.

-3

- 10 лет назад купил гараж в этом ГСК за 150 тысяч. Говорят, в следующем году его хотят снести, всех уже предупредили. На компенсацию, если она будет, куплю себе новый гараж. Здесь очень удобно и вещи хранить, и машину ставить, сейчас вот ее ремонтирую, - делится наш собеседник.

-  Правительство хочет снести, но что здесь будет - непонятно, - подтверждает его слова охранник ГСК «Якорь». -  Гостайна какая-то. Они даже тендер ещё не организовали. Здесь люди в основном машины ставят, некоторые под склад оборудуют. Сейчас гаражи здесь стоят 400-500 тысяч. Надеюсь, компенсация такая же будет.

«НИ ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ НЕ ПРОДАМ»

У кого гараж в собственности, как правило, терять его не хочет, даже за компенсацию и даже с учетом того, что использует его исключительно для складирования вещей.

«У меня все документы в порядке, почему я должен лишаться собственности, - возмущается в комментариях под опросом мэрии пользователь под ником Человек. - Никто не запретит мне хранить в гараже лодку, иметь погреб, хранить колеса. Земли хватает, просто платить деньги никто не хочет, проще отнять у людей».

- Я бы никому не продал гараж, ни за какие деньги. Вы посмотрите, какая красота! Кто от нее откажется? - говорит владелец гаража Артем из ГСК «Родник». (Комплекс находится на возвышении, с него видны Новая Сосновка и река Киндерка.)

По словам директора агентства по недвижимости КАИР в Казани Ростислава Смирнова, спрос на гаражи был всегда, остаётся он и сейчас.

- Не могу сказать, что произошли какие-то резкие изменения спроса за последние 2-3 года. В основном, спрашивают гаражи, где можно организовать какой-нибудь бизнес, или гаражи, в окружении которых уже сформировался целый обслуживающий автомобильный комплекс: автомойка, шиномонтаж, ремонтные мастерские. Так что всегда есть кому покупать и всегда есть кому продавать. Покупают гаражи, в том числе, компании, которые занимаются строительством паркингов. Я знаю, что многие гаражные кооперативы сейчас выкупаются застройщиками, которые строят на их месте жилые комплексы, - рассказывает Смирнов.

МНОГОУРОВНЕВЫЕ ПАРКОВКИ ВМЕСТО КООПЕРАТИВОВ

В опросе мэрии «Каким вы видите будущее гаражей» почти в равных процентах идут ответы «разработать нормы для владельцев: пусть возле гаражных кооперативов хотя бы будет светло» и «убрать гаражи, а месту найти новое общественное применение» - 44% и 42% соответственно.

Под новым применением люди чаще понимают переделку территории гаражных кооперативов под социальные объекты, которых может не хватать в данном районе (в том числе многоуровневых парковок). Хотя тут же находятся оппоненты, утверждающие, что автовладельцы ставить машины все равно будут ближе к дому, да и платить за парковочное место не в менталитете города.

Предложение о строительстве многоярусного паркинга многим кажется актуальным: город стремительно растет, а вместе с ним и количество машин у населения. Заставленные машинами дворы многие отмечают как непривлекательные. Несмотря на то, что при строительстве новых жилых комплексов застройщики сразу закладывают парковочные места, проблема парковок действительно очень актуальна.

Урбанист Ян Гордеев считает, что о будущем гаражных кооперативов пока говорить рано.

-4

- Лет через 10, может, эта проблема и решится, но не сейчас. Вопрос гаражных кооперативов однозначно однажды встанет остро, слишком они выбиваются своим внешним видом из общей картины города. Но сейчас никто из собственников не пойдет на продажу гаража, а потому вряд ли муниципалитет будет что-то делать с комплексами, зачем поднимать недовольство собственников? Это никому не выгодно. Да, кооперативы страшно выглядят, но пока они остаются цельными системами. В Набережных Челнах в одном таком комплексе дошло до того, что на территории гаражного комплекса была построена баня, люди чуть ли не жили в кооперативе, стирали, белье развешивали. В Казани, конечно, такого нет, и вряд ли будет, но все равно люди сильно держатся за эти кооперативы, - рассуждает Гордеев.

Урбанист считает, что в будущем гаражные комплексы однозначно ждет снос. Очень странно пытаться облагораживать их - это странное вложение денег.

Экоактивист и урбанист Юлия Файзрахманова отмечает, что вопрос гаражной культуры в урбанистике очень обсуждаемый, есть даже целые исследования на эту тему. Правильно будет в каждом конкретном случае изучить конкретный гаражный кооператив: как он был организован, на какой местности находится, какие права у владельцев, какое рядом окружение, плотность застройки района, и от этого принимать решение.

- Если мы говорим про кооперативы в черте города, особенно в местах достаточно плотной застройки, то часто сталкиваемся с поиском участка под строительство жилья и социальных объектов. В таких случаях под бензопилы нередко идут зеленые зоны или пустыри, которые могут оказаться природными местами, и в этом случае, мне кажется, земельный резерв под строительство различных объектов должен включать гаражные комплексы. В плане приоритетности под застройку они должны стоять раньше, чем зеленые зоны, так как в целом эти территории не играют экологическую роль и не выполняют большого количества функций, - считает Юлия.

При этом эксперты подчеркивают, что договор с собственниками должен быть выгодным для владельцев гаражей. Нужно искать компромиссы, которые бы их устроили. Заставлять людей уходить с территории без адекватной компенсации недопустимо, так как подобная практика встретит большое сопротивление.