Главред тычет в бок – пиши, мол, про "Укрытие", это актуально, это интересно, это прочтут. И я бы рад отдаться очередному тексту, но у меня к сериалу отношение сложилось весьма прохладное. Меня не захватило. То есть я такое люблю – постапокалипсис, таинственное подземелье, загадки прошлого и тайны будущего – вроде бы авторам даны бескрайние просторы для творчества, но "Укрытие" умудряется быть максимально предсказуемым и топороно прямолинейным. А самое грустное – за 10 серий не произошло ничего, что двигало бы сюжет вперед.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Ну, в самом деле, вся история здесь о том, что наружу вышли три человека. Они то ли погибли, то ли выжили. Это единственное, что трогает, остальное – пустая болтовня. По-хорошему, бросить бы просмотр, но фантастике всегда стоит дать второй шанс. Однако, прежде первому сезону стоит подвести черту. Конечно, через пачку вопросов о том, что произошло в шоу, куда ведут сюжетные ниточки и каких поворотов стоит ожидать впереди. Сразу признаюсь, что оригинальную серию книг я не читал, поэтому и сам спойлеров избежал, и вам вряд ли испорчу просмотр своим материалом. Давайте же энергично пройдемся по бункеру перед перерывом между сезонами.
Что случилось с Землей?
Один из самых главных вопросов в такого рода проектах – логичное обоснование причины отправки людей в подземное убежище. Мы видели уже три выхода на поверхность и до финала сезона думали, что на экране отображается ложная картинка, на самом деле, за пределами убежища сверкает красками прекрасный здоровый мир. Джульетта выясняет, что зелень и голубое небо – это обманка, которая заставляла изгнанных чистить объективы, за краями кратера же находится безжизненная пустыня. Что привело планету к такому состоянию – война, экология или падение метеорита – нам только предстоит выяснить.
Можно ли выжить за пределами Бункера?
Если поверхность планеты действительно находится в столь плачевном состоянии, то возникает вопрос – а можно ли выжить вне укрытия? Мы оставили Джульетту с минимальным запасом воздуха в скафандре и сбивающим с ног новым знанием – как поведет себя героиня? Сорвет ли она с себя шлем скафандра? Попытается ли вернуться в свое убежище? Получит ли помощь извне? А может, просто умрет, как это случилось в первом эпизоде с женой предыдущего шерифа, а после и с ним самим? Земля на финальном кадре не выглядит особенно привлекательной, но, возможно, ее состояния хватит для поддержания жизни той, кто всю жизнь провела на полуголодном пайке?
Почему главы Бункера намеренно убивают изгнанных?
Хотя достоверно причины гибели тех, кто вышел за пределы бункера, неизвестны, невооруженным взглядом видно, что отправляющие изгнанных в последний путь мэр, шериф и техники намеренно заклеивают скафандры дефектной изолентой. Они, видимо, рассчитывают, что едкая атмосфера снаружи убьет мятежников раньше, чем те поймут в чем дело. Именно из-за этого в сериале столько внимания уделяется похищенному Джульеттой мотку изоленты – она попросила закрепить ее скафандр качественным скотчем тем самым выиграла для себя драгоценные секунды жизни. Но вопрос-то остается. Чего боялись мэр и шериф? Почему не позволяли изгнанным выжить?
О чем говорит мэр Холланд?
В сцене выхода Джульетты на поверхность есть одна деталь, которая не оставляет меня в покое. Когда героиня добирается до тел шерифа Беккера и его жены Элиссон, она пытается положить там полицейский жетон, но обнаруживает, что находится у границы голографического изображения. Еще до того, как Джульетта заглянет за пределы кратера, мэр Холланд, наблюдающий за "изгнанием" замечает: "Она знает!" Судя по реакции Роба Симса, первый помощник главы общины не понимает, что имеет ввиду мэр, и это будоражит больше всего. Что же его напугало? Зачем ему бежать в аппаратную и отключать проекцию с зелеными полями, голубым небом и летящими птицами? Что за тайну он боялся раскрыть? Мне пока непонятно.
Что за болезнь мучает Пола Биллингса?
Вряд ли постоянное пребывание под землей в течении целых жизней делает людей здоровее, но кажется, жителям Бункера удается сохранять неплохую физическую форму. Впрочем, проблема всё же есть – ее называют Синдром. Данная болезнь проявляется через дрожь, подергивания и мышечные спазмы. При отсутствии лечения больной сперва теряет способность двигаться, а потом и мыслить. Причины возникновения недуга неизвестны, это может быть и изоляция, и дефицит витамина D, и использование переработанной воды и пищи. Помощник шерифа Биллингс замечает первые проявления Синдрома, но не спешит о нем сообщать начальству. Во втором сезоне ему это аукнется.
Какая судьба ожидает остальных обитателей Бункера?
Гонка Джульетты за тайнами происхождения убежища уже больно ударила по многим ее близким и наверняка откликнется еще более жестокими карами тем, кто остался внутри укрытия. Второй сезон должен обязательно рассказать о том, как сложится жизнь доктора Николса, отца Джульетты – он совершил немало правонарушений, заняв сторону дочери. Увидим ли мы еще Лукаса, отправленного в шахты на 10 лет? Как уход Джульетты перенесет Марта, впервые преодолевшая свой страх открытых, насколько это возможно внутри Бункера пространств? Наконец, как повлияет произошедшее на мэра и его подчиненных – дело-то получилось шумное.
Сколько всего существует Бункеров?
Финальный кадр сериала показывает целую россыпь входных конструкций – похоже, что свое убежище есть в каждом крупном кратере на поверхности планеты. Делать стоп-кадр и пересчитывать двери бесполезно, ведь укрытий наверняка больше, чем мы можем разглядеть. Косвенно это подтверждается и деталью, которая время от времени в первом сезоне бросалась в глаза. Дело в том, что мэр Холланд носит с собой ключ, на котором можно разглядеть номер 18. Склонен предположить, что это номер Бункера, в котором заперты герои шоу. Точное количество убежищ нам, видимо, раскроют позже.
Кто создал укрытия, и каково было их истинное предназначение?
Закрывающая сцена не дает ответов на самый главный вопрос – кто и по какой причине создал глубокие шахты с жилыми и производственными помещениями, вмещающими сотни и даже тысячи человек? Постройка таких колоссальных конструкций было делом нескольких лет, их не сделаешь при обнаружении скорой опасности и близкой угрозы. Значит ли это, что создатели бункеров и были инициаторами глобальных изменений на поверхности Земли? А может, и открывшийся перед Джульеттой новый отравленный горизонт тоже является иллюзией, и население Бункера находится внутри какого-то безумного социального эксперимента или даже реалити-шоу? Давайте ждать продолжения – часть вопросов должна получить ответы.
Вот такие скомканные, путанные и даже противоречивые мысли оставила у меня концовка "Укрытия". Еще раз повторю, что не читал оригинальных книг и не считаю, что экранизации должны строго следовать первоисточнику, поэтому жду от второго сезона неожиданных ходов и невероятных открытий. Постапокалиптическая тема по-прежнему отлично работает и на большом, и на малом экране – давайте будем вместе тихо радоваться, что разрушенную воронками взрывов планету мы видим только в фантастических драмах, а не в новостных программах. Пусть так и остается, а то мне в подобном Бункере было бы душновато.
Впрочем, эти фантазии – тема других статей (и других каналов). Мы же перестраиваем фокус внимания на иные интересные проекты, выходящие в кино и на ТВ – нам точно найдется о чем поговорить в ближайшие дни на страницах канала. Не забывайте заглядывать к Киноведу в штатском – сюда и в телеграм – регулярно, у нас бывает занятно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, всегда ищите выход на поверхность, и...
Увидимся в кино!