Найти тему
Александр Синеркин

Как понять, что бизнес убыточный?


Очень часто компании нанимают профессионалов (аудиторов, траблшутеров), чтобы спасти бизнес или увидеть точки роста. Эти специалисты, как правило, оценивают перспективы бизнеса по следующим показателям.
Сначала анализируют общий вид и настроения. Смотрят, как содержатся помещения и территория компании. Оценивают внешний вид сотрудников, их рабочие места, пунктуальность. Присматриваются к царящей атмосфере в коллективе – улыбаются ли люди, с какой интонацией разговаривают друг с другом и как в целом «звучит» компания и «звучит» ли вообще.
Затем входят детали. Смотрят, как проводит совещания директор. Узнают, каковы миссия и цели компании, и помнят ли о них сотрудники, разделяют ли эти ценности. Проверяют, висит ли структура предприятия, имеются ли должностные инструкции. С какой периодичность и в каком виде проводятся аудиторские, бухгалтерские и производственные проверки. Проходит ли повышение квалификации топ-менеджмент и менеджмент среднего звена. Установлены ли KPI для сотрудников, выполняются ли они. Как формируется зарплата у работников – сдельная, премиальная, окладная часть.
Это базовый минимум, который необходимо знать, чтобы оценить компанию.
Дальше уже анализируется финансовая часть. Себестоимость товара, остатки на складах, оборачиваемость товара, бюджет доходов и расходов, коэффициент общего обслуживания долга (TDS), чистая прибыль, выбранная система налогообложения, накопления, фондирование. Смотрят, как росла компания в последние 3 4 года.
Собственник или гендиректор должны быть знакомы с такими показателями как ROI (коэффициент рентабельности вложений) и EVA (экономическая добавленная стоимость). ROI должен уменьшаться, а EVA должна расти из года в год. То есть обороты компании могут не расти, но косткиллинг, то есть уменьшение костов по четырем позициям и уменьшение издержек по 12 позициям должны показывать положительный рост в зависимости от коэффициента.
В модели жизненного цикла предприятия по Адизесу перечислены 12 пунктов, по которым можно определить, в какой фазе находится предприятие – роста, стагнации или в предсмертном состоянии. Поэтому я бы порекомендовал книгу этого автора «Управление жизненным циклом компании. Как организации растут, развиваются и умирают и что с этим делать». Также могу посоветовать еще несколько «библий» для предпринимателя. «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» Нассима Талеба, «От хорошего к великому» Джима Коллинза, некоторые книги Брайана Трейси.
Хочу также добавить свой опыт – на что я обращаю внимание, когда провожу аудиторские проверки или оказываю консалтинговые услуги.
Я обращаю внимание на распорядок дня как топ-менеджмента, так и менеджеров среднего. Есть ли в их жизни книги, в том числе профессиональная литература, есть ли спорт. Обращаю внимание, увлечены ли они своей работой – она для них как хобби или как ярмо. Интересуюсь образованием, наличием семьи. Это все очень важные критерии, по которым можно определить, насколько здоровые отношения внутри коллектива и стабильность психики управленцев.
Также один из главных критериев – насколько собственник вовлечен в операционное управление предприятием. Если глубоко, то это тоже может быть тормозом для роста компании. Человек не умеет делегировать, значит, нет доверия к собственной команде или нет определённых управленческих компетенций. Также я анализирую их стратегические планы, есть ли они и насколько амбициозны.