Найти тему
VK Play

Прокол «Каллисто» — обзор The Callisto Protocol: Final Transmission

Последний гвоздь в крышку гроба одного из самых провальных релизов 2022 года

Если быть объективным, то The Callisto Protocol нельзя назвать вот прям ужасной игрой. Как минимум она чрезвычайно красива, да и ее механики, какими бы сомнительными они ни были с точки зрения геймдизайна, более-менее функционируют. «Разочаровывающая» — куда более удачный эпитет. От команды, отвечавшей в прошлом за Dead Space и получившей на разработку нового ужастика абсолютно абсурдную сумму денег (по слухам, более 160 миллионов долларов), ждали уж точно большего, чем линейный и лишенный креативных идей beat 'em up, замаскированный под survival horror.

-2

Критики и игроки быстро разнесли The Callisto Protocol в пух и прах, и первые месяцы студия Striking Distance только и делала, что выпускала патчи, призванные улучшить техническое состояние новинки и внести правки в игровой процесс. Так, например, в текущей версии The Callisto Protocol главный герой Джейкоб куда быстрее переключается между огнестрельным оружием, чем в релизной. Анимации лечения занимают меньше времени, ну а после прохождения становится доступен режим новой игры плюс. Тем не менее все эти изменения — просто попытки заклеить скотчем пробоины в трюме корабля: у TCP слишком много фундаментальных проблем, которых не исправить простыми обновлениями. Подтверждение тому — первое и последнее дополнение Final Transmission, наконец-то ставящее ту сюжетную точку, которой не было в базовой игре (она заканчивалась на дурацком клиффхэнгере).

Оригинальную The Callisto Protocol обильно ругали за недостаточную «хоррорность», и в DLC разработчики попытались исправить данную оплошность, добавив куда больше эпизодов и сцен, связанных с психологическим ужасом, когда герой не может отличить реальность от игр разума. Беда, правда, в том, что страшнее от этого нисколько не стало. Галлюцинации скорее раздражают, чем пугают (в какой-то момент игра превращается в неудачное подобие P.T. и заставляет игрока бегать кругами по одной и той же локации), да и за рассудок Джейкоба переживать особо-то и не хочется, потому что он как был максимально неинтересным протагонистом, так им и остался. А если вдруг Джейкоб все же пришелся вам по душе, то, боюсь, сюжетный поворот концовки Final Transmission в какой-то степени покажется плевком в лица тех немногих фанатов, которые были у The Callisto Protocol.

Больше всего базовая TCP все же огорчала не нехваткой пугающих сцен или плоскими персонажами, а сражениями с монстрами. И проблем с драками было сразу несколько. Так, раздражал фокус на ближнем бою, когда почти каждый враг, завидев геймера за километр, на всех парах мчался с ним «обняться», после чего камера игрока приклеивалась к твари, а затем строго по очереди, словно в какой-то пошаговой игре, Джейкоб и чудище начинали дубасить друг друга. Причем система совершенно не была предназначена для драк с более чем одним противником. Пока Джейкоб был занят выяснением отношений с одним из монстром, другие враги безнаказанно могли кусать его за задницу.

-3

Огнестрельное оружие в TCP было, но играло скорее вспомогательную роль. С помощью пистолетов, автоматов и дробовиков (да, к слову, арсенал получился совершенно невыразительным на фоне безумных пушек Dead Space) можно было оглушить противника или добить его, но основной урон все равно приходилось наносить дубинкой. Из-за этого складывалось ощущение, что у игрока нет тактических опций.

Все перечисленное выше правдиво и для Final Transmission. Это ожидаемо, да, но все равно остается неприятное послевкусие, так как авторы точно могли постараться лучше и основательно поработать над конфронтациями в DLC. Например, можно было добавить несколько новых врагов и несколько новых пушек, но на деле мы получили лишь один дополнительный тип противников, причем крайне надоедливый, и только одну новую «игрушку» — кинетический боевой молот, который становится доступен Джейкобу аж за 30 минут до финала дополнения и который нельзя использовать в основной кампании даже в режиме новой игры плюс.

-4

Между релизами базовой The Callisto Protocol и ее дополнения случилось два события, которые заставляют взглянуть на игру даже более критично, чем изначально. Во-первых, вышел ремейк Dead Space, который лишний раз напомнил, насколько та старая игра 2008 года обогнала время, насколько она была оригинальной в плане сюжета, геймплея, реализации интерфейса и насколько TCP кажется творческим шагом назад. А во вторых, мы наконец-то увидели переосмысление Resident Evil 4, которое мастерски реализовало то, что хотели сделать авторы «Каллисто», но не смогли: удачно интегрировало относительно комплексную систему ближнего боя в хоррор-игру.

После завершения Final Transmission можно с большой степенью уверенности сказать, что франшизы по TCP не будет. Авторам явно не дали зеленый свет на разработку сиквела, и поэтому они все дружно погрузились в спасательную шлюпку и покинули тонущий корабль. Обидно лишь, что перед эвакуацией разработчики не стали наводить в каютах порядок или латать часть дыр, чтобы корабль под названием The Callisto Protocol хотя бы утонул чуть более ухоженным и лежал на дне истории не настолько запущенным.

Оценка: 5/10