Доброго времени суток, продолжаю отвечать на вопросы читателей—
Любовь Сергеевна, здравствуйте! Это Вам пишу я , Вероника, мне не очень удобно комментировать у Вас в блоге и задавать вопросы, но я читаю Вас каждый день.Уважаемая Любовь Сергеевна, поделитесь своими наблюдениями и дайте совет , как вырастить успешного ребенка?
Как не прогадать и правильно выбрать институт ?Спасибо огромное заранее !
Вероника. Город N.
Сложный вопрос-ловушка для меня…Задавали мне его в моей жизни не единожды. Да и что греха таить, и я сама задавалась им, не раз за всю свою родительскую жизнь. И за профессиональную тоже, на каждом участке моей жизни, он фонил по новому.
Мне кажется, что когда я была совсем юной мамочкой, но уже имела двоих детей и делала первые шаги по постижению глубинной психотерапии, психиатрии и конечно психологии ( куда , без нее родимой);стоически ковырялась в гештальтах по Перлзу;якорями пыталась зацепится за комплексы по Юнгу;устанавливала невербальные связи во снах с Фрейдом, с ним же пыталась утром пыталась анализировать;чуть не сделала себе харакири, когда провалилась в иероглифы японского психиатра Хаяо Каваи, кстати у последнего нарыла немало материала для философских размышлизмов. Наконец возгордилась гуманностью нашей российской психотерапии.Потом немного попинала балду с Курпатовым и Литваком.
И решила, что я , уже профи!
И я понимаю, как ,, вырастить успешных детей’’ , а главное помогать бывшим детям , стать взрослыми и успешными. Плюс пару десятков новомодных треннингов, которые в середине девяностых набирали популярность ,среди населения нашей страны. И тут , слава богу, мне на пути попались труды Натальи Петровны Бехтеревой,и я благополучно свернула с тропинки теоретического познания мира. И поняла , что не человека нужно загонять под шаблоны , а искать индивидуальные лекала для каждого. Ибо ментальных скелетов ( психотипов) личности не 8, не 14 , и не 16 , а сотни…
И вот на каждый скелет , можно конечно накинуть единую униформу, но человек, который хочет быть ,, успешным ‘’ ,и явно хочет избежать типологизации по господину В.Г. Колпакова ,и иных ,, вангующих’’,
непременно хочет малиновые штаны—
самые главные , чтобы ему три раза говорили КУ, падали на землю и кланялись.
Итак, какую главную мысль я уловила у Натальи Петровны, с чего начать свой длительный путь в познании ребенка ? Себя ? Все гениальное , как всегда оказалось просто. С истока! То есть, чтобы понять человека, нужно наблюдать за ним с детства !
И вот тут транспарантом высветилась фраза — Все проблемы из детства !
Ага, опять лукавая фраза пришла на мой путь. Но я, уже была подкована и понимала, что она не более , чем палиндром. И читать ее нужно , как в негативном ключе, что большинство и делает— когда человек , в возрасте 40 лет , на полном серьезе доказывает , что родители испортили ему жизнь, возникает , только одно желание спросить — А Вы и сейчас проживаете с родителями ? Нет, я конечно, не отрицаю роль родителей в жизни ребенка важна. Но не первична! Родителей не выбирают, да и если бы выбирали, родители , это обычные люди, а значит им свойственно ошибаться ! Да, и ответственность за нас, они , даже по закону несут всего лишь до восемнадцати лет.
В этой части моих сегодняшних рассуждений , я выделю пометку — не обращайтесь к психологам и психиатрам , за помощью в попытках простить родителей ! Это бесполезно! Пустая трата времени! А вот научится жить самостоятельно и адаптироваться к условиям этого мира без помощи родителей , если вы чувствуете , что не в силах этого сделать сами , то вам может и стоит сходить за костылями к психологу Потому , что обиды на родителей , это лакмусовая бумажка на взрослость.Вы просто не повзрослели ! А самое главное сделайте это для своих детей , потому что это противоестественно—дети , не могут растить детей!
Вот и первый Лайфхак— успешных детей удается вырастить , только ответственным взрослым.
Итак, продолжаем! Главное условие у вас соблюдено, вы ответственный взрослый, а без этого условия , подчеркиваю никак ! И теперь Вы готовы узнать ответ на то , как же вырастить успешных детей? Ну , Вы не только ответственный , но и очень смышленый взрослый , а главное любящий своего ребенка , раз Вы задались таким важным вопросом. А раз с критическим мышлением у Вас все норм , я не буду вам здесь расписывать прописные истины , о том что ребенок должен расти и развиваться в нормальных условиях , а за эти условия отвечаете Вы , то есть здоровый режим сна и отдыха, полноценное питание, развитие эстетическое , социализация, активные занятия спортом , достойное образование — это все зависит от Вас. А самое главное , сколько бы Вы не повторяли , что — Сынок,нужно заниматься спортом , а сами лежите с пивом на диване … Поверьте , эта схема не рабочая! Все , по старинке , только наглядный пример.
Вот ваш наглядный пример , это и есть палиндром фразы — Все проблемы из детства , то есть вы банально , ценой своего времени и родительской любви , способны изменить ход прочтения этой фразы.
А теперь пару наблюдений зарисовок… Из своей жизни…
Гимназия. Второе сентября. Шум детских голосов , сливается в один гудящий пчелиный рой.Старшеклассники , вытянувшиеся за лето , смотрятся , как великаны в стране лилипутов. Первоклашки стайкой испуганных воробушков жмутся , возле своей классной руководительницы. На их лицах можно прочесть огромное количество эмоций одновременно , их и пугает этот загадочный школьный мир и манит. Привлекает взгляд девочка, это сейчас я знаю, что зовут ее Даша, а тогда , я лишь успела разглядеть ее ,, отреченность’’ от этого чуждого ей мира. Или это была усталость ? А может безразличие ? Я помню , что этот взгляд , я для себя окрестила ,,старушечьим’’.Даша стояла обособленно от всех детей, рядом со своей мамой.Невысокой , худенькой женщиной с большой папкой в руках. Я бы сказала огромной папкой.Женщина, что - то доставала из нее. Я подумала — похоже на грамоты…Но отогнала эту мысль от себя.Нелогично. На дворе 2 сентября, дети пришли на первое занятие. Первого сентября была , только линейка и концерт в актовом зале. А сегодня , им только урок мира отсидеть , да на экскурсия по гимназии сходить. Ну , какие грамоты ? Она же не на работу пришла устраиваться , тем более все ,, свои детские регалии’’ , еще на вступительных экзаменах в гимназию все засветили. Нет , я все таки не ошиблась это были грамоты.И вот эта папка все росла и росла с годами. Мама Даши растила гения ! И вырастила ! Даша сдала ЕГЭ по всем предметам на 100 баллов, закончила школу с золотой медалью.На губернаторском балу, ей вручал красный диплом сам губернатор, даже просил остаться в Новосибирске , хотя многие столичные Вузы были готовы принять Дарью. Даша осталась , поступила в престижный ВУЗ в нашем городе, первый курс закончила с отличием, на повышенную стипендию вышла. А после сессии на втором курсе , вдруг узнали , что Даша не посещает ВУЗ. А она каждый день , куда - то уходила. Выяснилось , Даша ходит в Центральный парк , катается на каруселях и играет в автоматы , а еще ходит в детский развлекательный городок в ближайшем ТЦ.Вот там и застали ее родители , радостную , раскрашенную аниматором под ЛИСУ. И с той поры , она из этого образа не вышла. У Дарьи серьезные ментальные нарушения. Она частенько лежит в ПНД, она совершенно безобидна , играет на укулеле, рисует в графике, собирает детские наклейки, пишет фантастические рассказы, правда не всем понятные.Дарье 25 лет. Что случилось с психикой Дарьи ? Природа беспощадно вернула ее в непрожитое детство? Или не выдержал организм безумных нагрузок ? Стресс ? Никто не ответит на этот вопрос. Мозг человека хитер и умеет защищаться ! А было от чего. Нагрузка у детей сейчас и в обычных школах адская , а в гимназиях в специализированных классах чудовищна. Дети по 8-10 часов в классах. А Даша , еще учила два языка , закончила музыкальную школу с отличием, ходила в художественную школу.Она никогда не ходила на классные мероприятия , в походы и на дни рождения. Пустая трата времени. В комнате Даши не было телевизора , и игрушек , так как это лишнее и ненужное. Стеллаж с книгами во всю стену. В этой комнате жила ,, будущая успешность ‘’ А теперь поселилось детство навсегда.
У Дарьи благополучная семья , в обыденном понимании этого слова: материально обеспечены, в/о, без вредных привычек.И даже успешные бабушки с дедами. Одна из бабушек декан в престижном ВУЗе, другая имеет неплохой частный бизнес.
Дарья в семье — единственная дочка и внучка.
Одиннадцать лет я наблюдала эту ,,трагедию успешности ‘’ … Не вмешивалась ? Вмешивалась , но была отправлена … в известном направлении. Странно , в памяти моей Дашка зацепилась глазами : теми первыми ,, старушечьими ‘’ и последим взглядом детских , беззаботных глаз….
Зарисовка вторая.
Август. Жара невыносимая. Из спортзала вываливаются ватагой дети подростки. Спортивная секция по карате, арендовала в гимназии помещение. Дети мокрые , взъерошенные , довольные. Немолодой, с многолетним опытом тренерской работы, энтузиаст своего дела , а по совместительству мой хороший знакомый Владислав Михайлович, зычным голосом , без здрасьти — Сергеевна , у нас ЧП , пойдем в заступники. Иди, сходи на татами к Сергею( директор гимназии) , надави харизмой, пусть оставит Егора в гимназии. А то , его мать грозится парня поломать. Рядом стоит подросток, рыжий , как солнечный апельсин, с такой же солнечной улыбкой. По взгляду , который менялся на протяжении всего разговора, понимаю , что его особо не волнует , что он кандидат на отчисление из гимназии. Но вот , что из секции уйдет огорчает.
Спрашиваю — тебе же лето давали на пересдачу экзаменов , что не мог , найти общий язык с преподами? Класс, то не выпускной, экзамены внутришкольные. Ну, понятно выслушала , все о преподах , потом о соревнованиях , которые проходили в Грозном. Обе части высказываний были эмоциональны. Пошла заступаться.Доброе дело , как известно наказуемо, вот и меня наказали, вручив мне Егора и его маму под опеку. Сколько мы всего прошли. Егор был обыкновенным подростком и ничего критичного он не делал. Он просто , очень любил спорт.
А вот с мамой было сложнее. Мать одиночка, сама выросшая без родителей, она была убеждена , что дорогой спорта Егор уйдет в мир преступный, успев сама закончить только восемь классов, она яростно на первых порах цеплялась за обучение в престижной гимназии. И надо сказать аргументы ее были убедительны-она устроилась в эту гимназию поваром на мизерную зарплату, а могла бы получать намного больше, и уже восемь лет отдала этой гимназии;дети в гимназии , как на подбор из благополучных семей;после обучения в гимназии , может и не поступит в институт бесплатно , но в техникум , точно поступит. И еще кучу доводов она умудрялась находит в процессе общения. В 6 классе вопрос обострился, но Вера Игнатьевна нашла в себе силы услышать и сына и тренера. Плюнув на ,, успешность ‘’ , она перевела сына в спортивную школу.Егору 32 года , он мастер спорта, тренер , бизнесмен , имеет двоих детей! А самое главное , что он сделал , это он ,, уволил ‘’ маму с тяжелой работы.
Статья длинная и так получилась , но это вступление 😉к ответу на вопрос … продолжение завтра!