Найти в Дзене
Галина Маркус

Любить актера. Киносценарий. 16

ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — ДЕНЬ

Пустой КОРИДОР. Посередине коридора, загораживая проход в комнату, стоит собранная и застёгнутая сумка. Слышится поворот ключа, входная дверь раскрывается, входит Брюсов со своим дорожным саквояжем в руках.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)

Некоторое время Брюсов молча смотрит на стоящую в коридоре сумку, ставит на пол свой саквояж. Из комнаты медленно выходит Ирина, встаёт с другой стороны от собранных вещей, прислонясь к стене, как будто её не держат ноги. Ирина смотрит куда-то в угол.

БРЮСОВ

-Так… я так и знал! Смалькова в своём репертуаре. Ну что, начинается, да?

ИРИНА

(устало)

-Ничего не начинается, Саш… не видишь — всё закончилось…

БРЮСОВ

-Послушай, я же тебе объяснил по телефону. Это была своего рода сделка — меня попросили сопровождать девушку.

Ирина переводит на Брюсова взгляд — в её взгляде сильная боль.

ИРИНА

(спокойно)

-А спать с ней тебя тоже попросили? Это было в договоре, или импровизация?

Ирина смотрит на Брюсова в упор. На одну долю секунды по лицу Брюсова пробегает смятение. Ирина кривится и прикрывает глаза. Брюсов тут же усилием воли меняет выражение лица — теперь он выглядит оскорблённым.

БРЮСОВ

(возмущённо)

-Да с чего ты взяла?! Кто тебе сказал?

(с горьким упрёком)

-Ты веришь сплетням больше, чем мне!

Брюсов делает шаг вперёд, к Ирине, театрально — ногой отшвыривает стоящую между ними сумку, хватает Ирину за плечи, трясёт, пытаясь поймать её взгляд. Ирина моментально выходит из оцепенения, дёргается, резко отскакивает, словно до неё дотронулось что-то мерзкое.

ИРИНА

(истерично взвизгивая)

-Не смей до меня дотрагиваться!

Брюсов испуганно замирает. Ирина снова приваливается к стене, закрывает лицо руками.

ИРИНА

(быстро и тихо)

-Саша… разве ты не видишь, я держусь из последних сил. Не можешь говорить правду, так хотя бы не лги. Пожалуйста, просто возьми вещи и уходи. Тебе же легче.

БРЮСОВ

-Ириш… тебе плохо? Прошу тебя, выслушай…

ИРИНА

-Не волнуйся, я выдержу. Я знала, что всё кончится, вопрос только во времени. Я и так принесла тебе много неприятностей.

БРЮСОВ

-Ну что за бред, Ира!

Ирина отнимает руки от лица.

ИРИНА

(твёрдо)

-Саша, уходи!

Несколько секунд Брюсов стоит неподвижно, потом ещё раз пинает сумку — только уже не театрально, а «от души».

БРЮСОВ

-Да, я скотина.

(пауза)

-Но я не могу без тебя, не прогоняй…

Ирина отворачивается от него. На глаза у неё наворачиваются слёзы, Ирина поднимает лицо вверх, чтобы не дать слезам потечь по лицу. Брюсов делает новую попытку подойти.

БРЮСОВ

-Пожалуйста, поговори со мной…

Ирина резко протягивает руку в предостерегающем жесте, не подпуская к себе Брюсова.

БРЮСОВ

-Только поговори…

ИРИНА

-Только если ты не будешь приближаться!

БРЮСОВ

-Хорошо… Я тебе всё расскажу, ты поймёшь — это не стоит того, чтобы… Можно, я пройду?

Ирина неохотно кивает, проходит в КОМНАТУ, садится на край дивана, поджав под себя ноги и зябко съёжившись. Брюсов плюхается в кресло напротив Ирины, наклоняется к ней. Лицо у него несчастное.

ИРИНА

-Ты меня совсем не уважаешь, раз собирался врать?

БРЮСОВ

-Я не собирался…

(пауза)

-Как я мог рассказать? Чтобы потерять тебя?

ИРИНА

-Ты уже потерял…

БРЮСОВ

-Нет… ты выслушай. Это был просто… косяк. С любым может случиться. Когда ты ничего не успеваешь решить, даже подумать — всё как-то само… Глупо — до безобразия…

ИНТ. ОТЕЛЬ В БОЛГАРИИ — РЕСТОРАН — ВЕЧЕР — РАССКАЗ БРЮСОВА

За столиком в ресторане сидит Брюсов и его бывший однокурсник, коллега по съёмкам в «Утреннем дожде» ВЛАДИМИР. На столе дорогой виски, бутылка наполовину пуста, рюмки, закуски.

За спиной у Брюсова появляется Лиза. На ней открытое короткое розовое шёлковое платье. Лиза сзади обвивает руками шею Брюсова.

ЛИЗА

-Сашенька, вот ты где! Здравствуйте, Володя! Мы с вами незнакомы, но я много о вас слышала…

Брюсов тяжело поворачивается к Лизе — глаза у него не очень трезвые.

ВЛАДИМИР

-А я о вас ещё больше! Всегда завидовал Сашке, что у него такая девушка!

Брюсов неопределённо хмыкает.

ЛИЗА

(Брюсову)

-Солнышко, можно тебя на минутку?

Брюсов пожимает плечами, нехотя встаёт, отходит с Лизой к окну ресторана. Лиза ухватывает Брюсова за рукав пиджака, во время разговора, словно сама за собой не замечая, гладит руку Брюсова.

ЛИЗА

(быстрым шёпотом)

-Саш, у меня к тебе личная просьба. Понимаешь… Здесь моя подружка, Лара, мы давно не виделись, она до сих пор уверена, что мы вместе. Я хотела ей объяснить, но Софи… Софи наплела ей какой-то ерунды, что мы поженились.

На лице у Лизы появляется скорбное выражение.

ЛИЗА

-Дура, короче…

(нежно-просительно)

-Сашенька, выручай, можно мы к тебе подойдём, ну, как будто мы с тобой… тебе ведь не трудно… Лара просит её познакомить с тобой. Понимаешь, эта Лара, она всегда мне завидовала, теперь будет злорадствовать…

Брюсов несколько секунд колеблется.

ЛИЗА

-Ну, я же не виновата, что ты так со мной поступил, Саш… Прошу тебя, будь мужчиной, не унижай меня!

БРЮСОВ

(пожимает плечами)

-Да ладно…

ЛИЗА

(обиженно)

-Ну, Сашенька!

БРЮСОВ

-Ладно, сказал… хорошо, подыграю.

Лиза смотрит поверх Брюсова в другой конец ресторана, кого-то там замечает, машет рукой.

ЛИЗА

-Ой, смотри, Воронич с Заблудовой! Позовём?

ИНТ. ОТЕЛЬ В БОЛГАРИИ — НОЧЬ — РАССКАЗ БРЮСОВА

По лестнице из ресторана к гостиничным номерам поднимается и шумит компания — Брюсов, Лиза, Софи, ЛАРА, Воронич, Заблудова, ещё двое неизвестных молодых людей и девушка — видно, что все веселы и пьяны.

Лиза и Софи хихикают, Воронич дружески держит под руку Брюсова. Проходят по этажу, Брюсов останавливается возле своего номера.

БРЮСОВ

(чуть заплетающимся голосом)

-Всё, господа, до завтра!

Брюсов шарит в кармане, достаёт ключ, открывает дверь номера.

ЛИЗА

-Сашенька, меня не забудь!

(смеётся)

-Ребята, до завтра! Ларочка!

Лиза расцеловывается с Ларой.

ЛИЗА

(Ларе)

-Люблю-целую!

Софии и другая девушка пьяно хихикают. Воронич хитро улыбается, переглядываясь с Заблудовой. Брюсов входит в свой номер, Лиза проскальзывает в номер следом за ним.

ИНТ. НОМЕР В ОТЕЛЕ В БОЛГАРИИ — НОЧЬ — РАССКАЗ БРЮСОВА

Лиза падает спиной на огромную кровать, сексуально проводит одной ногой по другой, задирая и без того короткое платье.

ЛИЗА

-Сашенька… Сашка, как я соскучилась! Иди ко мне…

Лиза расставляет руки в разные стороны, платье натягивается у Лизы на груди. Брюсов стоит, чуть пошатываясь, и смотрит на Лизу пьяными глазами.

КОНЕЦ РАССКАЗА БРЮСОВА.

БРЮСОВ

(Ирине)

-А потом и сам не понял, как… Ну, стукни ты меня чем-нибудь, заори… Ну, убей меня! Мне самому хреново так, что… Ириш, я всё сделаю, только прости меня… Я надеялся, что ты не узнаешь…

ИРИНА

(бесцветным голосом)

-Информация поставлена у вас хорошо. Но я бы и так поняла… Неужели ты думаешь, я бы не почувствовала?

БРЮСОВ

-Кто постарался?

(пауза)

-Хотя… не важно… А, ну да, Вовик пришёл, видимо, искал меня, и…

Брюсов морщится, замолкает, словно пытаясь что-то вспомнить неприятное.

ИНТ. НОМЕР В ОТЕЛЕ В БОЛГАРИИ — НОЧЬ — ВОСПОМИНАНИЕ БРЮСОВА

Владимир стучится в дверь номера Брюсова, потом слегка нажимает на ручку, дверь легко распахивается. В номере горит свет. Владимир делает два шага, входя в номер.

ВЛАДИМИР

-Сашка, ты здесь?

Владимир делает ещё один шаг и видит: Брюсов в постели, прикрытый сверху до ягодиц простынёй, лежит сверху обнажённой Лизы. Лиза видит Владимира, смеётся, нагло смотрит на него.

ВЛАДИМИР

-О-о-о… Sorry!

Лиза хихикает. Владимир скрывается за дверью.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ БРЮСОВА.

БРЮСОВ

(Ирине, морщится)

-Это мне она уже потом рассказала, сам я ни хрена не помню. А на другой день…

Ирина мотает головой из стороны в сторону.

ИРИНА

-Саш… не надо… не мучай…

БРЮСОВ

-Нет, подожди… На другой день я проснулся, её не было, я обрадовался, думаю, сама понимает…

ИНТ. НОМЕР В ОТЕЛЕ В БОЛГАРИИ — УТРО — ВОСПОМИНАНИЕ БРЮСОВА

Брюсов лежит в постели, сверху его частично прикрывает скомканная простыня, обнажая ноги и торс. Брюсов открывает глаза, у него вид человека, не понимающего, где он и что с ним. Потом в глазах появляется осмысление.

Брюсов резко зажмуривается. Потом резко поворачивает голову в сторону — на постель, но на постели никого нет.

Брюсов резко садится, спускает ноги с кровати, на нём только трусы.

Брюсов мотает головой, тяжело опускает голову в руки, несколько секунд сидит, не двигаясь. Потом, словно опомнившись, шарит на тумбочке, встаёт, поднимает с полу брюки, достаёт из кармана брюк мобильны й телефон и набирает номер. Вид у него крайне тревожный.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ БРЮСОВА.

БРЮСОВ

(Ирине)

-Я сразу позвонил тебе, помнишь? Я…

(пауза)

Но они отловили меня с папочкой в ресторане, на завтраке.

ИНТ. РЕСТОРАН В ОТЕЛЕ В БОЛГАРИИ — УТРО — ВОСПОМИНАНИЕ БРЮСОВА

Брюсов, взлохмаченный и подавленный, видно, что его мутит с похмелья, входит в ресторан, оглядывается по сторонам. К нему тут же подлетает СУХОМЛИН.

СУХОМЛИН

(скороговоркой)

-Саша, всё знаю, давно пора, счастлив за вас с Лизонькой! Сегодня ты поведёшь мою девочку на открытие… а то я в президиуме, Лизонька будет одна. Всё, я побежал, будь молодцом.

Сухомлин похлопывает Брюсова по плечу, и тут же отбегает.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ БРЮСОВА.

БРЮСОВ

(после паузы, Ирине)

-Никогда не думал, что я такой трус, но всё опять как-то само получилось… Я сразу решил, что улечу в тот же день к тебе.

ИРИНА

(бесцветно)

-Ко мне? Или просто вместе с Вороничем?

Брюсов растерян. Несколько секунд он молчит.

БРЮСОВ

(раздражённо)

-Ну да, Воронич меня зацепил, от таких предложений не отказываются! Это будет моя лучшая роль, я чувствую, знаю!

ИРИНА

-Рада за тебя…

БРЮСОВ

-Я всё равно бы вернулся к тебе сегодня… мне было так плохо… Ир, скажи, пожалуйста, что ты меня простишь! Забудем, с концами. Всё будет, как раньше.

Ирина поднимает на него удивлённое лицо, смотрит на Брюсова во все глаза.

ИРИНА

-Саш, ты что, идиот? Как ты собираешься обманывать и меня, и Лизу одновременно?

БРЮСОВ

-Какая, к чёртям, Лиза? Говорю тебе, это не повторится! Один-единственный раз…

ИРИНА

-О чём ты?! Ты действительно не знаешь, на каких условиях тебе предложили роль? Или считаешь меня слабоумной?

Брюсов опускает голову в руки и несколько секунд молчит. Потом поднимает голову, смотрит на Ирину.

БРЮСОВ

-Я запутался. Но если надо выбирать, я знаю, что выберу. Я не могу без тебя.

ИРИНА

(устало)

-Глупости. Ты сделал то, что хотел сделать. И абсолютно правильно. Прекрасно ты без меня сможешь. А вот без кино своего — нет. Я и так уже довела тебя до ручки, права твоя мамочка. Так что…

(поднимая глаза)

-Ты уже заплатил за новую роль, так какой смысл терять выигрыш?

БРЮСОВ

(задумчиво цитирует)

-«Он выкрутится, но дорого за это заплатит…»

ИРИНА

-О чём ты?

БРЮСОВ

-Ты считаешь меня проституткой? Я, мужик, ради роли, ради работы в кино, сплю с нелюбимой женщиной! А я говорю тебе — это просто случайность!

ИРИНА

-Как женщине, мне от этого не легче, Саш…

Ирина закрывает глаза.

ИРИНА

(продолжает)

-Но и в случайности я не верю, прости. В душе ты всё решил, даже если сам не заметил.

(пауза)

-Да не расстраивайся, всё равно, какая же ты проститутка? Ты ведь спал не с уродливой бабой, а с настоящей красоткой, своей девушкой. Только не говори, что испытал отвращение. Просто сочетал приятное с полезным, да? Хорошо тебе было, а, Саш?

Брюсов встаёт с кресла, делает круг по комнате, потом останавливается напротив Ирины.

БРЮСОВ

(просто, без игры и надрыва)

-Ир, мне нечего сказать… Ты права. Я — полное дерьмо. Но я люблю тебя.

Ирина поднимает на него глаза.

ИРИНА

-Я знаю. Я тебя тоже люблю. Не должна бы, но люблю.

Слёзы ручьём начинают течь из глаз Ирины. Ирина закрывает лицо, плачет. Брюсов меняется в лице, шагает было к Ирине, но Ирина резко вытягивает вперёд руку, пресекая его попытку подойти.

ИРИНА

-Подожди, это просто эмоции. Не обращай внимания, послушай суть. Ничего уже не изменишь.

Ирина делает судорожный вдох сквозь слёзы.

ИРИНА

(продолжая)

-Ты забыл, а я говорила — я ни с кем не буду тебя делить. Ты знал, что я не сумею простить…

(голос у неё прерывается)

предательство… Мне не нужно было от тебя ничего, кроме тебя. Но это как раз то, чего ты не мог мне дать.

Ирина пытается вытереть слёзы, отворачивается.

БРЮСОВ

-Ир… Я всего лишь обычный мужик… Такое бывает с каждым.

ИРИНА

(твёрже)

-Ты всего лишь мужик. Возможно, все мужчины такие, но издеваться над собой я не позволю ни одному.

(пауза)

-Знаешь… так хочется закатить тебе истерику, вышвырнуть твои вещи в окно… Не знаю, почему я до сих пор этого не сделала.

БРЮСОВ

-Я и не надеюсь, что ты сразу простишь. Но я буду ждать, сколько надо…

ИРИНА

-Саш, не ври хоть себе. Тебе надо, чтоб я тебя прощала? Ты ведь тогда вообще не выкрутишься.

Брюсов молча стоит напротив Ирины. Ирина усмехается сквозь слёзы.

ИРИНА

-Скажи спасибо, что я не оставляю тебе выбора. Второго шанса Сухомлин не даст, а тебе надо работать. Значит, ты будешь обманывать… Меня, Лизу… Я что, стану загонять тебя в угол, как она? Или ждать, когда ты сам меня бросишь? Я хочу, чтоб ты себя уважал.

(пауза)

Поэтому — давай расстанемся по-хорошему. Мне будет легче думать, что ты вспоминаешь эти полгода с тёплым чувством.

БРЮСОВ

-Я не собираюсь ничего вспоминать! Я не буду жить без тебя…

ИРИНА

-Будешь… Играй, снимайся. Не повезло, конечно, что твой талант зависит теперь от одной девицы, но кто виноват, что у неё такой папа? Зато она красивая — всё легче, правда?

Брюсов морщится, как от сильной головной боли.

БРЮСОВ

-Перестань.

Ирина смотрит на него с сочувствием и жалостью.

ИРИНА

-Может, когда-нибудь ты развяжешься с ними — я тебе этого очень желаю. Если захочешь, конечно.

Ирина раздражённо мотает головой.

ИРИНА

-Саш, я вообще не понимаю, почему я тебя уговариваю. Другая бы выгнала, и всё.

Брюсов снова начинает ходить по комнате.

БРЮСОВ

-Но ты же не будешь ждать, пока я с ней развяжусь… Выскочишь замуж…

ИРИНА

(жёстко)

-Не будь дураком. Запомни — даже если я останусь старой девой, тебя здесь никогда больше не будет.

Ирина вытирает лицо руками, встаёт.

ИРИНА

(спокойно)

-Да, предупреди на стоянке, что больше не приедешь, чтобы не держали место.

БРЮСОВ

(отчаянно)

-Ира!

ИРИНА

-Саш, позвони мне. Звони, если хочешь, я буду знать, что ты где-то есть. И не буду задавать тебе вопросов, которые тебя раздражают. Просто послушаю твой голос.

БРЮСОВ

(безнадёжно)

-Ир…

Глаза у Брюсова гаснут, руки бессильно повисают вдоль тела.

ИРИНА

-Саш, я облегчила тебе путь, как могла. Хочешь, правда, устрою скандал?

БРЮСОВ

(потеряно)

-Я ничего не могу понять… что мне делать. Ты… если ты…

ИРИНА

(быстро)

-Саш, уходи, если тебе хоть капельку меня жалко, прямо сейчас, пожалуйста!

Брюсов облизывает губы, нерешительно топчется на месте.

БРЮСОВ

(пытается сохранить лицо, неуверенно)

-Хорошо, сейчас я уйду. Я позвоню тебе вечером, и мы поговорим.

ИРИНА

(устало)

-Разбирайся со своими делами. Завтра приедет Лиза. Позвонишь когда-нибудь…

Ирина подходит к окну и встаёт спиной к Брюсову. Брюсов нерешительно подходит к Ирине сзади, несколько секунд стоит, протягивает было к Ирине руки, но опускает их. Потом быстро разворачивается и выходит из комнаты.

ЗА КАДРОМ: шорох в коридоре, потом хлопает входная дверь.

Ирина смотрит в окно.

НАТ. ПОДЪЕЗД ВОЗЛЕ ДОМА ИРИНЫ — УТРО

ГЛАЗАМИ ИРИНЫ сверху, из окна: Брюсов выходит из подъезда со своим саквояжем и с собранной Ириной сумкой. Ставит саквояж и сумку на тротуар.

Ирина смотрит на собранную ею СУМКУ. Брюсов закуривает. Несколько секунд стоит, сделав пару затяжек. Потом поднимает голову на окна. ГЛАЗАМИ БРЮСОВА снизу на окна: Ирина стоит возле окна.

Увидев Ирину, Брюсов тут же опускает голову, подхватывает сумку и саквояж, и быстрыми шагами скрывается за поворотом.

ИНТ. КОМНАТА ИРИНЫ — УТРО

Ирина медленно отходит от окна. Оглядывает пустую комнату. Делает судорожный вдох, словно сейчас разрыдается, но разрыдаться не получается. Ирина садится на диван и молча сидит, словно в горле у неё застрял ком, и она не может его проглотить.

НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ МЕТРО НОВОКУЗНЕЦКАЯ — УТРО

Ирина выходит из метро, идёт по направлению к своей работе. Народ обгоняет её, кто-то толкается, идя на встречу.

ИРИНА (ЗА КАДРОМ)

(читает стихи)

"Меня ты узнаешь легко,

В сумбуре роящихся улиц.

Людской меня схватит поток

И выплюнет, как несъедобное.

Пальто мне всегда велико.

Гримасой привычною хмурюсь

От новых и старых тревог

Да обуви неудобной.

Сквозь страны и через века

Судьбы предписанием сложным

Виляя в случайностях дня,

На ощупь ступая впотьмах,

Ведёт нас друг к другу, пока

Не станет однажды возможным,

Что ты повстречаешь меня,

Узнаешь в бессчетных мирах".

Ирина смотрит на проезжую часть — на улице припаркован джип, похожий на джип Брюсова. Ирина невольно приостанавливается, но из джипа с места водителя выходит пожилой мужчина.

ИРИНА (ЗА КАДРОМ)

(продолжая)

"В том месте, где треснут асфальт

И брошен пакет из-под сока,

Ты сделаешь двадцать шагов

На север. И сразу поймёшь,

Что это действительно я,

Стою, тебя жду одиноко

Минуту и пару веков!

Узнаешь…

…И мимо пройдёшь".

ИНТ. КОРИДОР ОРГАНИЗАЦИИ — ДЕНЬ

Ирина — бледная, суровая, идёт по коридору по направлению к кабинету Директора. На встречу ей идёт Кадровичка, бросает на Ирину сочувственный взгляд, кивает ей. Ирина равнодушно кивает в ответ, проходит мимо.

Из кабинета Директора выходит Бухгалтерша, с любопытством рассматривает Ирину.

БУХГАЛТЕРША

(приторно)

-Ирочка, привет, как дела?

ИРИНА

(кивая на кабинет)

-У себя?

ИНТ. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА — ДЕНЬ

Директор радушно встаёт Ирине навстречу, сам выдвигает ей стул.

ДИРЕКТОР

-Ирина Сергеевна, садитесь, пожалуйста!

Ирина садится. Директор тоже садится на своё место, улыбается Ирине слегка виновато.

ДИРЕКТОР

-Ирина Сергеевна, я пригласил вас, чтобы выразить свою благодарность. Вы отлично потрудились, собственник остался доволен. Хочу порадовать, вы получите премию, сумма пусть пока останется тайной — но это будет приятный сюрприз.

ИРИНА

(с равнодушным удивлением)

-Спасибо…

ДИРЕКТОР

-Уверен, у вас всё наладится! Ну, идите, идите. Ещё раз благодарю!

Ирина молча кивает, встаёт.

ИНТ. КАБИНЕТ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА — ДЕНЬ

Ирина проходит в кабинет и садится за свой рабочий стол. Ленка сидит за своим столом, рядом с ней стоит Маша. Дима встаёт из-за своего стола и подходит к Ирине.

ДИМА

-Ирин, чего он тебя вызывал?

ИРИНА

-Выразил благодарность. Собственник доволен.

ДИМА

(радостно)

-Правда? ЗдОрово!

(понижая голос)

Слушай, тебе уже кто-нибудь сказал? Ты так хорошо выглядишь сегодня…

Ирина удивлённо поднимает на него глаза, усмехается по-доброму. Она бледна, под глазами у неё синяки — то ли от недосыпа, то ли от усталости, то ли от слёз.

ИРИНА

(иронично, грустно)

-Ага… шикарно просто! Сегодня — особенно.

ДИМА

(очень тихо)

-Для меня — всегда…

Ленка, злобно прищурившись, ревниво наблюдает за Ириной и Димой. Маша смотрит на Диму с любопытством.

ЛЕНКА

(глядя на монитор, Маше, громко)

-Маш, смотри, новости в Яндексе… «Брюсов вернулся в кино и к своей девушке!»

Маша бросает испуганный взгляд на Ирину.

МАША

-Тише ты…

ЛЕНКА

(громко)

-А вот ещё… «Проклятие Брюсова».

(зачитывает)

«Необычная история случилась опять с Брюсовым. Не успел он вырваться из…» — ну, это не важно… «и вернуться в кино и к своей любимой»… а, вот: «…как с ним случилась беда. Брюсов попал в аварию. Согласитесь — совпадение странное. Может, не зря поговаривают, что…»

Ирина испуганно вскакивает, бросается к Ленкиному столу, вперивается в экран. Сзади подходит Дима.

МАША

(сочувственно, Ирине)

-Ирина Сергеевна, вы не знали?

Ирина вглядывается в экран.

НА ФОТОГРАФИИ: Раздосадованный, но явно живой и здоровый Брюсов рассматривает разбитую фару своего автомобиля, рядом с ним — другой водитель и сотрудник ГБДД.

ИРИНА

(с облегчением)

-А-аа, это…

ДИМА

-Хватит читать эту чушь, Лен, на этом сайте только вирусы цеплять.

Ирина берёт себя в руки и садится на своё место. Дима тоже отходит.

МАША

(читает с экрана)

-Вот, написано, «не уступил дорогу на повороте»… где-то в Чертаново.

ЛЕНКА

(громко шепчет Маше, взглядом указывая на Ирину)

-Сухарь бесчувственный… Вот если бы меня даже бросили… я бы всё равно волновалась — за любимого человека…

ДИМА

(тихо, Ленке)

-Лен, не надоело тебе?

ИРИНА

Ей никогда не надоест, Дим, привыкай.

Ирина спокойно встаёт и выходит в коридор под злобным взглядом Ленки и любопытным Маши. Дима смотрит вслед Ирине.

ИНТ. ТУАЛЕТ ОРГАНИЗАЦИИ — ДЕНЬ

Ирина стоит у окна в туалете, вцепившись руками в подоконник. На глазах у Ирины слёзы.

ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — ВЕЧЕР

Ирина у себя на кухне, подавленная, сидит за столом, размешивает в чашке чай. Вид у неё, как будто она болеет. Раздаётся звонок по городскому телефону. Ирина встаёт и медленно идёт в комнату. Плюхается на диван, снимает трубку.

БРЮСОВ (ЗА КАДРОМ)

(из трубки)

-Привет…

Ирина меняется в лице, сжимает краешек дивана.

ИРИНА

(в трубку, спокойно)

-Привет, Саш. Как у тебя дела? Машину в ремонт отдал?

ИНТ. АВТОСАЛОН — ЗАЛ — вечер

Брюсов расхаживает между дорогих иномарок, выставленных на продажу в салоне, разговаривает по мобильному телефону с Ириной.

БРЮСОВ

(в трубку)

-Отдал… Кстати, нашёл в бардачке твои перчатки — помнишь, ты искала?

ИРИНА (З.К.)

(в трубку)

-Выкини, они старые.

БРЮСОВ

-Я решил купить новую тачку. Вот хожу, выбираю… думаю, возьму опять джипарь, только покруче.

МЫ СНОВА В КВАРТИРЕ ИРИНЫ.

НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДИАЛОГА ПО ТЕЛЕФОНУ МЫ ВИДИМ ТО БРЮСОВА, ТО ИРИНУ.

Брюсов некоторое время стоит перед большим чёрным джипом.

БРЮСОВ

-А… как у тебя дела?

ИРИНА

(быстро)

-Нормально.

(пауза)

-Лиза уже прилетела?

БРЮСОВ

(замявшись)

-Да.

ИРИНА

-Извини, я больше не буду. А как с Вороничем?

Ирина теребит провод телефон.

БРЮСОВ

(оживляясь)

-Слушай, читаю сценарий, материал — просто супер. Роль… ты одна поймёшь — уровень высочайший! Если справлюсь… кстати, съёмки пройдут в Китае.

ИРИНА

-Почему так далеко?

БРЮСОВ

-Главный герой уехал в Китай в девяностых, работать. Да так и остался. Но не растворился в чужой ментальности. Потерянный человек, один, надеяться не на кого. Днем пашет в конторе среди китайцев — людей, которые не понимают его, а он их. А ночью бродит по городу, вспоминая жизнь в России, любимую женщину…

ИРИНА

(задумчиво)

-Потерявшись в ночи…

БРЮСОВ

-Как ты сказала?

ИРИНА

-Да просто в голову пришло. Стихотворение у меня такое было. «Лишь ангел усталых и поздно бредущих Хранит потерявшихся в этой ночи…» Ангел-хранитель тех, кто живёт по ночам. Может быть, он выведет твоего героя на свет? Такая идейка…

БРЮСОВ

-Класс! Надо Вороничу подложить…

ИРИНА

-Подложи…

БРЮСОВ

(без всякой паузы)

-Ир… Зачем ты вернула колье? Это ведь подарок. Не надо унижать меня сверх меры. Я и так по горло в дерьме…

ИРИНА

(быстро)

-Никакого унижения. Это мне больше не принадлежит.

БРЮСОВ

-Ира…

ИРИНА

-Саша, извини, мне тут в дверь звонят. Мама приехала. Пока.

Ирина кладёт трубку на рычаги.

Тут же раздаётся звонок в дверь. Ирина в изумлении поднимает брови. Выходит в коридор, открывает дверь — на пороге появляется Мама.

ИРИНА

-Выходит, я даже не соврала…

МАМА

(удивлённо)

-Что?

ИРИНА

-Ничего, мам, я так. Проходи…

МАМА

-И где твой Саша? Опять не застала?

Мама смотрит в измученное, осунувшееся лицо дочери.

ИРИНА

-Нет больше никакого Саши. Ты опоздала совсем чуть-чуть…

ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — ВЕЧЕР

Мама сидит за столом на кухне. Мама выглядит ошеломлённой.

Ирина подливает Маме чай, ставит чайник обратно на плиту, садится напротив Мамы.

ИРИНА

-Ну, вот и всё… Рассказала тебе вот, и легче стало. Можешь ругаться.

Ирина вытирает слезу.

МАМА

(решительно)

-Послушай меня, доченька! Мы это всё переживём. Да и к лучшему это всё, и хорошо, что так всё закончилось. Все эти люди из телевизора — прогнили насквозь! А если бы забеременела? Нет, нет, не расстраивайся, забудь, словно и не было ничего!

ИРИНА

-Не забеременела бы… «имидж» ему не позволял.

МАМА

(задумчиво)

-А может, и жалко, что не забеременела. Была бы сейчас с малышом. Если подумать, дочка, тебе уже тридцать три. Надо срочно рожать.

ИРИНА

-Не надо на больное место, мам…

(усмехается)

Я тут даже подсчитала от нечего делать… на первый год бы мне денег хватило — и на книжке есть, и отложила бы ещё за пять месяцев-то…

(пауза)

Ничьей помощи мне не надо, справились бы. Взяла бы на дом работу… бухгалтерию чью-нибудь.

МАМА

-И мы бы тебе помогли!

Ирина качает головой.

ИРИНА

-Ладно, мам, чего теперь-то…

МАМА

-Подожди, дай подумать. Вот у Ниночки сын, врач-стоматолог, никак хорошую девушку не найдёт, давно хотели вас познакомить…

ИРИНА

(смеётся сквозь слёзы)

-Мама! Какой стоматолог!

(серьёзно)

Нет, мамочка, не хочу я сейчас ничего даже слышать… Никаких отношений. Всё.

Ирина подпирает голову рукой и мрачно смотрит в свою чашку.

________________________________________________

Продолжение - 17.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)

обложка - художница Елена Юшина

Навигация по каналу Галины Маркус