Хорошо это или плохо?
Одна из основных претензий к российскому кино – сказочность. Зрители уверены: режиссеры, сценаристы, актеры оторваны от жизни в провинции. Неудивительно, что в их киноработах жизнь за МКАДом напоминает 50-е годы прошлого века. Хотя, многие деревни прогрессивны, а люди, проживающие в таких населённых пунктах, далеки от образов, показанных в сериалах "Серафима прекрасная" и "Невеста"
Если верить властям, ситуация в отечественном кинематографе меняется в лучшую сторону: российское кино возвращается в провинцию.
Хорошо это или плохо, - давайте разбираться.
Власти преисполнены оптимизма
Отечественные сериалы, блокбастеры и драмы снимают, в основном, столичные студии по голливудским лекала. Неудивительно, что выросло целое поколение сценаристов, режиссеров, актеров, которые ориентированы на Запад и ничего не знают о жизни в провинции.
Скрипя зубами, они спускались с небес на землю, чтобы сыграть в «Серафиме прекрасной» или «Невесте». Им всё равно на критику зрителей. Главное – заработать денег, вернуться на небосвод и вновь с надеждой смотреть на Запад, где кино всегда красочнее и платят больше.
Да, периодически появляются молодые талантливые режиссеры, сценаристы из провинции, которые хотят снимать другое кино. Но, по словам актрисы Яны Поплавской, «их не подпускают к кормушке». Таланты из провинции довольствуются короткометражками, о которых массовый зритель ничего не знает.
Отмечу: это колесо застопорилось полтора года назад. Бюджетных денег на всех перестало хватать. Теперь власти выделяют лярды рублей только на патриотический контент – эта ниша уже занята в музыке Shaman, в кино Бондарчуком, Михалковым и Пересильд.
Что делать создателям «Серафимы прекрасной»? Правильно, идти в люди, а если точнее, в регионы, которые, сообщают «Известия», готовы платить за фильмы и сериалы о простых людях из глубинки.
По данным главы департамента кинематографии Минкультуры РФ Дмитрия Давиденко, центром киношного притяжения уже стали Алтай, Якутия, Свердловская область – не бедные регионы с богатым кинематографическим прошлым.
Например, когда-то на Свердловской киностудии были сняты такие картины как «На берегу большой реки» про сварщицу Настю, которая хочет усыновить троих детей; «Ждите писем» про покорение тайги.
Несмотря на все сложности, региональным властям удалось сохранить киношное наследие СССР. Два года назад состоялся перезапуск Свердловской киностудии. Она стала опорной. Новая управленческая команда разрабатывает стратегию развития киностудии и бизнес-план, запускает кинопроизводство.
Получается, регионы готовы загружать съемочные павильоны. Раз есть спрос, значит должны поступать и предложения. Наверное, поэтому Давиденко преисполнен оптимизма.
«Думаю, молодые авторы хотят рассказывать свои истории из глубинки или из своего родного края, где они выросли. Зритель понимает эти истории, потому что они искренние и настоящие. Якутия стала замечательным примером развития регионального кино. В дальнейшем мы на примере Якутии увидели развитие кинематографа в Калининграде, Перми, Свердловской области, — сказал он «Известиям».
Власти делают ставку на молодых. Почему? Они просят меньше денег. Думаю, Свердловская область разорилась бы, пригласив Бондарчука снять фильм о Конюхове, который, кстати, с его участием скоро выйдет в прокат – тот еще «испанский стыд» особенно для тех, кто был знаком с путешественником.
Однако Давиденко на ситуацию смотрит под другим ракурсом: регионы должны находить средства на развитие местных студий, чтобы продюсеры приезжали и снимали кино.
«Будет ли в следующем году или через два года 70% (от отечественного кинорынка. — «Известия») — посмотрим. Рибейты, т.е. система компенсаций, — серьезная мотивация для кинопроизводителей. Деньги потом остаются в регионах».
Ложка дегтя
Ничего вам не напоминает? Да-да, опять спустили план сверху, который регионы должны выполнить в максимально сжатые сроки.
Уверен: региональные власти уже включились в эту работу. Не исключаю, что некоторые чиновники захотят немного отщипнуть от этого финансового пирога. Плюс, нужно отдать процент региональным киностудиям. Молодые да ранние режиссеры опять будут финансироваться "по остаточному принципу".
Каков итог? На финансовые крохи с неизвестными актерами будет снят фильм, на который будут насильно загонять школьников и бюджетников.
Потом власти в своих отчетах скажут: "в Татарстане снято около 10 игровых фильмов" - это из отчета члена отборочной комиссии Международного фестиваля мусульманского кино в Казани Нины Кочеляевой, не удивляйтесь.
Видели ли мы в наших кинотеатрах эти «около 10 фильмов»? Ответ очевиден. Кстати, дано объяснение на вопрос "Почему не видели?": «регион (имеется ввиду Татарстан) редко выходит за рамки своих потребностей».
У этого сказочного ответа есть продолжение: «это кино интересно внутри региона, и это связано со спецификой менталитета».
Если меня читают жители Татарстана, то пусть расскажут нам об этих «около 10 фильмов». Насколько они хороши?
Пока вы думаете, представители индустрии через «Известия» продолжают заряжать оптимизмом:
«Мы сейчас в Перми снимали «Ивана Семенова», после нас приезжает «По щучьему велению», потом — «Культурная комедия». И все снимают в одной локации. Все берут один и тот же вертолет в аренду. Главный герой и у меня, и у Войтинского скачет по одним и тем же камням. Слава богу, я выхожу раньше», — пошутил режиссер и актер Антон Богданов.
Конечно, эту радужную картину присыпают проблемами для того, чтобы показать Москве - денег нужно больше: отдавать региональные бюджеты под распил – такое себе. Нам нужны большие вливания и более витиеватые структуры, чтобы «кино из провинции стало качественное».
Какие проблемы нужно решать?
-покупка оборудования, которое киношники могут увести с собой;
- подготовка локейшен-туров для решения проблем с локациями;
- создание системы для восполнения кадров и оборудования в регионах.
Иными словами: нужна системность, тогда кино в регионах заживет. Системность от чего зависит? Правильно, от денег Москвы. И вновь по замкнутому кругу.
Каков итог: кино возвращается в деревни по разнарядке сверху. Вы знаете, что происходит когда всё делается по принципу "добровольно-принудительно".
Так что, с нами останутся «Серафимы». «Невесты» и «За, Палыча!» про деревенских недалеких граждан, живущих по образу и подобию бабушек и дедушек из 1950-х годов, совершенно бесталанных, не умеющих мечтать, и ждущих, когда на московском ж/д вокзале их собьёт иномарка с красивым олигархом, чтобы заново начать свою никчемную жизнь...
Продолжение следует!
Подписывайтесь на telegram-канал "Киноамнезия", а также одноименный YouTube-канал, и "Одноклассники", где также много активностей. А пока - пока!