Найти тему

История создания панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»

Завершилась Сталинградская битва, город лежал в руинах. Вполне понятно было желание людей видеть возрожденный Сталинград достойным величайшего подвига народа: прекрасным, богатым памятниками, центром науки и культуры. Одним из таких памятников могла стать художественная панорама.

В 1944 г. Комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союзе советских архитекторов объявили открытый конкурс на эскизный проект восстановления Сталинграда.

В нем приняли участие не только профессиональные архитекторы, но и все желающие. Присланы были даже проекты с фронтов. Конкурс стал заметным явлением духовной жизни военных лет. Большая половина проектов включала панораму. Именно на этом конкурсе окончательно сформировалась и утвердилась идея увековечить Сталинградскую битву в художественной панораме.

К изображению Сталинграда в панорамной живописи художники студии Грекова приступили в 1949 г. В Москве экспонировалась панорама «Героическая оборона Сталинграда» (Н.Котов, В.Яковлев, Б.Котов, В.Рябов, Б.Беляев, Н.Фирсов).

Это был выставочный макет в 1/5 натуральной величины (34x3,1м), который предназначался для показа в различных городах страны. Сюжетом был штурм Мамаева кургана частями 62 армии 15-20 сентября 1942 г.

23 февраля 1950 г. на выставке произведений художников студии им. Грекова экспонировалась панорама «Разгром фашистских войск на Волге в 1943 г.» (А.Горпенко, П.Жигимонт, Г.Марченко, Н.Андрияка при участии В.Кузнецова и Б.Николаева) - выставочный эскиз в 1/5 натуральной величины (22x4 м). На этот раз художники избрали временем показа события, происходившие на Мамаевом кургане в январе 1943 г. В 1954 г. Г.Марченко, П.Жигимонтом и Н.Кузнецовым была создана диорама «Бой на Мамаевом Кургане», на которой изображен один из штурмов водонапорных баков на Мамаевом кургане в январе 1943 г.

В декабре 1958 г. Совет Министров РСФСР принимает постановление о создании панорамы в Сталинграде. Первоначально предполагалось, что панорама будет располагаться на Мамаевом кургане. Однако, позже, постановлением от 18 апреля 1964 г. Советом Министров это решение было изменено. Этим же постановлением (№ 483) поручено Волгоградскому облисполкому внести предложения о проектировании и строительстве здания панорамы на новом месте.

Проектирование начал институт Волгоградгражданпроект. Было определено место строительства - в центральной части города, возле руин мельницы и легендарного дома Павлова. По этому проекту панорама должна была стать частью музейного комплекса ”Сталинградская битва”.

2 февраля 1968 г., в день 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, была заложена памятная плита в основание будущего здания панорамы.

Автором проекта здания комплекса стал народный архитектор СССР В.Масляев, главным конструктором - Э.Темников. Ротонда панорамы имеет форму гиперболоида вращения, выполнена из предварительно напряженного бетона и облицована белым известняком. Архитектурный замысел мемориального ансамбля построен на драматическом контрасте руин мельницы и современного здания.

Параллельно со строительством панорамной ротонды велись подготовительные работы по созданию художественного полотна. Еще зимой 1958 г. большая группа художников им. М.Б. Грекова зимой приезжала в Сталинград.

На этюдах. Художник Усыпенко Ф. П. Мамаев Курган - завод Красный октябрь. Февраль 1959 г.
На этюдах. Художник Усыпенко Ф. П. Мамаев Курган - завод Красный октябрь. Февраль 1959 г.

На вершине Мамаева кургана был построен небольшой деревянный павильон для работы над эскизами и произведена полная фотосъемка местности.

В ходе последующей работы над панорамой сложился новый авторский коллектив:

Заслуженный художник РСФСР Петр Иванович Жигимонт.

Заслуженный художник РСФСР Георгий Иванович Марченко

Народный художник РСФСР Николай Яковлевич Бут

Народный художник РСФСР Виктор Константинович Дмитриевский

Заслуженный деятель искусств РСФСР Федор Павлович Усыпенко

Народный художник СССР Петр Тарасович Мальцев

Заслуженный художник РСФСР Марат Иванович Самсонов

На этапе подготовки к созданию полотна принимал участие и Геннадий Иванович Прокопинский. Он, будучи фронтовым художником, принимал участие в Сталинградской битве, и его фронтовые рисунки послужили ценным материалом. Однако он не дожил до росписи полотна. Художники прослушали курс лекций в Академии генерального штаба по истории Сталинградской битвы, просмотрели большое количество кино- и фотодокументов, познакомились со свидетельствами участников сражения, историческими трудами, присутствовали на учениях войск Киевского военного округа под командованием В.И. Чуйкова. Консультировала грековцев группа военных - маршалы Советского Союза В.И. Чуйков, А.И. Еременко, Н.И. Крылов, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов. Было сделано более 2 000 эскизов. Это были работы разных жанров – пейзажи, портреты, жанровые сцены.

В 1961 г. художники подготовили эскиз панорамы “Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом” размером в 1/3 натуральной величины.

Обсуждение эскизов
Обсуждение эскизов

Уникальный льняной холст, весом около тонны был изготовлен в Пензенской области, на Сурском суконном комбинате “Красный Октябрь”. После натяжки холст был загрунтован специалистами Подольского производственно-технического комбината и предоставлен в распоряжение художников. Грековцам предстояло расписать живописный холст размером 16 х 120 метров (около 2000 кв.м.) и создать около 1000 кв.м. декораций.

Летом 1980 г. художники приступили к переносу рисунка на холст, а затем к росписи. С середины апреля 1981 г. авторский коллектив начал проводить работы по созданию предметного плана, которые длились примерно полгода.

За работой
За работой

Весной 1982 г. работа по созданию панорамы была завершена. А 8 июля 1982 г. состоялось торжественное открытие панорамы, в котором принимали участие ветераны Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы, руководители города и области, строители, воины Волгоградского гарнизона, представители общественности, молодежных организаций, а также Герой Советского Союза, Почетный гражданин города – героя Волгограда, знаменитый снайпер В. Г. Зайцев.

Директор музея-панорамы "Сталинградская битва" Анатолий Иванкин принимает символический ключ от панорамы от строителей. 8 июля 1982 г.
Директор музея-панорамы "Сталинградская битва" Анатолий Иванкин принимает символический ключ от панорамы от строителей. 8 июля 1982 г.

В основу сюжета картины положены события одного дня Сталинградской битвы - 26 января 1943 года. В это время полным ходом шла операция «Кольцо» по ликвидации окруженной в районе Сталинграда немецко-фашистской группировки. Войска Донского фронта сжимали кольцо окружения. На заключительном этапе операции две армии фронта - 21-я и 62-я, наступая навстречу друг другу, соединились на северо-западном склоне Мамаева кургана, расчленив остатки окруженной группировки на две части. Именно этот момент изображен на полотне, а встреча двух армий является ее главным композиционным центром.

Смотровая площадка условно находится на вершине Мамаева кургана, точнее на одном из городских бетонных водонапорных баков.

Перед зрителем раскрывается грандиозная панорама сражения. Видны знакомые силуэты города - мельница, Дом Павлова, площадь 9-го января, водонапорная башня вокзала Сталинград-1, элеватор, заводы - ”Красный Октябрь” ,”Лазурь”, ”Чермет”. Художники большое внимание уделяют театру военных действий и топографии, взаимодействию различных родов войск: авиации и наземных частей - пехоты, танков, артиллерии.

Изображая конкретно-исторические события, художники вместе с тем прибегают и к широким идейно-художественным обобщениям, что позволяет им передать грандиозный размах не только Сталинградской битвы, но и всей Великой Отечественной войны, массовый героизм нашей армии, характер современной войны, ее массовость и военно-техническую оснащенность. Одной из примечательных особенностей панорамы, ее композиционно-колористического решения является активное включение природы в события, изображаемые на холсте. Это уже не просто живописный пейзажный фон, как нередко бывало в панорамах прошлого века. Состояние природы и неба здесь разработано на основе ясно выраженного цветового конфликта. Лучи заходящего солнца почти не проникают в расположение вражеской группировки. Они заслонены свинцовыми тучами, дымом, гарью. Такой образный колористический прием великолепно передает атмосферу событий, подчеркивая неизбежный крах фашистской армии.

Фрагмент панорамы "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом"
Фрагмент панорамы "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом"

Второй отличительной чертой является то, что события, развернутые в панораме, при всей их исторической конкретности и относительной точности, вместе с тем своим композиционно-колористическим строем, да и введением целого ряда дополнительных батальных сцен, хронологически смещенных, как бы раздвинуты и соотнесены с характером, масштабами и историческим значением Сталинградской битвы в целом, а через нее и всей Великой Отечественной войны. Грековцы воссоздали героический дух времени, показали образ разрушенного, но непобежденного Сталинграда, передали обобщенный образ мужества его защитников. На фоне военных действий 26 января 1943 г. художники-панорамисты воскрешают легендарные подвиги Сталинградской битвы - связиста Матвея Путилова, зажавшего в зубах концы оборванного провода, младшего сержанта Николая Сердюкова, закрывшего амбразуру вражеского дзота, летчика Виктора Рогальского, совершившего воздушно-наземный таран, медсестры Анны Бесчастновой, вынесшей с поля боя сотни раненых, охваченного пламенем красноармейца Михаила Паникахи, бросившегося под немецкий танк.

Так, через конкретные подвиги, авторы панорамы рассказывают о Великом подвиге живых и павших, об огромной цене за Победу.

Светлана Аргасцева, заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея-заповедника «Сталинградская битва"