Шел второй год Великой Отечественной войны. Общее соотношение сил на южном участке советско-германского фронта складывалось в пользу противника. Советские войска после понесенных в Крыму и под Харьковом тяжелых потерь не успели получить пополнение и не смогли закрепиться на новых рубежах. Резервы, имевшиеся на юго-западном направлении, были, в основном, израсходованы в ходе тяжелых майских и июньских боев. В результате, группировка наших войск на юго-западном направлении в конце июня 1942 года оказалась крайне слабой.
Между тем, в середине июля 1942 г. передовые части крупных вражеских сил вышли в большую излучину Дона. Возникла реальная угроза прорыва противника в район Сталинграда.
Советское Верховное Главнокомандование приняло срочные меры к усилению действовавших на этом направлении войск. На дальние подступы к Сталинграду, на рубеж Дона, выдвигались и развертывались в пятисоткилометровой полосе от Павловска до Верхне-Курмоярской резервные армии созданного 12 июля 1942 г. Сталинградского фронта.
Соотношение сил противоборствующих сторон складывалось в пользу немцев. В наступавших соединениях 6 полевой немецкой армии имелось около 270 тысяч солдат и офицеров, 3 тысячи орудий и минометов, 500 танков. С воздуха эти силы поддерживались 1200 самолетами 4-го воздушного флота Германии. К 16–17 июля советские войска на Сталинградском направлении реально могли противопоставить врагу 12 дивизий: около 160 тысяч человек личного состава, 2200 орудий и минометов, до 400 танков. В составе нашей 8 воздушной армии было всего 454 самолета. Противник превосходил советские войска по численности людей в 1,7 раза, по артиллерии и танкам в 1,3 раза, по авиации более, чем в 2 раза. Немецко-фашистские войска наступали, прочно владея инициативой, обладая боевым опытом — 6 полевая армия была одной из лучших армий вермахта.
Совсем иное положение было в войсках Сталинградского фронта. Резервные армии, выдвигавшиеся из глубины, спешно, с марша занимали оборону на слабо или совсем не подготовленных для этого рубежах, в открытой местности сразу же попадая под удары вражеской авиации. Как правило, личный состав резервных армий не имел боевого опыта. Нашим войскам не хватало противотанковой и зенитной артиллерии.
Вот в таких условиях в жарких Донских степях и начиналась великая битва, изменившая ход II мировой войны.
В первые же дни боев важно было выиграть время для подтягивания войск из резерва и развертывания их на рубежах обороны. Время необходимо было и для того, чтобы восстановить боеспособность наших частей и соединений, проделавших тяжелый путь отступления и вынужденных с марша, изнуренные июльским зноем, вступать в бои. С этой целью — втянуть противника в затяжные бои, измотать его, максимально задержать его продвижение - командование Сталинградского фронта приказало выслать вперед сильные передовые отряды. Кроме того, выдвижение передовых отрядов имело целью вскрыть группировку противника и установить характер и направление его действий.
Так, от 62 армии, державшей оборону на западном берегу Дона, в его большой излучине, на рубеже Клетская — Суровикино (90 км) выдвигались на рубеж реки Чир 3 армейских передовых отряда. Каждый из них был в составе стрелкового полка, усиленного батальоном танков и дивизионом артиллерии. 676-й стрелковый полк от 192-й стрелковой дивизии (нас. пункт Пронин, восточнее станицы Боковской); 88-й гвардейский стрелковый полк от 33-й гвардейской стрелковой дивизии (ст. Чернышковская — х. Русаков); 186 стрелковый полк от 184-й стрелковой дивизии (нас. пункты Синяпкин — Гусынка).
Как же воевали эти люди? Читателю, конечно, известен знаменитый роман М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». Известна также не менее знаменитая его экранизация В.М. Шукшина, где наши великие артисты блестяще отразили мысли, чувства, переживания наших бойцов.
А вот в фондах Музея-заповедника «Сталинградская битва» сохранились бесценные свидетельства, воспоминания участников этих драматических событий.
Передо мной пожелтевшие страницы воспоминаний гвардии подполковника в отставке Василия Захаровича Ломовского. Он, в то время гвардии лейтенант, зам. командира 1-й роты 88-го гвардейского стрелкового полка 33-й гвардейской стрелковой дивизии, был в числе тех, кто первыми встретил врага в степях, на рубеже реки Чир 17 июля 1942 г.
Его воспоминания написаны как хроника боев 88-го гвардейского стрелкового полка – передового отряда 33-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии.
Он пишет: «Нашему передовому отряду командованием 62 армии была поставлена задача: атаковать противника в районе ст. Чернышевской — х. Русаков, втянуть его в бой, использовать внезапность, наносить урон, захватывать пленных, сорвать продвижение колонн.
Для выполнения этой задачи полк был усилен 651-м танковым батальоном, дивизионом 59-го артиллерийского полка и одной батареей истребительно-противотанковой артиллерии. Командиром отряда был назначен командир 88-го гвардейского стрелкового полка гвардии майор Петр Васильевич Евдокимов.
17 июля 1942 г.
На рассвете 17 июля на основании разведданных командир отряда майор П. В. Евдокимов решил атаковать противника и овладеть х. Русаков (в 2-х км от ст. Чернышевской) силами 1-й и 2-й роты автоматчиков при поддержке взвода танков Т-34. Атака прошла быстро. Немцы потеряли много личного состава, автомашин и другой техники и в панике бежали через р. Чир, заняв поспешную оборону на западном берегу реки. Наши потери были незначительны.
Командир отряда решил развить успех и взять ст. Чернышевскую. Для выполнения этой задачи было назначено 5 танков Т-34 и 2 танка Т-60, а также 2 взвода 1-й роты. Командиры взводов гвардии лейтенант В. З. Ломовский (автор воспоминаний) и гвардии лейтенант А. Володин.
Примерно в 8 часов 30 минут танки с окраины х. Русаков рванулись под уклон к берегу р. Чир (оба взвода — 60-65 чел. — разместились на их броне), сходу форсировали по деревянному мосту эту реку, прорвали оборону немцев и устремились к ст. Чернышевской. Не доходя 100 метров до крайних домов станицы, наши танки развернулись в линию и открыли огонь из пулеметов. Десантники быстро спрыгнули с танков и сходу пошли в атаку. Немцы встретили их ураганным огнем из пулеметов, батальонных минометов. Атакующие залегли, на открытом месте, неся потери от плотного огня противника. Но вскоре оставшиеся при поддержке 2-х танков (4 были подбиты немцами) атаковали снова. Им удалось продержать оборону до 18.00 (весь день!!!). Потом они получили приказ от командира батальона отойти к р. Чир.
18 июля
С утра долину р. Чир затянуло плотным сплошным белым туманом. Воспользовавшись этим, противник подтянул свои силы к реке и атаковал наши подразделения. В течение всего дня 1-й гвардейский стрелковый батальон и рота автоматчиков при поддержке минометчиков и артиллерии отбивали атаки немцев и, нанеся им значительный урон, не пропустили через р. Чир.
19 июля
Передовой отряд активных действий не вел, готовился к атаке на Чернышевскую 20 июля (на следующий день).
20 июля
В пять часов утра 1-й гвардейский стрелковый батальон и 651-й танковый батальон атаковали немцев. Они открыли по наступающим шквальный огонь. Пехота залегла. Танковые роты, вырвавшись вперед, вели тяжелый бой до середины дня. Во второй половине дня командир отряда гвардии майор П. В. Евдокимов принял решение атаковать противника силами 2-х батальонов при поддержке трех танковых рот и артдивизиона. Практически в бой были введены все основные силы отряда. Танкисты ворвались в ст. Чернышевскую, их поддерживали автоматчики 2-й автоматной роты. Остатки 1-го, 2-го, 3-го батальона атаковали станицу с севера-востока и юго-востока. Завязалась упорная и жестокая схватка отряда со свежими немецкими подразделениями. Наши войска неоднократно врывались в станицу, но не смогли там закрепиться, встретив упорное сопротивление немцев.
21 июля
С утра противник большими силами атаковал передовой отряд. Пехота и танки немцев были встречены организованным огнем орудий, танков и пехоты отряда. За день были отбиты 3 яростные вражеские атаки, уничтожено до батальона немецкой пехоты и 20 танков.
22 июля
Не добившись успеха в атаке с фронта, немцы начали обходить отряд с севера, бросив против него до 2-х пехотных полков. Отряд Евдокимова к этому времени понес значительные потери личного состава и техники, закончились боеприпасы, связи с дивизией у отряда не было. Учитывая все это, командир принял решение отойти к главным силам дивизии».
В результате, передовой отряд с честью выполнил поставленную перед ним задачу. Противнику был нанесен большой урон: уничтожено 8 противотанковых орудий, 4 бронемашины, 3 мотоцикла, 18 автомашин и до батальона мотопехоты. Темп наступления противника снизился с 30 км (12-17 июля) до 12-15 км (18-22 июля) в сутки.
Шесть-семь суток потребовалось гитлеровским войскам, чтобы сломить сопротивление передовых отрядов, преодолев расстояние в 70 км, подойти к главной полосе обороны на дальних подступах к Сталинграду.
Напомню, что первоначально немцы планировали взять город за неделю к 25 июля. Этот срок был сразу сорван героической борьбой передовых отрядов. Это было достигнуто тяжелой ценой. От батальонов полка осталась в живых горстка людей (так в 1-м стр. батальоне от 1000 человек осталось лишь 28).
Известный советский писатель Константин Симонов писал:
«Сталинград устоял не только потому, что его непосредственные защитники сделали все, что было в силах человеческих, но и потому, что задолго до этого, летом, люди, сложившие головы на дальних подступах к Сталинграду, своим упорством надорвали силы немцев».
Честь им, слава и вечная память потомков!
Татьяна Приказчикова, заместитель заведующего информационно-издательским отделом Музея-заповедника «Сталинградская битва»