Найти тему

Готовим оборудование для сенсорной интеграции: сенсорные мешочки и утяжелители. Список игр и советов по занятиям дома

Оглавление

Здравствуйте, мои дорогие. Сегодня хочу поделиться с Вами нашим опытом в проработке интеграции дома. Это будет цикл статей, так как опыт в интеграции мы с сыном приобретали постепенно, прорабатывая наши недостатки в сенсорной сфере. После прохождения диагностики и получения рекомендаций, пришли к выводу, что работу нужно проводить и дома, и в большем объеме.

Первичное оборудование изготовили сами – расписала, как мы готовили сенсорные утяжелители в заключительной части статьи.

Пы.сы. Кстати, посещая занятия, увидели, что в основном их посещают мальчики. Хотя специалисты говорят, что различий по гендерному признаку нет, но факт остается фактом – мальчики на занятиях встречаются примерно раз в 5-6 чаще.

Правила занятий дома

Вот несколько наблюдений, которые я сделала при домашней работе:

  • упражнения с новым оборудованием выполняем сначала – со специалистом, затем – дома. Ребенок с нарушениями сенсорной сферы сильно тревожится при постановке новых условий для мозга. Справиться с волнением и правильно помочь малышу сможет только специалист. Поэтому – сначала выполняем упражнения на занятиях, а затем переводим его домой (можно с небольшими изменениями);
  • не делаем ничего насильно. Предлагаете ребенку новую игру, а он – отказывается? Ничего страшного – предложите еще раз, затем третий. Если отказ абсолютный – не настаивайте, и, конечно, не наказывайте ребенка. Помните! – он не делает Вам назло, не капризничает специально – он просто пока НЕ МОЖЕТ;
  • к занятиям дома можно приступать, только если ребенок накормлен, он выспался, здоров и находится в хорошем расположении духа;
  • придумывайте новое, модернизируйте игры.

Процесс интеграции – целая Вселенная игр и занятий с Вашим ребенком. Не отказывайте себе в удовольствии научить малыша чему-то новому, сделать открытие или провести сказочный опыт.

Утяжелители, бинты

Чтобы в мозгу ребенка сформировались правильные нейронные связи, необходимо начинать путь развития именно с бинтования и работы с утяжелителями. Эта работа должна проводиться ежедневно. Чем дольше ребенок находится в эластичных бинтах, тем быстрее идет процесс развития нейронных связей, тем эффективнее проводятся занятия.

Как правильно забинтовать малыша:

  • для бинтования нужны широкие эластичные плотные бинты (есть в любой аптеке). Чем выше плотность, тем лучше;
  • обязательно бинтуется туловище, ноги, руки, оставляя промежуток для локтей и коленей (правильное бинтование представлено на рисунке);
  • руки и ноги отдельно не бинтуются. Можно либо забинтовать только туловище, либо туловище-руки-ноги;
  • нельзя бинтоваться на сон! Для этих целей есть плотные одеяла (не путать с утяжеленным специальным одеялом);
  • малышу должно быть комфортно. Избегайте перекручивания бинтов, слишком сильного сдавливания, но и не бинтуйте слабо. Ваш специалист по сенсорной интеграции покажет Вам правильный нажим.

После бинтования можно приступать к работе с утяжелителями. Отдельно стоит отметить утяжеленное одеяло. Его можно сшить самостоятельно – в ткани делаются кармашки, в которые затем добавляется гречневая крупа, либо купить в Интернете. Стоимость разная и зависит от величины. В среднем 4-7 тысяч. рублей. Дети с проблемами в сенсорике любят ползать под таким одеялом, смотреть мультики, укрывшись им.

Как сделать мешочки с утяжелением дома

Первое, что мы сделали после диагностического занятия – подумали об организации развивающей сенсорной среды дома. У нас выявили проблемы с тактильной частью и с присутствием неинтегрированных рефлексов, которые должны были уйти, но не ушли.

Для создания утяжелителей нам понадобились:

  • ткань – разная по цвету и фактуре. Желательно с натуральным составом и не сильно кислотными цветами. Велюр, атлас, бязь и т.д. – в любом тканевом магазине выбор широкий;
  • плотные нитки, лучше - капрон – мешочки идут с наполнением и игры с ними постоянные и не всегда аккуратныеJ
  • нитка с иголкой;
  • швейная машинка;
  • кухонные весы, если планируете сделать мешочки разного веса;
  • наполнитель: соль, рис, греча. Можно сделать разные по весу и наполнению – это способствует более качественной проработке сенсорики.

Мы сделали мешочки весом 0,5 кг и 1 кг. Больше 1 кг делать не стоит, хотя по правилам играть можно с утяжелителями до 10% от веса ребенка.Мы пришли на интеграцию с весом 17 кг, то есть наше максимальное утяжеление могло быть 1,7 кг, но в процессе игры сын таскал и по 2 кг (по мешочку в каждой руке).

Порядок изготовления (с фото):

  • делаем выкройку – рисуем на изнаночной стороны ткани прямоугольник 26,5 на 19,5 (здесь оставлено 0,75 мм на швы). Это размеры для мешочка весом в 1 кг. Для 0,5 возьмите соответственно в пропорции 1 к 2;
  • вырезаем из ткани прямоугольники, сгибаем пополам и проглаживаем, чтобы было легче шить;
  • прошиваем на швейной машинке 3 стороны;
  • выворачиваем получившийся мешочек и вкладываем туда заранее приготовленный пакет с утяжелителем – соль, греча, нут и т.д. Можно ополнительно порезать шуршащую бумагу или проложить крупу. Чем разнообразнее мешочки, тем объемнее работа, тем больше сфера задействовано;
  • дошиваем мешочек вручную – утяжелитель готов.

Проявите фантазию. Мешочки – отличный материал для разнообразных игр и развития сенсорики, тактильных отношений и речи.

Вариации игр

Первые мешочки мы увидели на занятии. Их нужно было достать из коробки, положить в тележку (как на фото), и отвезти в другую комнату, где была горка. Сын с удовольствием включился – он любит таскать тяжести, ну и с любимым педагогом, мне кажется, готов играть в любую игру. Забинтоваться не дал на первом занятии- это мы освоили только к 4-му посещению. А потом это стало базовым мероприятием у нас – сразу после пробуждения с утра.

-2

Список игр:

  • строим башню. Тут все просто – складываем мешочки друг на друга;
  • ломаем башню. Ломали с помощью экскаватора;
  • возим на тележке или в машинке. У нас есть Камаз с кузовом, отлично вместивший мешочки – катали их по квартире, из одной комнаты в другую. Сын был почтальоном;
  • складываем мешочки в тазик и толкаем по квартире;
  • сын-грузовичок или лошадка перевозит груз – сын вставал на четвереньки, а ему на спину укладывались 1-2 мешочка, которые он перевозил;
  • прятали мешочки в воздушный бассейн, под шкафы, под диван, что побуждало ребенка приседать, ложиться и проявлять прочие виды активности;
  • если у Вас есть горка – мешочки можно катать с нее. У нас горки не было, поэтому в эту игру играли на занятии;
  • перекидывание на высоте. Устанавливали планку – конкретная ступенька шведской стенки и ребенок поднимал мешочки вверх и закидывал их за планку.

Во время работы с утяжелителями обращайте внимание малыша на цвет мешочков, рисунок, их текстуру. Это отличное пособие для изучения различных тем в игре. Цвета, геометрические фигуры,много-мало, цифры, легче-тяжелее и т.д.

Может быть, Вы придумаете свои игры – поделитесь в комментариях.