Ограничительные меры, введённые иностранными государствами и международными организациями в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в связи с современной внешнеполитической ситуацией, в той или иной степени затронули все области экономики. Не стал исключением и рынок юридических услуг.
Одним из последствий влияния санкций на рынок юридических услуг России стало изменение содержания деятельности консалтинговых компаний. В частности, в деятельности юридических фирм практически исчезли проекты с правовым сопровождением новых инвестиций в России. При этом российские клиенты в большей степени стали приобретать активы у иностранных инвесторов.
Активность европейских и североамериканских компаний заметно снизилась. Многие из них занимаются, по большей части, текущими проектами и не начинают новые проекты. Сокращение работы прослеживается не только в отношении инвестиционных проектов, но также кредитования и рынков капитала. Клиенты воздерживаются от заключения крупных сделок, ожидая стабилизации ситуации и повышения её прогнозируемости.
Количество новых иностранных инвестиций существенно сократилось. Многие инвесторы, хотя и испытывает определённую обеспокоенность вопросами сохранности своих инвестиций, стремится продолжать партнерские отношения с Россией ввиду прагматических соображений.
Вместе с тем, сокращение проектов в сфере сопровождения инвестиций, банковской деятельности компенсируется увеличением работы в области практики разрешения споров. Вероятным является рост судебных и арбитражных разбирательств, связанных с компенсациями инвесторам в связи с изъятием собственности.
Спрос на услуги по юридическому консалтингу по поводу ограничительных мер обусловлен рядом вопросов. Бизнесу важно знать, распространяются ли те или иные ограничительные меры на конкретную компанию и как они могут повлиять на её деятельность, как структурировать договоры в связи с ограничительными мерами США и ЕС и контрмерами России, а также возможными исками контрагентов и судебными или арбитражными разбирательствами, связанными с неисполнением контрактных обязательств ввиду ограничительных мер или оспариванием данных мер.
Спрос на услуги по юридическому консалтингу по поводу ограничительных мер заставляет юридические фирмы проявлять маркетинговую активность в данном направлении или даже создавать собственные отделы, специализирующиеся в данной области права.
Некоторые иностранные юридические фирмы были вынуждены отказаться от работы с частью российских клиентов в связи с тем, что на те или иные лица или компании распространяются ограничительные меры.
Говоря об ограничительных мерах, важно иметь в виду следующее. В настоящее время термин «санкции» (и производные от него термины «санкционный» и др.), как правило, используется в российских и иностранных источниках для обозначения любых ограничительных мер, применяемых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Такой подход применяется как в журналистике, так и в специализированной экономической литературе, а также в комментариях юристов и даже в правоприменительной практике. Тем не менее, говоря о санкциях и ограничительных мерах, необходимо учитывать важное различие между данными терминами, в силу которого их недопустимо рассматривать как равнозначные.
В международном праве под санкциями понимаются меры, применяемые на основании резолюции Совета Безопасности ООН или Генеральной Ассамблеи ООН. В иных случаях, в силу международно-правового принципа суверенного равенства государств («par in parem non habet imperium»), речь может идти не о санкциях, а об ограничительных мерах одностороннего характера.
Современное международное право не содержит общего запрета на применение государством, группой государств или международной организацией ограничительных мер, не связанных с использованием вооружённых сил против другого государства, в том числе против государства, не являющегося членом международной организации, применяющей такие меры.
Государства применяют односторонние ограничительные меры на основании национального законодательства, международные организации (в том числе Европейский Союз) – на основании учредительных актов, правил процедур и других норм внутреннего права соответствующей международной организации.
Таким образом, термин «санкции» не следует отождествлять с термином «ограничительные меры». Речь идёт о существенно разных международно-правовых явлениях.
Российское законодательство (в том числе изменения, внесённые в марте 2022 года после соответствующих решений иностранных государств и международных организаций) полностью подтверждает данный подход и соответствует ему.
В частности, статья 284.2 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц. Термин «меры ограничительного характера» (а не «санкции») используется и в статье 20.3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из этого следует, что российский законодатель сознательно использует термин «ограничительные меры» и не отождествляет его с санкциями. Это полностью соответствует международно-правовому смыслу ограничительных мер и различию между ними и санкциями.
Представляется, что данный подход нужно применять и при обсуждении соответствующих событий. Это позволит сформировать юридически корректное представление о сложившейся ситуации как с точки зрения международного права, так и с точки зрения российского законодательства.
Если у вас есть правовые вопросы, обращайтесь, будем рады помочь!
Наши контакты:
+7 495 925 91 15
+7 985 925 91 15
info@labaznovpartners.ru
http://www.labaznovpartners.ru/
Москва, ул. Бауманская, 43/1, стр.1, офис 310