Цифры могут унижать человеческое достоинство. Однако, будучи помещены в надлежащий контекст, они помогают осветить более широкие проблемы и ответить на насущные вопросы, такие как, почему оккупированная Палестина находится на пороге крупного восстания. И почему Израиль не может подавить палестинское сопротивление, как бы сильно или яростно он ни старался.
Вот когда цифры становятся актуальными. С начала этого года почти 200 палестинцев были убиты на оккупированном Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Среди них 27 детей.
Если представить себе тепловую карту, соотносящую города, деревни и лагеря беженцев палестинских жертв с продолжающимся вооруженным восстанием, то сразу же обнаружатся прямые связи. Газа, Дженин и Наблус, например, заплатили самую высокую цену за израильское насилие, что сделало их регионами, которые сопротивляются упорнее всего.
Неудивительно, что палестинские беженцы исторически были в авангарде палестинского освободительного движения, превращая лагеря беженцев, такие как Дженин, Балата, Акабат-Джабр, Джабалия, Нусейрат и другие, в горячие точки народного вооруженного сопротивления. Чем упорнее Израиль пытается подавить палестинское сопротивление, тем сильнее реакция палестинцев.
Возьмем в качестве примера Дженин. Мятежный лагерь беженцев никогда не прекращал своего сопротивления израильской оккупации со времени знаменитой битвы и последующей израильской резни в апреле 2002 года. Сопротивление продолжалось там во всех его формах, несмотря на то, что многие бойцы, защищавшие лагерь от израильского вторжения во время Второго палестинского восстания, или Интифады, были убиты или заключены в тюрьму.
Теперь, когда к власти пришло новое поколение, Израиль снова взялся за дело. Военные вторжения Израиля в Дженин стали обычной практикой, приводящей к расту числа жертв, хотя и дорогой для самого Израиля.
Наиболее заметное и жестокое из этих вторжений произошло 26 января, когда израильская армия ворвалась в лагерь, убив десять палестинцев и ранив более двадцати человек.
По мере того как израильские рейды становятся все более частыми, продолжает гибнуть все больше палестинцев. И чем чаще повторяются рейды, тем жестче сопротивление, которое распространилось за пределы самого Дженина на близлежащие незаконные еврейские поселения, военные контрольно-пропускные пункты и так далее. Общеизвестно, что многие палестинцы, которых Израиль обвиняет в проведении операций против его солдат и поселенцев, родом из Дженина.
Израильтяне, возможно, хотят думать о своем насилии в Палестине как о самообороне. Но это вовсе не так. Военный оккупант, будь то в Палестине или где бы то ни было еще, если уж на то пошло, не может, по строгому юридическому определению, находиться в состоянии самообороны. Последняя концепция применима только к суверенным государствам, которые пытаются защититься от угроз на своих международно признанных границах или в их пределах.
Мировое сообщество и международное право не только определяют Израиль как "оккупирующую державу", но также юридически обязывают его “обеспечить защиту гражданского населения от всех актов насилия”, как было указано в заявлении Генерального секретаря ООН от 20 июня.
В этом заявлении содержалась ссылка на убийство восьми палестинцев в Дженине днем ранее. Среди жертв были двое детей - 14-летняя Садиль Гассан Туркман и 15-летний Ахмед Сакр. Излишне говорить, что Израиль не вкладывается в "защиту" этих и других палестинских детей.
Но поскольку ООН и другие члены мирового сообщества довольствуются выступлениями с заявлениями, "напоминающими Израилю" о его ответственности, выражающими "глубокую озабоченность" ситуацией или, в случае Вашингтона, даже обвиняющими палестинцев, какие еще варианты есть у палестинцев, кроме как сопротивляться?
Восстание "Львиного логова", "Бригад Дженина", "бригад Наблуса" и многих других подобных групп и бригад, состоящих в основном из бедных и плохо вооруженных палестинских беженцев, вряд ли является тайной. Человек борется, когда его угнетают, унижают и регулярно насилуют. Эта роль с самого начала определяла человеческие отношения и конфликты.
Но подъем палестинцев, должно быть, огорчает тех, кто хочет сохранить статус-кво. Одним из них является Палестинская администрация.
ПА может многое потерять, если палестинское восстание распространится за пределы северной части Западного берега. Президент ПА Махмуд Аббас, который не пользуется достаточной легитимностью, не сможет играть никакой политической роли. А без такой роли, какой бы искусственной она ни была, иностранные средства быстро иссякнут, и вечеринка закончится.
Для Израиля ставки также высоки.
Израильские военные под руководством врага Нетаньяху - министра обороны Йоава Галланта, хотят обострить борьбу против палестинцев, не повторяя полномасштабного вторжения в города 2002 года. Но управление внутренней разведки, Шин Бет, становится все более склонным к полномасштабным репрессиям.
Крайне правый министр финансов Бецалель Смотрич хочет использовать насилие как предлог для расширения незаконных поселений. Другой крайне правый политик, министр национальной безопасности Итамар Бен Гвир, жаждет гражданской войны, которую возглавят самые жестокие еврейские поселенцы, ядро его политического электората.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который мучается со своими собственными политическими и правовыми проблемами, пытается дать каждому понемногу того, чего они хотят, но все сразу. Парадоксы - это путь к хаосу.
Это привело к тому, что Галлант возобновил воздушные убийства палестинских активистов, впервые со времен Второй Интифады. Первые такие удары были нанесены в районе Джаламе близ Дженина 21 июня.
Тем временем Шин Бет расширяет список своих целей. Несомненно, последуют новые убийства.
Одновременно с этим Смотрич уже планирует массовое расширение незаконных поселений. А Бен Гвир направляет орды поселенцев для проведения погромов в мирных палестинских деревнях. Ад в Хувваре 26 февраля повторился в Турмус'айе 21 июня.
Хотя США и их западные партнеры, возможно, продолжают воздерживаться от вмешательства в якобы "внутренние израильские дела", им следует внимательно вникнуть в то, что происходит в Палестине. Следующая Интифада в Палестине будет вооруженной, внефракционной и народной, с последствиями, которые слишком трудно оценить.
Хотя для палестинцев восстание - это крик против несправедливости во всех ее формах, для таких, как Смотрич и Бен Гвир, насилие - это стратегия расширения поселений, этнической чистки и гражданской войны. Учитывая погромы в Хувваре и Турмус'айе, гражданская война уже началась.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)