ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — ДЕНЬ
Пустой КОРИДОР. Посередине коридора, загораживая проход в комнату, стоит собранная и застёгнутая сумка. Слышится поворот ключа, входная дверь раскрывается, входит Брюсов со своим дорожным саквояжем в руках.
(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)
Некоторое время Брюсов молча смотрит на стоящую в коридоре сумку, ставит на пол свой саквояж. Из комнаты медленно выходит Ирина, встаёт с другой стороны от собранных вещей, прислонясь к стене, как будто её не держат ноги. Ирина смотрит куда-то в угол.
БРЮСОВ
-Так… я так и знал! Смалькова в своём репертуаре. Ну что, начинается, да?
ИРИНА
(устало)
-Ничего не начинается, Саш… не видишь — всё закончилось…
БРЮСОВ
-Послушай, я же тебе объяснил по телефону. Это была своего рода сделка — меня попросили сопровождать девушку.
Ирина переводит на Брюсова взгляд — в её взгляде сильная боль.
ИРИНА
(спокойно)
-А спать с ней тебя тоже попросили? Это было в договоре, или импровизация?
Ирина смотрит на Брюсова в упор. На одну долю секунды по лицу Брюсова пробегает смятение. Ирина кривится и прикрывает глаза. Брюсов тут же усилием воли меняет выражение лица — теперь он выглядит оскорблённым.
БРЮСОВ
(возмущённо)
-Да с чего ты взяла?! Кто тебе сказал?
(с горьким упрёком)
-Ты веришь сплетням больше, чем мне!
Брюсов делает шаг вперёд, к Ирине, театрально — ногой отшвыривает стоящую между ними сумку, хватает Ирину за плечи, трясёт, пытаясь поймать её взгляд. Ирина моментально выходит из оцепенения, дёргается, резко отскакивает, словно до неё дотронулось что-то мерзкое.
ИРИНА
(истерично взвизгивая)
-Не смей до меня дотрагиваться!
Брюсов испуганно замирает. Ирина снова приваливается к стене, закрывает лицо руками.
ИРИНА
(быстро и тихо)
-Саша… разве ты не видишь, я держусь из последних сил. Не можешь говорить правду, так хотя бы не лги. Пожалуйста, просто возьми вещи и уходи. Тебе же легче.
БРЮСОВ
-Ириш… тебе плохо? Прошу тебя, выслушай…
ИРИНА
-Не волнуйся, я выдержу. Я знала, что всё кончится, вопрос только во времени. Я и так принесла тебе много неприятностей.
БРЮСОВ
-Ну что за бред, Ира!
Ирина отнимает руки от лица.
ИРИНА
(твёрдо)
-Саша, уходи!
Несколько секунд Брюсов стоит неподвижно, потом ещё раз пинает сумку — только уже не театрально, а «от души».
БРЮСОВ
-Да, я скотина.
(пауза)
-Но я не могу без тебя, не прогоняй…
Ирина отворачивается от него. На глаза у неё наворачиваются слёзы, Ирина поднимает лицо вверх, чтобы не дать слезам потечь по лицу. Брюсов делает новую попытку подойти.
БРЮСОВ
-Пожалуйста, поговори со мной…
Ирина резко протягивает руку в предостерегающем жесте, не подпуская к себе Брюсова.
БРЮСОВ
-Только поговори…
ИРИНА
-Только если ты не будешь приближаться!
БРЮСОВ
-Хорошо… Я тебе всё расскажу, ты поймёшь — это не стоит того, чтобы… Можно, я пройду?
Ирина неохотно кивает, проходит в КОМНАТУ, садится на край дивана, поджав под себя ноги и зябко съёжившись. Брюсов плюхается в кресло напротив Ирины, наклоняется к ней. Лицо у него несчастное.
ИРИНА
-Ты меня совсем не уважаешь, раз собирался врать?
БРЮСОВ
-Я не собирался…
(пауза)
-Как я мог рассказать? Чтобы потерять тебя?
ИРИНА
-Ты уже потерял…
БРЮСОВ
-Нет… ты выслушай. Это был просто… косяк. С любым может случиться. Когда ты ничего не успеваешь решить, даже подумать — всё как-то само… Глупо — до безобразия…
ИНТ. ОТЕЛЬ В БОЛГАРИИ — РЕСТОРАН — ВЕЧЕР — РАССКАЗ БРЮСОВА
За столиком в ресторане сидит Брюсов и его бывший однокурсник, коллега по съёмкам в «Утреннем дожде» ВЛАДИМИР. На столе дорогой виски, бутылка наполовину пуста, рюмки, закуски.
За спиной у Брюсова появляется Лиза. На ней открытое короткое розовое шёлковое платье. Лиза сзади обвивает руками шею Брюсова.
ЛИЗА
-Сашенька, вот ты где! Здравствуйте, Володя! Мы с вами незнакомы, но я много о вас слышала…
Брюсов тяжело поворачивается к Лизе — глаза у него не очень трезвые.
ВЛАДИМИР
-А я о вас ещё больше! Всегда завидовал Сашке, что у него такая девушка!
Брюсов неопределённо хмыкает.
ЛИЗА
(Брюсову)
-Солнышко, можно тебя на минутку?
Брюсов пожимает плечами, нехотя встаёт, отходит с Лизой к окну ресторана. Лиза ухватывает Брюсова за рукав пиджака, во время разговора, словно сама за собой не замечая, гладит руку Брюсова.
ЛИЗА
(быстрым шёпотом)
-Саш, у меня к тебе личная просьба. Понимаешь… Здесь моя подружка, Лара, мы давно не виделись, она до сих пор уверена, что мы вместе. Я хотела ей объяснить, но Софи… Софи наплела ей какой-то ерунды, что мы поженились.
На лице у Лизы появляется скорбное выражение.
ЛИЗА
-Дура, короче…
(нежно-просительно)
-Сашенька, выручай, можно мы к тебе подойдём, ну, как будто мы с тобой… тебе ведь не трудно… Лара просит её познакомить с тобой. Понимаешь, эта Лара, она всегда мне завидовала, теперь будет злорадствовать…
Брюсов несколько секунд колеблется.
ЛИЗА
-Ну, я же не виновата, что ты так со мной поступил, Саш… Прошу тебя, будь мужчиной, не унижай меня!
БРЮСОВ
(пожимает плечами)
-Да ладно…
ЛИЗА
(обиженно)
-Ну, Сашенька!
БРЮСОВ
-Ладно, сказал… хорошо, подыграю.
Лиза смотрит поверх Брюсова в другой конец ресторана, кого-то там замечает, машет рукой.
ЛИЗА
-Ой, смотри, Воронич с Заблудовой! Позовём?
ИНТ. ОТЕЛЬ В БОЛГАРИИ — НОЧЬ — РАССКАЗ БРЮСОВА
По лестнице из ресторана к гостиничным номерам поднимается и шумит компания — Брюсов, Лиза, Софи, ЛАРА, Воронич, Заблудова, ещё двое неизвестных молодых людей и девушка — видно, что все веселы и пьяны.
Лиза и Софи хихикают, Воронич дружески держит под руку Брюсова. Проходят по этажу, Брюсов останавливается возле своего номера.
БРЮСОВ
(чуть заплетающимся голосом)
-Всё, господа, до завтра!
Брюсов шарит в кармане, достаёт ключ, открывает дверь номера.
ЛИЗА
-Сашенька, меня не забудь!
(смеётся)
-Ребята, до завтра! Ларочка!
Лиза расцеловывается с Ларой.
ЛИЗА
(Ларе)
-Люблю-целую!
Софии и другая девушка пьяно хихикают. Воронич хитро улыбается, переглядываясь с Заблудовой. Брюсов входит в свой номер, Лиза проскальзывает в номер следом за ним.
ИНТ. НОМЕР В ОТЕЛЕ В БОЛГАРИИ — НОЧЬ — РАССКАЗ БРЮСОВА
Лиза падает спиной на огромную кровать, сексуально проводит одной ногой по другой, задирая и без того короткое платье.
ЛИЗА
-Сашенька… Сашка, как я соскучилась! Иди ко мне…
Лиза расставляет руки в разные стороны, платье натягивается у Лизы на груди. Брюсов стоит, чуть пошатываясь, и смотрит на Лизу пьяными глазами.
КОНЕЦ РАССКАЗА БРЮСОВА.
БРЮСОВ
(Ирине)
-А потом и сам не понял, как… Ну, стукни ты меня чем-нибудь, заори… Ну, убей меня! Мне самому хреново так, что… Ириш, я всё сделаю, только прости меня… Я надеялся, что ты не узнаешь…
ИРИНА
(бесцветным голосом)
-Информация поставлена у вас хорошо. Но я бы и так поняла… Неужели ты думаешь, я бы не почувствовала?
БРЮСОВ
-Кто постарался?
(пауза)
-Хотя… не важно… А, ну да, Вовик пришёл, видимо, искал меня, и…
Брюсов морщится, замолкает, словно пытаясь что-то вспомнить неприятное.
ИНТ. НОМЕР В ОТЕЛЕ В БОЛГАРИИ — НОЧЬ — ВОСПОМИНАНИЕ БРЮСОВА
Владимир стучится в дверь номера Брюсова, потом слегка нажимает на ручку, дверь легко распахивается. В номере горит свет. Владимир делает два шага, входя в номер.
ВЛАДИМИР
-Сашка, ты здесь?
Владимир делает ещё один шаг и видит: Брюсов в постели, прикрытый сверху до ягодиц простынёй, лежит сверху обнажённой Лизы. Лиза видит Владимира, смеётся, нагло смотрит на него.
ВЛАДИМИР
-О-о-о… Sorry!
Лиза хихикает. Владимир скрывается за дверью.
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ БРЮСОВА.
БРЮСОВ
(Ирине, морщится)
-Это мне она уже потом рассказала, сам я ни хрена не помню. А на другой день…
Ирина мотает головой из стороны в сторону.
ИРИНА
-Саш… не надо… не мучай…
БРЮСОВ
-Нет, подожди… На другой день я проснулся, её не было, я обрадовался, думаю, сама понимает…
ИНТ. НОМЕР В ОТЕЛЕ В БОЛГАРИИ — УТРО — ВОСПОМИНАНИЕ БРЮСОВА
Брюсов лежит в постели, сверху его частично прикрывает скомканная простыня, обнажая ноги и торс. Брюсов открывает глаза, у него вид человека, не понимающего, где он и что с ним. Потом в глазах появляется осмысление.
Брюсов резко зажмуривается. Потом резко поворачивает голову в сторону — на постель, но на постели никого нет.
Брюсов резко садится, спускает ноги с кровати, на нём только трусы.
Брюсов мотает головой, тяжело опускает голову в руки, несколько секунд сидит, не двигаясь. Потом, словно опомнившись, шарит на тумбочке, встаёт, поднимает с полу брюки, достаёт из кармана брюк мобильны й телефон и набирает номер. Вид у него крайне тревожный.
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ БРЮСОВА.
БРЮСОВ
(Ирине)
-Я сразу позвонил тебе, помнишь? Я…
(пауза)
Но они отловили меня с папочкой в ресторане, на завтраке.
ИНТ. РЕСТОРАН В ОТЕЛЕ В БОЛГАРИИ — УТРО — ВОСПОМИНАНИЕ БРЮСОВА
Брюсов, взлохмаченный и подавленный, видно, что его мутит с похмелья, входит в ресторан, оглядывается по сторонам. К нему тут же подлетает СУХОМЛИН.
СУХОМЛИН
(скороговоркой)
-Саша, всё знаю, давно пора, счастлив за вас с Лизонькой! Сегодня ты поведёшь мою девочку на открытие… а то я в президиуме, Лизонька будет одна. Всё, я побежал, будь молодцом.
Сухомлин похлопывает Брюсова по плечу, и тут же отбегает.
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ БРЮСОВА.
БРЮСОВ
(после паузы, Ирине)
-Никогда не думал, что я такой трус, но всё опять как-то само получилось… Я сразу решил, что улечу в тот же день к тебе.
ИРИНА
(бесцветно)
-Ко мне? Или просто вместе с Вороничем?
Брюсов растерян. Несколько секунд он молчит.
БРЮСОВ
(раздражённо)
-Ну да, Воронич меня зацепил, от таких предложений не отказываются! Это будет моя лучшая роль, я чувствую, знаю!
ИРИНА
-Рада за тебя…
БРЮСОВ
-Я всё равно бы вернулся к тебе сегодня… мне было так плохо… Ир, скажи, пожалуйста, что ты меня простишь! Забудем, с концами. Всё будет, как раньше.
Ирина поднимает на него удивлённое лицо, смотрит на Брюсова во все глаза.
ИРИНА
-Саш, ты что, идиот? Как ты собираешься обманывать и меня, и Лизу одновременно?
БРЮСОВ
-Какая, к чёртям, Лиза? Говорю тебе, это не повторится! Один-единственный раз…
ИРИНА
-О чём ты?! Ты действительно не знаешь, на каких условиях тебе предложили роль? Или считаешь меня слабоумной?
Брюсов опускает голову в руки и несколько секунд молчит. Потом поднимает голову, смотрит на Ирину.
БРЮСОВ
-Я запутался. Но если надо выбирать, я знаю, что выберу. Я не могу без тебя.
ИРИНА
(устало)
-Глупости. Ты сделал то, что хотел сделать. И абсолютно правильно. Прекрасно ты без меня сможешь. А вот без кино своего — нет. Я и так уже довела тебя до ручки, права твоя мамочка. Так что…
(поднимая глаза)
-Ты уже заплатил за новую роль, так какой смысл терять выигрыш?
БРЮСОВ
(задумчиво цитирует)
-«Он выкрутится, но дорого за это заплатит…»
ИРИНА
-О чём ты?
БРЮСОВ
-Ты считаешь меня проституткой? Я, мужик, ради роли, ради работы в кино, сплю с нелюбимой женщиной! А я говорю тебе — это просто случайность!
ИРИНА
-Как женщине, мне от этого не легче, Саш…
Ирина закрывает глаза.
ИРИНА
(продолжает)
-Но и в случайности я не верю, прости. В душе ты всё решил, даже если сам не заметил.
(пауза)
-Да не расстраивайся, всё равно, какая же ты проститутка? Ты ведь спал не с уродливой бабой, а с настоящей красоткой, своей девушкой. Только не говори, что испытал отвращение. Просто сочетал приятное с полезным, да? Хорошо тебе было, а, Саш?
Брюсов встаёт с кресла, делает круг по комнате, потом останавливается напротив Ирины.
БРЮСОВ
(просто, без игры и надрыва)
-Ир, мне нечего сказать… Ты права. Я — полное дерьмо. Но я люблю тебя.
Ирина поднимает на него глаза.
ИРИНА
-Я знаю. Я тебя тоже люблю. Не должна бы, но люблю.
Слёзы ручьём начинают течь из глаз Ирины. Ирина закрывает лицо, плачет. Брюсов меняется в лице, шагает было к Ирине, но Ирина резко вытягивает вперёд руку, пресекая его попытку подойти.
ИРИНА
-Подожди, это просто эмоции. Не обращай внимания, послушай суть. Ничего уже не изменишь.
Ирина делает судорожный вдох сквозь слёзы.
ИРИНА
(продолжая)
-Ты забыл, а я говорила — я ни с кем не буду тебя делить. Ты знал, что я не сумею простить…
(голос у неё прерывается)
предательство… Мне не нужно было от тебя ничего, кроме тебя. Но это как раз то, чего ты не мог мне дать.
Ирина пытается вытереть слёзы, отворачивается.
БРЮСОВ
-Ир… Я всего лишь обычный мужик… Такое бывает с каждым.
ИРИНА
(твёрже)
-Ты всего лишь мужик. Возможно, все мужчины такие, но издеваться над собой я не позволю ни одному.
(пауза)
-Знаешь… так хочется закатить тебе истерику, вышвырнуть твои вещи в окно… Не знаю, почему я до сих пор этого не сделала.
БРЮСОВ
-Я и не надеюсь, что ты сразу простишь. Но я буду ждать, сколько надо…
ИРИНА
-Саш, не ври хоть себе. Тебе надо, чтоб я тебя прощала? Ты ведь тогда вообще не выкрутишься.
Брюсов молча стоит напротив Ирины. Ирина усмехается сквозь слёзы.
ИРИНА
-Скажи спасибо, что я не оставляю тебе выбора. Второго шанса Сухомлин не даст, а тебе надо работать. Значит, ты будешь обманывать… Меня, Лизу… Я что, стану загонять тебя в угол, как она? Или ждать, когда ты сам меня бросишь? Я хочу, чтоб ты себя уважал.
(пауза)
Поэтому — давай расстанемся по-хорошему. Мне будет легче думать, что ты вспоминаешь эти полгода с тёплым чувством.
БРЮСОВ
-Я не собираюсь ничего вспоминать! Я не буду жить без тебя…
ИРИНА
-Будешь… Играй, снимайся. Не повезло, конечно, что твой талант зависит теперь от одной девицы, но кто виноват, что у неё такой папа? Зато она красивая — всё легче, правда?
Брюсов морщится, как от сильной головной боли.
БРЮСОВ
-Перестань.
Ирина смотрит на него с сочувствием и жалостью.
ИРИНА
-Может, когда-нибудь ты развяжешься с ними — я тебе этого очень желаю. Если захочешь, конечно.
Ирина раздражённо мотает головой.
ИРИНА
-Саш, я вообще не понимаю, почему я тебя уговариваю. Другая бы выгнала, и всё.
Брюсов снова начинает ходить по комнате.
БРЮСОВ
-Но ты же не будешь ждать, пока я с ней развяжусь… Выскочишь замуж…
ИРИНА
(жёстко)
-Не будь дураком. Запомни — даже если я останусь старой девой, тебя здесь никогда больше не будет.
Ирина вытирает лицо руками, встаёт.
ИРИНА
(спокойно)
-Да, предупреди на стоянке, что больше не приедешь, чтобы не держали место.
БРЮСОВ
(отчаянно)
-Ира!
ИРИНА
-Саш, позвони мне. Звони, если хочешь, я буду знать, что ты где-то есть. И не буду задавать тебе вопросов, которые тебя раздражают. Просто послушаю твой голос.
БРЮСОВ
(безнадёжно)
-Ир…
Глаза у Брюсова гаснут, руки бессильно повисают вдоль тела.
ИРИНА
-Саш, я облегчила тебе путь, как могла. Хочешь, правда, устрою скандал?
БРЮСОВ
(потеряно)
-Я ничего не могу понять… что мне делать. Ты… если ты…
ИРИНА
(быстро)
-Саш, уходи, если тебе хоть капельку меня жалко, прямо сейчас, пожалуйста!
Брюсов облизывает губы, нерешительно топчется на месте.
БРЮСОВ
(пытается сохранить лицо, неуверенно)
-Хорошо, сейчас я уйду. Я позвоню тебе вечером, и мы поговорим.
ИРИНА
(устало)
-Разбирайся со своими делами. Завтра приедет Лиза. Позвонишь когда-нибудь…
Ирина подходит к окну и встаёт спиной к Брюсову. Брюсов нерешительно подходит к Ирине сзади, несколько секунд стоит, протягивает было к Ирине руки, но опускает их. Потом быстро разворачивается и выходит из комнаты.
ЗА КАДРОМ: шорох в коридоре, потом хлопает входная дверь.
Ирина смотрит в окно.
НАТ. ПОДЪЕЗД ВОЗЛЕ ДОМА ИРИНЫ — УТРО
ГЛАЗАМИ ИРИНЫ сверху, из окна: Брюсов выходит из подъезда со своим саквояжем и с собранной Ириной сумкой. Ставит саквояж и сумку на тротуар.
Ирина смотрит на собранную ею СУМКУ. Брюсов закуривает. Несколько секунд стоит, сделав пару затяжек. Потом поднимает голову на окна. ГЛАЗАМИ БРЮСОВА снизу на окна: Ирина стоит возле окна.
Увидев Ирину, Брюсов тут же опускает голову, подхватывает сумку и саквояж, и быстрыми шагами скрывается за поворотом.
ИНТ. КОМНАТА ИРИНЫ — УТРО
Ирина медленно отходит от окна. Оглядывает пустую комнату. Делает судорожный вдох, словно сейчас разрыдается, но разрыдаться не получается. Ирина садится на диван и молча сидит, словно в горле у неё застрял ком, и она не может его проглотить.
НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ МЕТРО НОВОКУЗНЕЦКАЯ — УТРО
Ирина выходит из метро, идёт по направлению к своей работе. Народ обгоняет её, кто-то толкается, идя на встречу.
ИРИНА (ЗА КАДРОМ)
(читает стихи)
"Меня ты узнаешь легко,
В сумбуре роящихся улиц.
Людской меня схватит поток
И выплюнет, как несъедобное.
Пальто мне всегда велико.
Гримасой привычною хмурюсь
От новых и старых тревог
Да обуви неудобной.
Сквозь страны и через века
Судьбы предписанием сложным
Виляя в случайностях дня,
На ощупь ступая впотьмах,
Ведёт нас друг к другу, пока
Не станет однажды возможным,
Что ты повстречаешь меня,
Узнаешь в бессчетных мирах".
Ирина смотрит на проезжую часть — на улице припаркован джип, похожий на джип Брюсова. Ирина невольно приостанавливается, но из джипа с места водителя выходит пожилой мужчина.
ИРИНА (ЗА КАДРОМ)
(продолжая)
"В том месте, где треснут асфальт
И брошен пакет из-под сока,
Ты сделаешь двадцать шагов
На север. И сразу поймёшь,
Что это действительно я,
Стою, тебя жду одиноко
Минуту и пару веков!
Узнаешь…
…И мимо пройдёшь".
ИНТ. КОРИДОР ОРГАНИЗАЦИИ — ДЕНЬ
Ирина — бледная, суровая, идёт по коридору по направлению к кабинету Директора. На встречу ей идёт Кадровичка, бросает на Ирину сочувственный взгляд, кивает ей. Ирина равнодушно кивает в ответ, проходит мимо.
Из кабинета Директора выходит Бухгалтерша, с любопытством рассматривает Ирину.
БУХГАЛТЕРША
(приторно)
-Ирочка, привет, как дела?
ИРИНА
(кивая на кабинет)
-У себя?
ИНТ. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА — ДЕНЬ
Директор радушно встаёт Ирине навстречу, сам выдвигает ей стул.
ДИРЕКТОР
-Ирина Сергеевна, садитесь, пожалуйста!
Ирина садится. Директор тоже садится на своё место, улыбается Ирине слегка виновато.
ДИРЕКТОР
-Ирина Сергеевна, я пригласил вас, чтобы выразить свою благодарность. Вы отлично потрудились, собственник остался доволен. Хочу порадовать, вы получите премию, сумма пусть пока останется тайной — но это будет приятный сюрприз.
ИРИНА
(с равнодушным удивлением)
-Спасибо…
ДИРЕКТОР
-Уверен, у вас всё наладится! Ну, идите, идите. Ещё раз благодарю!
Ирина молча кивает, встаёт.
ИНТ. КАБИНЕТ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА — ДЕНЬ
Ирина проходит в кабинет и садится за свой рабочий стол. Ленка сидит за своим столом, рядом с ней стоит Маша. Дима встаёт из-за своего стола и подходит к Ирине.
ДИМА
-Ирин, чего он тебя вызывал?
ИРИНА
-Выразил благодарность. Собственник доволен.
ДИМА
(радостно)
-Правда? ЗдОрово!
(понижая голос)
Слушай, тебе уже кто-нибудь сказал? Ты так хорошо выглядишь сегодня…
Ирина удивлённо поднимает на него глаза, усмехается по-доброму. Она бледна, под глазами у неё синяки — то ли от недосыпа, то ли от усталости, то ли от слёз.
ИРИНА
(иронично, грустно)
-Ага… шикарно просто! Сегодня — особенно.
ДИМА
(очень тихо)
-Для меня — всегда…
Ленка, злобно прищурившись, ревниво наблюдает за Ириной и Димой. Маша смотрит на Диму с любопытством.
ЛЕНКА
(глядя на монитор, Маше, громко)
-Маш, смотри, новости в Яндексе… «Брюсов вернулся в кино и к своей девушке!»
Маша бросает испуганный взгляд на Ирину.
МАША
-Тише ты…
ЛЕНКА
(громко)
-А вот ещё… «Проклятие Брюсова».
(зачитывает)
«Необычная история случилась опять с Брюсовым. Не успел он вырваться из…» — ну, это не важно… «и вернуться в кино и к своей любимой»… а, вот: «…как с ним случилась беда. Брюсов попал в аварию. Согласитесь — совпадение странное. Может, не зря поговаривают, что…»
Ирина испуганно вскакивает, бросается к Ленкиному столу, вперивается в экран. Сзади подходит Дима.
МАША
(сочувственно, Ирине)
-Ирина Сергеевна, вы не знали?
Ирина вглядывается в экран.
НА ФОТОГРАФИИ: Раздосадованный, но явно живой и здоровый Брюсов рассматривает разбитую фару своего автомобиля, рядом с ним — другой водитель и сотрудник ГБДД.
ИРИНА
(с облегчением)
-А-аа, это…
ДИМА
-Хватит читать эту чушь, Лен, на этом сайте только вирусы цеплять.
Ирина берёт себя в руки и садится на своё место. Дима тоже отходит.
МАША
(читает с экрана)
-Вот, написано, «не уступил дорогу на повороте»… где-то в Чертаново.
ЛЕНКА
(громко шепчет Маше, взглядом указывая на Ирину)
-Сухарь бесчувственный… Вот если бы меня даже бросили… я бы всё равно волновалась — за любимого человека…
ДИМА
(тихо, Ленке)
-Лен, не надоело тебе?
ИРИНА
Ей никогда не надоест, Дим, привыкай.
Ирина спокойно встаёт и выходит в коридор под злобным взглядом Ленки и любопытным Маши. Дима смотрит вслед Ирине.
ИНТ. ТУАЛЕТ ОРГАНИЗАЦИИ — ДЕНЬ
Ирина стоит у окна в туалете, вцепившись руками в подоконник. На глазах у Ирины слёзы.
ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — ВЕЧЕР
Ирина у себя на кухне, подавленная, сидит за столом, размешивает в чашке чай. Вид у неё, как будто она болеет. Раздаётся звонок по городскому телефону. Ирина встаёт и медленно идёт в комнату. Плюхается на диван, снимает трубку.
БРЮСОВ (ЗА КАДРОМ)
(из трубки)
-Привет…
Ирина меняется в лице, сжимает краешек дивана.
ИРИНА
(в трубку, спокойно)
-Привет, Саш. Как у тебя дела? Машину в ремонт отдал?
ИНТ. АВТОСАЛОН — ЗАЛ — вечер
Брюсов расхаживает между дорогих иномарок, выставленных на продажу в салоне, разговаривает по мобильному телефону с Ириной.
БРЮСОВ
(в трубку)
-Отдал… Кстати, нашёл в бардачке твои перчатки — помнишь, ты искала?
ИРИНА (З.К.)
(в трубку)
-Выкини, они старые.
БРЮСОВ
-Я решил купить новую тачку. Вот хожу, выбираю… думаю, возьму опять джипарь, только покруче.
МЫ СНОВА В КВАРТИРЕ ИРИНЫ.
НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДИАЛОГА ПО ТЕЛЕФОНУ МЫ ВИДИМ ТО БРЮСОВА, ТО ИРИНУ.
Брюсов некоторое время стоит перед большим чёрным джипом.
БРЮСОВ
-А… как у тебя дела?
ИРИНА
(быстро)
-Нормально.
(пауза)
-Лиза уже прилетела?
БРЮСОВ
(замявшись)
-Да.
ИРИНА
-Извини, я больше не буду. А как с Вороничем?
Ирина теребит провод телефон.
БРЮСОВ
(оживляясь)
-Слушай, читаю сценарий, материал — просто супер. Роль… ты одна поймёшь — уровень высочайший! Если справлюсь… кстати, съёмки пройдут в Китае.
ИРИНА
-Почему так далеко?
БРЮСОВ
-Главный герой уехал в Китай в девяностых, работать. Да так и остался. Но не растворился в чужой ментальности. Потерянный человек, один, надеяться не на кого. Днем пашет в конторе среди китайцев — людей, которые не понимают его, а он их. А ночью бродит по городу, вспоминая жизнь в России, любимую женщину…
ИРИНА
(задумчиво)
-Потерявшись в ночи…
БРЮСОВ
-Как ты сказала?
ИРИНА
-Да просто в голову пришло. Стихотворение у меня такое было. «Лишь ангел усталых и поздно бредущих Хранит потерявшихся в этой ночи…» Ангел-хранитель тех, кто живёт по ночам. Может быть, он выведет твоего героя на свет? Такая идейка…
БРЮСОВ
-Класс! Надо Вороничу подложить…
ИРИНА
-Подложи…
БРЮСОВ
(без всякой паузы)
-Ир… Зачем ты вернула колье? Это ведь подарок. Не надо унижать меня сверх меры. Я и так по горло в дерьме…
ИРИНА
(быстро)
-Никакого унижения. Это мне больше не принадлежит.
БРЮСОВ
-Ира…
ИРИНА
-Саша, извини, мне тут в дверь звонят. Мама приехала. Пока.
Ирина кладёт трубку на рычаги.
Тут же раздаётся звонок в дверь. Ирина в изумлении поднимает брови. Выходит в коридор, открывает дверь — на пороге появляется Мама.
ИРИНА
-Выходит, я даже не соврала…
МАМА
(удивлённо)
-Что?
ИРИНА
-Ничего, мам, я так. Проходи…
МАМА
-И где твой Саша? Опять не застала?
Мама смотрит в измученное, осунувшееся лицо дочери.
ИРИНА
-Нет больше никакого Саши. Ты опоздала совсем чуть-чуть…
ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ — ВЕЧЕР
Мама сидит за столом на кухне. Мама выглядит ошеломлённой.
Ирина подливает Маме чай, ставит чайник обратно на плиту, садится напротив Мамы.
ИРИНА
-Ну, вот и всё… Рассказала тебе вот, и легче стало. Можешь ругаться.
Ирина вытирает слезу.
МАМА
(решительно)
-Послушай меня, доченька! Мы это всё переживём. Да и к лучшему это всё, и хорошо, что так всё закончилось. Все эти люди из телевизора — прогнили насквозь! А если бы забеременела? Нет, нет, не расстраивайся, забудь, словно и не было ничего!
ИРИНА
-Не забеременела бы… «имидж» ему не позволял.
МАМА
(задумчиво)
-А может, и жалко, что не забеременела. Была бы сейчас с малышом. Если подумать, дочка, тебе уже тридцать три. Надо срочно рожать.
ИРИНА
-Не надо на больное место, мам…
(усмехается)
Я тут даже подсчитала от нечего делать… на первый год бы мне денег хватило — и на книжке есть, и отложила бы ещё за пять месяцев-то…
(пауза)
Ничьей помощи мне не надо, справились бы. Взяла бы на дом работу… бухгалтерию чью-нибудь.
МАМА
-И мы бы тебе помогли!
Ирина качает головой.
ИРИНА
-Ладно, мам, чего теперь-то…
МАМА
-Подожди, дай подумать. Вот у Ниночки сын, врач-стоматолог, никак хорошую девушку не найдёт, давно хотели вас познакомить…
ИРИНА
(смеётся сквозь слёзы)
-Мама! Какой стоматолог!
(серьёзно)
Нет, мамочка, не хочу я сейчас ничего даже слышать… Никаких отношений. Всё.
Ирина подпирает голову рукой и мрачно смотрит в свою чашку.
________________________________________________
Продолжение - 17.
(начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)
обложка - художница Елена Юшина
Навигация по каналу Галины Маркус