Приветствую всех любителей исторического и героического фэнтэзи, научной фантастики, странной фантастики, язычества и теорий заговора, технофантастики и прочей неортодоксальной "нуль-литературы".
Писать о фантастике и фэнтэзи и не упомянуть имя советского, а позже российского писателя Юрия Никитина просто невозможно. Творчество писателя, выпустившего более 60 книг тираж которых сопоставим с "достижениями" Василия Головачёва (https://dzen.ru/a/ZGgngIHfMVSvM-Qa?share_to=link) и Сергея Лукьяненко, несомненно заслуживает уважения, а его ранние произведения, такие как цикл романов "Трое из леса" воспринимается классикой российского фэнтэзи с явным псевдоисторическим уклоном. С другой стороны, творчество писателей-фантастов, работающих "на поток", к коим можно отнести и Никитина, весьма и весьма неоднозначно и отдельные произведения, а то и целые циклы произведений подобных авторов воспринимаются весьма прохладно. Тем не менее, книги Юрия Никитина в моей коллекции имеются, более того, их было раза в два больше, но именно их у меня постоянно просили почитать, естественно безвозвратно, видимо эти книги стали более необходимы другим людям.
Творчество Юрия Никитина для интересующихся славянским неоязычеством (прим. В России отдельные неоязыческие организации и сочинения были включены в Список экстремистских организаций Министерства юстиции России и Федеральный список экстремистских материалов соответственно) может быть довольно интересным, боги дохристианской Руси, существовавшие рядом с людьми и участвовавшие наравне с ними в становлении Мира проходят свой Путь через столетия до наших дней. Другая сторона творчества писателя - Миры, обогнавшие наш во времени буквально на 5-7 лет, причём это актуально как для начала 2000-х, так и для нашего 23-го. А где-то ровно посредине находится раннее произведение Никитина «Шпага Александра Засядько» («Золотая шпага») о создателе ракетного оружия и теории ракетной тяги, приключенческий роман, вышедший в издательстве "Молодь" в 1979 году, часть тиража которого была изъята по цензурным соображениям. Обязательно нужно ознакомиться, что там за секреты такие, тем более, что книга эта у меня имеется и даже в "псевдорамке" от "Центрполиграфа".
Моё же знакомство с Никитиным началось с цикла "Трое из леса", который я освоил практически весь, после были "Скифы" из цикла "Странные романы" и цикл "Троецарствие".
Роман "Скифы", напоминающий междусобойчик "фидошников" времён самого раннего "Рамблера", но в не особо отдаленном будущем, мечтающих о временах языческих с гномами бородатыми в корчмах пирующими, но страждущих, что бы все женщины ходили топлесс, точно оправдывает название серии "Странные романы". Это знаковое произведение мною было освоено в натяг где то параллельно с "Тремя из леса" и я понял, что где то в дальнейшем эти "трое" свернули явно не туда.
Далее был цикл "Троецарствие", в аннотациях которого было сказано, что он затмит "Троих из леса", чего на мой взгляд явно не произошло.
Да, прекрасные описания трёх миров, замечательные герои, эпохальные сражения, но не настолько, чтобы вернуться к ним ещё и ещё. Мнение конечно сугубо субъективное, но прочитав последнюю из трех толстенных книг серии я признаюсь подзабыл события первой.
Также хочется отметить, что теории автора о происхождении христианства, взаимодействия этой религии с дохристианским язычеством на Руси и роль последнего в формировании собственно христианства так или иначе проходят красной нитью через все произведения, а полёту фантазии может позавидовать даже канал Рен-ТВ. Если же подобные изыскания не принимать за истину, в которую автор, без сомнения, верит и не обращать внимание на присутствующие штампы, произведений всё-таки много, куда уж без них и просто сосредоточиться на приключениях героев, тогда вполне читабельно.
В качестве же моих личных рекомендаций будущим читателям Юрия Никитина настоятельно предлагаю прочесть первые четыре книги цикла "Трое из леса", начинающиеся именно на слово "трое", ознакомиться с "Золотой шпагой" и с самыми приятными ощущениями осмыслить, нужно ли продолжать изучать дальнейшее творчество автора или всё же отправить его на отдалённую полку.