Патанджали — древний философ и мудрец, оставил практикам йоги четкие инструкции по достижению наивысшей реализации — достижения состояния единства Индивидуального и Божественного. Это система называется Аштанга Йога, что в переводе означает «Восемь конечностей йоги».
Итак, восемь "конечностей" йоги по системе Патанджали: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхьяна, Дхарана, Самадхи.
- Яма, Нияма - это нравственные предписания, фундаментальные принципы, на которые должен опираться человек, если хочет достигнуть состояния Йоги (единства индивидуальной Души со Вселенной).
Нияма - включает в себя предписания, которые нужно выполнять,
Яма - описывает то, от чего нужно воздерживаться. Эти предписания необходимы, для того, чтобы успокоить ум, привести его в равновесие. Очень подробно мы рассмотрим предписания в будущих статьях. - Асана - переводится как "положение тела". Причем нас интересует не просто асана, то есть любое положение тела, а йогасана - положение, в котором энергии человека замыкаются определенным образом. И по мере того, как йогасана становится устойчивой и удобной, становятся более устойчивыми ум и тело.
- Пранаяма - в одной трактовке это слово переводится как "контроль жизненной энергии", в другой как "расширение жизненной энергии". Если говорить простыми словами, то пранаяма - это осознанная работа над дыханием, когда особый акцент делается на задержках. Зачем это нужно? Опять же для успокоения ума. Ведь заметить прямую связь между скоростью и глубиной дыхания и состоянием ума может каждый. Когда мы взволнованы, то дыхание становится быстрым и поверхностным, и наоборот, в спокойном состоянии мы дышим глубоко и медленно.
Эти первые четыре конечности Аштанга йоги составляют Хатха-йогу, и практикуются для того, чтобы подготовить энергоструктуру и ум человека к следующему виду йоги - Раджа-йоге, а именно к медитации (про Хатха-йогу и Раджа-йогу мы упоминали в этой статье про виды йоги)
То есть хатха-йога является фундаментом для Раджа-йоги.
Раджа-йога (в переводе «королевская йога»), в свою очередь, состоит из следующих конечностей по системе Патанджали - медитативных практик и состояний, которые мы рассмотрим далее.
- Пратьяхара - переводится как "отбрасывание". То есть человек в некоторой степени начинает ограничивать свои органы чувств, перестает что-то слушать или на что-то смотреть, для того чтобы перевести фокус со внешнего на внутреннее. Иногда приводят следующее сравнение: как черепаха втягивает свои пять конечностей, так и человек должен абстрагироваться от пяти органов чувств, чтобы энергия шла внутрь для медитативных практик, а не выплескивалась наружу. Но здесь важно понять, что это не столько действие, сколько состояние, когда йогин может созерцать любые объекты, но дух его остается чист и не возмутим. То есть мы не избегаем внешних объектов, мы просто не цепляемся за них.
- Дхарана - часто переводится как концентрация. Но в русском языке это слово подразумевает, что мы отсекаем все, кроме объекта на котором концентрируемся, что является в некоторой степени искажением.
Дхарана - это скорее пребывание с выбранным объектом (это может быть пламя свечи, чувство метты и т.д.) как с фоном, на котором можно наблюдать поток мыслей, в который практик не входит, не вовлекается. С опытом практик закрепляется в это пребывании, и когда оно становится более-менее непрерывным, то он может погрузиться в медитативное состояние. - Дхьяна - медитация. Здесь очень важно сделать акцент, что медитация - это не действие, это состояние. То есть человек не может сесть и медитировать, он может выполнить Дхарану, которая возможно приведет к медитативному состоянию.
Замечательный пример приводит Садхгуру, который говорит, что вы не можете вырастить дерево, вы можете только подготовить семя, почву, оградить место, чтобы никто не повредил росток. И если вы все сделаете правильно, тогда возможно дерево вырастет, как следствие всего того, что вы делали до сих пор.
И проходя через уровни медитативного погружения, ум все более и более успокаивается, колебаний становится все меньше. И если в какой то момент они остановятся совсем, то случится состояние Самадхи. - Самадхи - полная остановка колебаний ума, в которой становится возможным состояние Йоги - единства индивидуальной Души с чем-то Высшим.
Существует несколько видов самадхи, но это обширная тема, которая заслуживает отдельной статьи.
А пока оставляйте комментарии, задавайте вопросы, будем рады на них ответить!
#гуру #садхгуру #медитация #йога #ашрам