Найти в Дзене
Мона

Господь терпел и нам велел

Пожилая женщина с седыми волосами сидела на краю кровати и думала:

Нормально она прожила свою жизнь, нормально. Всё было с добром и любовью.

Доченьку первую похоронила в день, когда ей исполнилось 5 месяцев, горевала сильно, но сейчас, когда ей самой исполнилось 79, эта боль забылась. Осталось только в памяти маленькое личико доченьки. Бледное, с тонкими чертами, с длинными ресницами. Коклюш был. Тогда его не умели лечить. Сейчас бы доченьке Олюшке 59 лет было.

Жили хорошо с мужем. Она любила его сильно. Он хоть и гулящий был, но деньги приносил всегда в дом, никого не обижал. А гулящий, так что? Разводиться что ли? А дети без отца будут, а достаток пропадёт из семьи, у неё зарплата маленькая была, на алименты на море ребятишек не вывезешь. Дети привыкли к определённому образу жизни.

Она мужу деток-то родила ещё двоих после Олюшки. Леонида и Марину.

Погодками родились.

Хорошие дети, справные. Леонид поезда пассажирские водит, а Марина учительница в школе. Все при семьях живут, при квартирах. Четверо внуков имеются, в праздники мать навещают. Леонид только гулящий, как отец. Жена его плачет, ругается, грозится развестись. А чего ругаться-то? Погуляет и вернётся, ничего не сотрётся. Она же терпела. И жена Леонида стерпит...

Терпела?.. А ведь всю жизнь она что-то терпела! Не жила, а терпела. Терпением вся судьба прошита.

Вспомнила вдруг, как впервые узнала об измене мужа, как рыдала, упрекала, ревновала. А потом ещё узнала и ещё.

Подружка её школьная Татьянка Белова хотела его увести от семьи, но он не ушёл. В изменах никогда не признавался. Говорил: "Завидуют и выдумывают".

-2

С Татьянкой отвертеться ему не удалось, признался в одном разе. Татьянка всё рассказала по пьянке про их встречи, не стыдясь. Приходила к ним в дом со скандалами и признаниями в любви. Приходила, пока муж не выпроводил её без церемоний, с грубой бранью. Сказал ещё во след, что жену и детей любит, никогда не сменит на другую семью. А Татьянка потом повеситься хотела, но дед её, старый Тимофей, успел из петли достать.

Терпела она бессонные ночи, нелюбимую работу, свекровь свою прокуренную алкоголичку, брата Андрюшу дебошира, который всегда брал в долг и не отдавал.

Терпела свою боль по ушедшей Олечке, три месяца, каждый день на могилку к ней бегала перед работой, а потом сама слегла простуженная и обессилевшая от слёз и жалости к первой своей доченьке, к крошке бессловесной, к ангелу земному...

Муж ушёл навсегда, в мир иной, три недели назад. Утром не проснулся и всё. Вскрытие не делали. Зачем беспокоить мёртвое тело старого, усохшего человека. Кремировали, подхоронили урну к родным могилкам.

Она не поняла ей стало плохо или легко от его ухода. Поняла вдруг только то, что вся боль от измен и вечного терпения, которое она сейчас достала на белый свет, жива. Утёрла набежавшую старушечью слезу.

Фото из Интернета.