На картине Питера Пауля Рубенса, написанной в 1614 году, представлен странный сюжет.
Прекрасная богиня Венера и её сын Купидон разжигают костер и, как следует из названия картины, греются у него.
Определнно, странно. То ли в поход отправились, то ли в южные страны, где они жили, холода пришли. Замерзли, в общем, вот и греются.
Действительно, этот сюжет был бы странным и необычным, если бы не был так распространен в живописи. Тема "Venus frigida" (Венера холодная) нашла отражение в картинах многих художников. Поэтому есть смысл разобраться, что это такое.
Ответ можно найти на картине итальянского художника Джачинто Джиминьяни.
На ней тоже видно, что Венера и Купидон греются у зажженного очага. Но на картине имеются еще два персонажа, уходящие прочь. Это Вакх, бог виноделия, и Церера, богиня плодородия. Без них-то, надо полагать, Венера и мерзнет.
Но откуда возникла такая необычная тема?
В период раннего Нового времени, как его называют историки, была популярна пословица: "Sine Cerere et Baccho friget Venus" ("Без Цереры и Вакха замерзает Венера").
Если бы быть точным, это даже не пословица, а цитата из комедии "Евнух" римского писателя Теренция, жившего во 2 веке до н.э. Его простейший уровень значения заключается в том, что любви нужны еда и вино, чтобы процветать.
Утверждение это, конечно, по крайней мере, спорное. Много есть, много пить, чтобы любить? Разве это настоящая любовь в пылу обжорства и пьянства?
Широкому распространению этому выражению, а следовательно и теме в живописи, как не странно, способствовало развитие промышленности. Если быть точно - развитие пивоварения, которое набирало свое распространение в 16 веке.
Ведь Вакх как бог виноделия был их богом, а Церера, богиня плодородия, выступала "поставщиком сырья".
Картины на эту тему были востребованы. Поэтому и такое широкое распространение их.
В дальнейшем подобное восхваление Бахуса и Цереры в вопросах любви осуждалось церквью. Но что было, то было. Замечательные полотна были написаны, и они вошли в историю живописи.
Следует отметить, что этот мотив в живописи имеет относительно ограниченный период. После 17 века он практически не встречается в живописи.
Зато эту тему можно встретить в поэме лорда Байрона "Дон Жуан":
Притом Церера с Вакхом, так сказать,
Венере помогают побеждать…
Пока Венера сердце заполняет —
Поскольку сердце нужно для любви, —
Церера вермишелью подкрепляет
Любовный жар и в плоти и в крови,
А Вакх тотчас же кубки наливает.
Покушать любят все
(перевод Т. Гнедича)