Найти тему
Галина Маркус

Любить актера. Киносценарий. 21

ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — УТРО

НА КУХНЕ Мама — трёт в миску морковку, Ирина сидит за кухонным столом в халате, вид у неё бледный.

ИРИНА

-Мам, не надо… не хочу…

МАМА

-Доктор сказал, надо всё равно понемногу кушать, ребёночку нужно прибавлять.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20)

ИРИНА

-Сейчас Дима приедет… тоже продуктов притащит… я на них смотреть не могу.

(пауза)

Помоги мне лучше придумать, куда эти книжки запрятать…

МАМА

-А зачем…?

(хлопает рукой себе по лбу)

А ведь точно! Ещё не хватало, чтоб Дима… А давай просто скажем, что прислали тебе из издательства?

ИРИНА

-Дима вообще не знает, что я чем-то таким занимаюсь…

МАМА

(возмущённо)

-Нет, надо же! Припёрся!

Ирина поднимает на Маму удивлённые глаза.

МАМА

-Я про гения твоего. И чего он не оставит тебя в покое? Ты сказала ему, что выходишь замуж? Нет? Скажи! Иначе он не отстанет!

ИРИНА

-Я и так его больше никогда… Он всё понял. Да и не нужна я ему… совсем сейчас не нужна… так, решил убедиться, наверное.

МАМА

-А про…

Мама кивает и показывает взглядом на Ирин (ещё плоский) живот.

МАМА

(продолжая)

-Про это ты сказала? Что ты ждёшь ребёнка от Димы? Это бы его окончательно отрезвило!

Ирина страдальчески морщится. ЗА КАДРОМ: в комнате звонит городской телефон.

Ирина встаёт из-за стола и идёт в комнату, садится в кресло, берёт трубку.

ИРИНА

-Алло…

ОЛЕНЬКА (ВПЗ)

(из трубки)

-Здравствуй, Ирочка! Это я, Оля, узнала?

ИРИНА

-Оленька! Как я рада тебя слышать… сколько же мы…? Я боялась тебя тревожить… как ты?

ОЛЕНЬКА (ВПЗ)

(из трубки)

-Всё хорошо! У меня мальчик! Вот недавно выписались из роддома.

ИНТ. КВАРТИРА ОЛЕНЬКИ — ДЕНЬ

Оленька стоит возле детской кроватки, разговаривает по радиотелефону с Ириной. В кроватке спит грудничок. Вокруг кроватки — дорогущие погремушки, вся комната устроена под детскую для малыша, светильники полумесяцем, всё уютно и очень дорого.

Оленька поправляет малышу соску.

ИРИНА (ВПЗ)

(из трубки)

-Ох! ЗдОрово! Поздравляю, поздравляю! Замечательно! Как назвали?

ОЛЕНЬКА (ВПЗ)

(из трубки)

-Петей, конечно! Три восемьсот, пятьдесят два сантиметра! И вылитый Петька!

МЫ СНОВА В КВАРТИРЕ ИРИНЫ.

НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ МЫ ВИДИМ ТО ИРИНУ, ТО ОЛЕНЬКУ.

ИРИНА

-А где, где ты рожала?

ОЛЕНЬКА

-В Центре Планирования и Репродукции, там мне и беременность вели.

ИРИНА

-А просто так, с улицы, туда не попасть?

ОЛЕНЬКА

-Если по скорой, то примут, конечно…

(пауза)

А… почему ты спрашиваешь?

ИРИНА

(замявшись)

-Да, просто… для сведения

(решительно)

Просто я тоже хочу мальчика. Но кто будет, тот будет, лишь бы здоровый.

В трубке повисает пауза. Ирина усмехается самой себе.

ОЛЕНЬКА

(осторожно)

-Ты беременна? И какой срок?

ИРИНА

-Только на третьем.

ОЛЕНЬКА

-И… от кого, если не секрет?

ИРИНА

-От своего друга. Мы вместе работаем.

ОЛЕНЬКА

-Вы поженились?

ИРИНА

-Пока нет… Может, после… как родится ребёнок. Сейчас мне не до свадьбы.

ОЛЕНЬКА

-Ясно…

(пауза)

Брюсов знает?

ИРИНА

(с усмешкой)

-Теперь будет знать…

ОЛЕНЬКА

(испуганно лепечет)

-Если не хочешь, я не скажу.

ИРИНА

-Да какая разница? У него свои проблемы.

ОЛЕНЬКА

-Ир… я ведь… меня ведь… В общем, я рада тебя слышать, но… Меня Петька просил позвонить. Говорит, Брюсов обнаружил, что у тебя кто-то есть, места себе не находит. Просил узнать, насколько всё серьёзно.

ИРИНА

-Ну, и передай, что серьёзно. Не переживай, Оленька, я понимаю. Можно, я тебе буду звонить, если какие вопросы насчёт ребенка или врачей?

ОЛЕНЬКА

(расстроено)

-Конечно, дорогая, звони, обязательно звони…

Малыш в кроватке начинает кряхтеть.

ОЛЕНЬКА

-Прости, Ирочка, Петька проснулся… целую!

МЫ В КВАРТИРЕ ИРИНЫ.

В КОМНАТУ ИРИНЫ входит Мама. Ирина поднимает на Маму грустные глаза, кладёт руку себе на живот.

ИРИНА

(Маме)

-Вот теперь Брюсов всё знает…

Мама садится рядом с Ириной, гладит её по руке утешительно. Ирина продолжает держать руку на животе, морщится, прислушивается к ощущениям внутри себя.

ИРИНА

-Мам… что-то не так… так потянуло вдруг внизу… ой… это что может быть? Так бывает?

МАМА

(испуганно)

-Как — потянуло? Резь?

ИРИНА

-Нет, просто тянет… но как-то… Сейчас пройдёт, наверное?

Ирина встаёт, стоит, не двигаясь, прислушивается к себе.

ИРИНА

(решительно)

-Мам… Вызывай скорую.

МАМА

-Ты… уверена? Может, так просто что-то? Просто тянет, или…

ИРИНА

-Мам, если что с ребёнком, я не вынесу… вызывай, пожалуйста, поскорее!

Мама кидается к телефону.

СЕДЬМАЯ СЕРИЯ

ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ

Дима с Мамой, оба в бахилах, заглядывают в палату, в руках у них сумки с продуктами. В палате четыре койки, на одной из них — у окна — спит лицом к стене женщина, на другой, ближе к входу, сидит БЕРЕМЕННАЯ, читает книжку. Две другие койки пусты. Беременная поднимает голову.

БЕРЕМЕННАЯ

-Вы к Ире? Она на уколах.

ИНТ. БОЛЬНИЧНЫЙ КОРИДОР/ХОЛЛ — ДЕНЬ

Дима с Мамой сидят в коридоре, из кабинета с надписью «Процедурная» выходит Ирина в тренировочном костюме, держится рукой за ягодицу.

ИРИНА

-Ой, привет! Вы чего толпой?

Ирина улыбается, целуется с Мамой и Димой.

ИРИНА

-Говорила же, не приезжайте, вот так и знала, что полные сумки притащите!

Все трое идут в больничный ХОЛЛ.

В холле на одном из диванчиков сидит женщина в домашнем халате и мужчина-посетитель в бахилах. Ирина, Дима и Мама садятся на диванчик в другом углу. Дима берёт Ирину за руку. Ирина смотрит на свою руку, но не вырывает её.

ДИМА

-Как ты? Что говорит доктор?

ИРИНА

(озабоченно)

-Говорит, молодец, что сразу сюда, угроза выкидыша была. Ещё две недели на сохранении полежать надо…

МАМА

-Лежи столько, сколько надо, не торопись!

ИРИНА

(серьёзно)

-Конечно, мам.

(Диме)

Дим, ты как там, справляешься?

ДИМА

-Да… Хорошо, что Машу взяли…

(претыкается)

Ну, то есть, с тобой, конечно, лучше, но она вроде тоже ничего… то есть…

Дима окончательно теряется, но Ирина этого не замечает, она уже повернулась к Маме.

ИРИНА

-Мне успокоительное назначили — говорят, для ребёнка безопасное. Как думаешь — не вредно?

МАМА

-Не надо нервничать, надо воздухом дышать больше, витаминчики пить…

ДИМА

-А что УЗИ показало?

ИРИНА

-На этом сроке УЗИ пока не показывает… Но мне кажется, будет мальчик…

ДИМА

-И когда тебе рожать?

ИРИНА

-Как я и думала, середина марта…

Ирина встаёт с диванчика и подходит к большому окну в холле. ЕЁ ГЛАЗАМИ: за окном осень в разгаре, деревья оранжево-красные, земля усыпана красивым ковром из листьев.

ИНТ. КОРИДОР ОРГАНИЗАЦИИ — ДЕНЬ

Ирина стоит у окна в коридоре, неподалёку от кабинета Директора, смотрит в окно. ЕЁ ГЛАЗАМИ: на деревьях уже нет ни одного листочка, слякотно, вперемешку с коричневыми листьями местами лежит снег — начало декабря.

Ирина отходит от окна — у неё уже довольно заметный живот, как у беременной на шестом месяце. Из кабинета Директора выходит Дима, подходит к Ирине.

ДИМА

-Всё в порядке, он тебя ждёт.

ИНТ. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА — ДЕНЬ

Директор сидит на своём месте, заходит Ирина. Директор приветливым жестом приглашает Ирину сесть. Ирина садится.

ДИРЕКТОР

-Ирина Сергеевна, я… э-э… в курсе вашего интересного, так сказать, положения…

ИРИНА

(усмехается)

-Надо думать.

ДИРЕКТОР

-У вас какие планы насчёт работы?

ИРИНА

-Что вы имеете в виду?

ДИРЕКТОР

-Когда вам официально в декрет?

ИРИНА

-Через месяц с небольшим, но, если честно, я хотела взять отпуск за этот год, я летом ведь не была. Да и врач говорит… я лежала на сохранении…

ДИРЕКТОР

-Ирина Сергеевна, я всё знаю. Вы помните, как я отношусь к своим лучшим работникам. Я отпущу вас, как только вам станет невмоготу, но я очень прошу вас закрыть этот год. Дмитрий Иванович молодец, и Марию он хвалит, но всё-таки я на вас очень надеюсь.

ИРИНА

-Конечно, я постараюсь. Но мне уже тяжело по утрам в транспорте.

ДИРЕКТОР

-А разве… Дмитрий Иванович…

(прерывает себя)

Вы можете приезжать попозже, чтобы не попадать в час-пик. И если вам надо к врачу или уйти пораньше — всегда пожалуйста.

ИРИНА

(с приятным удивлением)

-Спасибо!

ДИРЕКТОР

-Но, я надеюсь, что вы к нам вернётесь. Незаменимых, как говорится, нет, но есть люди, которых заменить очень трудно.

Ирина смотрит на Директора задумчиво.

ИНТ. КВАРТИРА БРЮСОВА — ВЕЧЕР

Брюсов полулежит в гостиной на диване с пультом в руке, щёлкает программы на огромном, почти во всю стену, жидкокристаллическом телевизоре.

Лиза сидит напротив Брюсова в кресле, она одета «на выход» — в нарядный брючный костюм изумрудного цвета. Лиза в нерешительности смотрит на часы. Брюсов в её сторону даже не глядит.

ЛИЗА

-Са-ааш… Я не хочу ехать одна. Все будут ждать тебя… что люди подумают?

БРЮСОВ

(не меняя позы)

-С некоторых пор мне плевать, что подумают эти люди.

ЛИЗА

-Да тебе на всех наплевать!

Лиза вскакивает и начинает ходить по комнате, загораживая Брюсову телеэкран.

ЛИЗА

(продолжает)

-Вот скажи — ну скажи, почему ты отказываешься сниматься во Франции? Ты ведь сам этого сначала хотел! Отец так старался, вёл переговоры, а ты…

БРЮСОВ

(сквозь зубы)

-Я очень ему благодарен.

(раздражённо)

Сядь, я ничего за тобой не вижу.

ЛИЗА

-Да у этого режиссёра даже в домашнем видео все счастливы были бы сняться!

БРЮСОВ

(усмехается)

-Ну так снимись — у тебя получится. Пусть папа договорится.

Лиза останавливается напротив Брюсова, с возмущением вплескивает руками.

ЛИЗА

-Ну чем, чем тебе не понравился сценарий? Видите ли, он — драматический актёр! Настоящий актёр не брезгует разными жанрами.

Брюсов выглядит разозлённым, глаза у него темнеют, он резко садится на диване.

БРЮСОВ

-Слушай, ты… поучи меня ещё, кинокритик великий! Сказал тебе — дерьмовый фильм, значит дерьмовый. Не для того я тут…

(осекается, махает рукой)

Не для того я… в этой профессии… Если уж я…

(морщится)

То я собираюсь заниматься искусством, ясно? И плевать мне на рейтинги и на бабки. И на папу твоего тоже.

ЛИЗА

(оскорблёно)

-Вот как ты заговорил…

Лиза выбегает из гостиной, через секунду вбегает обратно в гостиную — в руках у Лизы дорогое белоснежное пальто, останавливается в дверях. Брюсов снова демонстративно разваливается на диване.

БРЮСОВ

(холодно)

-Пойди, нажалуйся — пусть состряпает на меня пасквиль. Только на этот раз, не забудь — в алкаша меня превращаешь уже ты. Что, кстати, недалеко от истины.

ЛИЗА

(запинаясь от гнева)

-Я?! Я? Да я… ради тебя… Бегаю вокруг… стараюсь… Я тоже устала… Меня, между прочим, приглашал на праздники Мэйсон!… в свой замок. А я отказалась!

БРЮСОВ

(холодно)

-Ну так съезди, проветрись.

Лиза снова встаёт между Брюсовым и телеэкраном.

ЛИЗА

-Тебе что — по барабану совсем, да?! А он… а Мэйсон… между прочим, он уже сделал мне предложение!

БРЮСОВ

(спокойно)

-Поздравляю. Смотри, не будь дурочкой, не упусти.

Лиза растерянно смотрит на Брюсова. В глазах у неё появляются слёзы.

БРЮСОВ

-И отойди, пожалуйста, от телевизора, я же тебя просил.

Лиза круто разворачивается и выбегает из гостиной. ЗА КАДРОМ слышится звук с силой захлопнутой двери.

ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — ВЕЧЕР

Ирина ходит по комнате с рулеткой в руках, замеряет ширину книжного шкафа, в раздумьях смотрит на стену, заставленную мебелью. Раздаётся звонок по городскому телефону.

ИРИНА

(в трубку)

-Да, слушаю…

ИНТ. КВАРТИРА ВЕРЫ — ВЕЧЕР

Вера в халате, одной рукой гладит утюгом на гладильной доске детскую пижаму, разговаривает по радиотелефону с Ириной.

ВЕРА

(в трубку)

-Ирка, привет! Как себя чувствуешь?

МЫ СНОВА В КВАРТИРЕ ИРИНЫ. НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДИАЛОГА ПО ТЕЛЕФОНУ МЫ ВИДИМ ТО ИРИНУ, ТО ВЕРУ.

ИРИНА

-Получше. Токсикоза такого уже нет…

ВЕРА

-Слушай, тут такое дело. Если тебя надо куда-то отвезти — в поликлинику там, или ещё куда…

ИРИНА

-Да меня Димка возит, или отчим.

ВЕРА

(таинственно)

-Нет, ты должна сказать, когда и куда тебе надо — ясно?

ИРИНА

-Если честно — нет.

Вера вздыхает, словно разговаривает с непонятливой ученицей, начинает жестикулировать рукой с утюгом.

ВЕРА

-Ир! Виталик тебя отвезёт! Ты его попросишь, хорошо?

Вера смотрит на утюг, опомнившись, ставит утюг на доску.

ИРИНА

-А зачем?

ВЕРА

-Ирка, беременность что, тебе на мозги повлияла? Затем, чтобы был повод… он тебя повезёт, а я с вами, вроде как ради тебя…

ИРИНА

-А что, Полиночка — разве не повод?

ВЕРА

-Полиночка — это его ребёнок. А ты — моя подруга. Моя — понимаешь? И это нас сблизит.

Ирина закатывает глаза и вздыхает.

ИРИНА

-Ладно, попрошу… только мне пока никуда не надо.

ВЕРА

(канючит)

-А если подумать? Ну, И-иир…

ИРИНА

-Хотя… к издателю вот надо съездить. Димке я про книжки не говорила, а отчима дёргать жалко.

ВЕРА

-Отлично! Когда поедем?

ИНТ. МАШИНА ВИТАЛИКА В ДВИЖЕНИИ — ДЕНЬ

Виталик за рулём, ведёт «Жигули» не самой новой модели. Ирина с Верой сидят на заднем сидении.

ВЕРА

(шёпотом)

-Брюсов не объявлялся?

ИРИНА

-Нет. С днём рождения меня осенью Оленька поздравляла…

ВЕРА

-Ты расстроена?

ИРИНА

-Так гораздо спокойнее. Сейчас главное — пережить эту зиму.

ВИТАЛИК

-Кого ждёте, Ирин?

ИРИНА

-УЗИ показало, что мальчик.

ВЕРА

-А как у тебя с Димой? Он к тебе так и не переехал?

ИРИНА

(негромко)

-Ох, Вер… меня совесть замучила. Знаешь, когда вот его рядом нет, как сейчас, я вроде могу даже представить, что мы вместе, и как у нас будет семья…

(пауза)

Вер, но как только он приходит — всё! Ничего не могу с собой поделать. Смотреть на него каждый день и думать… о другом, понимаешь? Разве так честно?

Вера с опаской поглядывает на Виталика.

ИРИНА

-Возможно, когда будет малыш…

ВЕРА

-Конечно! У беременных, знаешь, гормоны, и всё такое…

ИНТ. ИЗДАТЕЛЬСТВО — ДЕНЬ

Ирина сидит в кабинете Издательства, у стола РЕДАКТОРА.

РЕДАКТОР

-Ирина, с авторским гонораром… у вас вопросов нет? Всё приходит вовремя?

ИРИНА

-Да, спасибо. Я даже не ожидала, что будет такая приличная сумма.

РЕДАКТОР

-Книга хорошо продаётся, кстати, большая редкость в наше время. Директор издательства просил передать вам наше предложение.

Редактор кладёт перед Ириной договор на нескольких страницах.

РЕДАКТОР

-Мы хотим заключить с вами договор… по которому все ваши последующие книги будут выходить только у нас.

Ирина пожимает плечами.

ИРИНА

-Я не уверена, что буду ещё что-то писать… у меня есть стихи, но ведь стихи сейчас не издают.

РЕДАКТОР

-Стихи можно будет издать, когда ваше имя станет у всех на слуху. Вы подпишите, а там — как получится.

ИРИНА

-Ну… ладно…

Ирина берёт в руки договор и начинает читать.

ИНТ. ОФИС ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА — ДЕНЬ

Ирина и Маша сидят в кабинете за компьютерами. У Ирины звонит мобильный телефон. Ирина удивлённо смотрит на номер, отвечает на звонок.

ИРИНА

(в трубку)

-Здравствуй, Петенька… Что-то случилось? Как малыш?

СТАРКОВ (ВПЗ)

(из трубки)

-Да всё в порядке, Иришка. Прости, давно не общались, а я, как всегда, с просьбами…

(пауза, нерешительно)

Ты как себя чувствуешь?

ИРИНА

-Спасибо, всё вроде идёт, как надо.

СТАРКОВ (ВПЗ)

(из трубки)

-Ириш, я понимаю… ты и так нам очень помогла. Но у нас Оксана уволилась — перед самым годовым отчётом! Взяли новую, а она, конечно, в трансе — что и как. Разбирается потихонечку, девочка умная, но… Тебе очень сложно будет подъехать? За консультацию заплачу, даже не спорь.

ИРИНА

-Ну что ты, какие деньги… Я Брюсову больше должна — на книжке заработала прилично.

Маша поднимает голову от бумаг и начинает прислушиваться к разговору.

СТАРКОВ (ВПЗ)

(из трубки)

-Да, я знаю. Оля купила, ей очень понравилось. А вот я, извини, не любитель читать, да и некогда. Вот разве что фэнтэзи…

ИРИНА

-Только, Петь, пару условий.

СТАРКОВ (ВПЗ)

(из трубки)

-Какие угодно!

ИРИНА

-Я отпрошусь с работы, ты меня встретишь и отвезёшь, ладно? Чтобы успеть до конца рабочего дня.

СТАРКОВ (ВПЗ)

(из трубки)

-Да, конечно, я понимаю… А во-вторых?

ИРИНА

-А во-вторых, чтобы Брюсова там в это время не было.

Некоторое время в трубке только молчание.

СТАРКОВ (ВПЗ)

(из трубки)

-Договорились! Он теперь вообще у нас редко бывает, только налётами.

Ирина кладёт трубку.

ИРИНА

(Маше)

-Маш, мне надо будет уехать по делу. Дима на филиале, звонить ему не хочу, слишком долго объяснять. Если не успею вернуться, скажи ему, что я в консультацию, ладно?

Маша пожимает плечами, кивает — на лице у неё написано сомнение.

_________________________________

Продолжение - 22.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20)

обложка - художница Елена Юшина

Навигация по каналу Галины Маркус