Сегодня мы поговорим не о священниках, а об очень важной и распространенной теме в наши дни.
Однажды мы с коллегами обсуждали феномен, который наблюдается уже у взрослых дочерей, когда мама - жёсткая, требовательная, подавляющая, а отец - мягкий, отстраняющийся.
Так вот часто дочери в таких семьях ненавидят матерей и боготворят в своём воображении практически "святых" отцов.
И добрые они, и мягкие, и ничего плохого от них не слышали, а мать мужу своему жизнь испортила, на тот свет раньше времени свела.
Любят таких отцов обычно именно дочери. Сыновья же чаще ненавидят. Также как и у дочерей нет уважения к страдающим, отстраняющимся матерям. В то время, как сыновья, наоборот, испытывают благоволение перед слабой матерью рядом с отцом-тираном.
Думаю, что связаны такие приоритеты с двумя составляющими:
Первый: Эдипов комплекс (комплекс Электры), когда ребёнок увлечён родителем противоположного пола. А слабого хочется защищать и оберегать.
Второй: половая идентификация. Ребёнок не хочет брать у родителя своего пола отрицательную роль: ни тирана, ни " неудачника", слабодушного человека. Другое дело, что он может потом повторять чью-то роль, но осознанно желания принять нет.
Давайте посмотрим, а такие уж святые эти отцы?
Вспоминаются сразу сказки "Морозко" и "Золушка".
В фильме-сказке " Морозко" отец даже повёз, по велению жены, свою дочь в лес на верную погибель. Жена ему потом припоминает:" Надо же, додуматься дочь, чтобы погибла, в лес повести. Что же ты за отец?" (Монолог примерный. Точные слова не помню). Муж старается оправдаться, что , типа, это не я, а ты заставила, но жена не даёт ему вставить слово.
Правда, нужно отдать должное отцу Настеньки, в лесу он решил дочь не оставлять, а привезти обратно домой (в фильме, в самой сказке он этого не сделал). Только Настеньке стало жалко своего "святого" отца, поэтому прыгнула она в снег и осталась мёрзнуть в лесу.
Знает же , что отец ее от материнского гнева не защитит, да, и в уме девушки уже есть убеждение: папа-бедненький, его надо спасать.
Что мы видим потом?
В лес искать Настеньку "святой" отец не едет, а беспокоятся о ней Иванушка да собака их дворовая. Собака даже отца старается тянуть в лес, когда опасность чувствует, но, его, бедняжку, жена и Марфушка обратно в избу заталкивают.
В сказке " Золушка" Шарля Перро отца вообще не видно. Как вначале о нем сказано, что женился на другой, так и след его до конца сказки теряется. То ли новая жена его в подвале в кандалах держала, то ли пошёл он увлекаться абсентом и не до дочери своей было. И выкрутасы новой суженой не так уже важны в дурманном мире алкоголя.
И в работе с клиентами мы обнаруживаем , что такие " святые" отцы фактически самоустранялись из семьи.
Да, под давлением жён, но эти мужья НЕ ПРИНИМАЛИ РЕШЕНИЕ ОТСТАИВАТЬ СВОЮ РОЛЬ, СВОЁ МЕСТО, СВОЁ ПРАВО, а ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ УСТРАНИТЬСЯ. Просто зажить параллельно своей жизнью, отойти от многих дел и решений, а то и полюбить самозабвенно водочку - это ИХ ВЫБОР И ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Когда отцы удалялись на психологическом и духовном уровнях, когда и на материальном (полностью отдав заботы о семье жёнам - тиранам).
Всем известно, что когда женщина не чувствует мужских проявлений в муже, то её мужское начало стремительно разрастается. И она фактически становится полноправным главой семьи, а муж - неразумным, выключенным из взаимодействия ребёнком.
Вот такие "святые" отцы и предстают в клиентских историях: отдавшие своих детей в полноправное подчинение властных жён, а то и прикрывающихся ими (чтобы меня не трогала), пьющие и умершие от пьянства. И дочери с убеждением: Мама виновата, что умер. Нет, не мама виновата, а он ВЫБРАЛ ПИТЬ И НЕ БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ. А у матери есть своя вина за свое поведение.
Есть ли такие устраняющиеся матери? Безусловно. Например, те, кто закрывает глаза на сексуальное насилие со стороны мужа по отношению к дочерям , бывает, что и не просто закроет глаза, а ещё и обвинить ребёнка может, если уже тактика "ничего не вижу" не работает.
Яркий пример самоустранившейся матери - образ Маргарет Броуди из романа Арчибалда Кронина " Замок Броуди". Животный страх перед мужем-агрессором настолько силён в этой женщине, что она предпочитает выдать мужу беременность старшей дочери и , когда он ее со схватками, выгоняет из дома, Маргарет начинает оправдывать себя, а не защищать свою дочь.
В этот момент чувствуют читатели гнев по отношению к такой матери. Почему же нет сильного гнева по отношению к отцу Настеньки? Ему сочувствуют, что с "грымзой" живет невозможной. Да, потому что образ Маргарет Арчибалд Кронин вырисовывал правдиво и открыто, наряду с жалостью к ней мы испытываем и гнев, и недоумение во времена ее слабодушия по отношению к детям. В момент ужасающей сцены, о которой я говорила выше, она выглядит неприкрыто отвратительно.
Отца же Настеньки показывают добрым несчастным старичком, а, если что и случается, то во всем виновата его жена.
Когда же старичок почувствовал новую расстановку сил, то на жену прикрикнул, а она ему примирительно ответила:" Молчу. Молчу".
Еще в нашем обществе спрос с матерей всегда выше, чем с отцов. Генетически так заложено, что женщина отвечает за сохранение рода, а мужчина - за его защиту в боях, когда грозит опасность. За обеспечение. И, если женщина не чувствует такой защиты от мужчины, то она начинает сохранять, становясь Женщиной -воином.
Для чего я это всё пишу? Конечно же, не для того, чтобы дочери дружно переместили свою ненависть с матери на отца. А для того, чтобы стали реально видеть факты. Перестали демонизировать своих матерей и наделять их исключительной силой, властью над всеми. Даже над жизнями других.
А вы как, дорогие читатели, думаете?
Автор: ©Танкова Оксана - практический психолог, логотерапевт
Друзья, поддержите, пожалуйста, мой Дзен-канал классом за статью и подпиской.