Вымогатель требовал 10 млн рублей в биткоинах. А когда не заплатили, расстреливал машины
Прострелили решетку радиатора у машины Honda CR-V, дверь Renault Logan и фасад автосалона Hyundai на Оренбургском тракте — так пытались вымогать деньги с компании «КАН-Авто». Судебный процесс по данному делу стартовал в Советском райсуде Казани. В вымогательстве обвиняют судимого за тройное убийство, который вышел раньше срока. А главный свидетель против него — начальник службы безопасности компании Фахриддин Хаитов. Его показания в суде выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Как кошмарили безопасника «КАН-Авто»
28 мая 2022 года директор по режиму и экономической безопасности ГК «КАН-Авто» Фахриддин Хаитов отдыхал в Турции. В этот понедельник, вспоминая события и выступая у трибуны Советского райсуда Казани, он рассказал: отпуск прервал звонок подчиненного. Тот сообщил, что в двери Renault Logan, которую они пару дней назад выставили перед автосалоном на ул. Восстания, нашли пулевое отверстие. Вскрыли обшивку, под ней — свинцовая пуля. Но вот незадача — хулиган на камеры наблюдения не попал: они обычно срабатывают на каждое движение, а тут — ничего. Написали заявление в полицию.
Хулиган объявился сам спустя неделю. В обед 6 июня Хаитову позвонили из отдела качества: сообщили, что звонил мужчина, назвавшийся Саидом, и попросил «конкретные данные президента [ГК Александра] Колесова или его представителя — начальника службы безопасности». Заявил, мол, если с ним не свяжутся, то повреждения машин продолжатся и будут более серьезными. Хаитов, утверждал он на допросе в суде, записал телефон этого человека и спустя два дня написал ему с предложением встретиться. Тот внезапно ответил голосовым сообщением, по смыслу таким: «Необходимо передать Александру Николаевичу [Колесову], что очень хорошо, что вовремя откликнулись, а то мы уже начали планировать более „крутые движения“». И выдвинул, по словам Хаитова, требования: заплатить «10 лямов» за то, «чтобы не было дальнейших каких-либо действий в отношении бизнеса Колесова, в частности ГК „КАН-Авто“».
Хаитов передал информацию Колесову, тот поручил разобраться. После этого между Хаитовым и «обезличенным» человеком на том конце телефона завязалась переписка. Причем в голосовых сообщениях общение велось всегда так, будто «хулиганов» как минимум двое, а не один. А на сообщения отвечали не сразу — было ощущение, что телефон включали только тогда, когда надо было вымогателям. Вероятно, чтобы не отследили по биллингу.
13 июня Хаитов снова связался с неизвестным — написал, что «Александр Николаевич в данный момент находится не в России». И пообещал, что решит вопрос в течение двух дней. Тогда ему пришло новое сообщение примерного содержания: «У вас в [автосалоне] Mercedes-Benz на улице Московской стоят два красивых автомобиля — Audi и BMW, они такие прекрасные, вы сами понимаете, если с ними что-то случится, от вас отвернутся клиенты, <…> бизнес рухнет, так что проще вам заплатить».
В компании, по словам Хаитова, угрозы восприняли реально: в автосалонах усилили охрану, а менеджерам посоветовали внимательнее относиться к клиентам. Но это помогло несильно: вымогатели прострелили решетку радиатора у машины Honda CR-V, которая стояла у автосалона на Оренбургском тракте. Причем сами же сообщили об этом Хаитову — мол, мы не просто пугаем, а действуем. И заодно предложили отправить те самые 10 млн рублей в биткоинах. Хаитов развел руками — мол, никогда до этого не пользовался цифровой валютой, надо время, чтобы разобраться.
Времени ему не дали: уже через два дня вымогатели прострелили стеклянный фасад на втором этаже автосалона Hyundai на Оренбургском тракте. А потом сообщили Хаитову, что сожалеют, что им не удалось попасть по фасаду первого этажа — мол, так ущерб был бы побольше. И попросили срочно, в течение часа, перевести хотя бы 2,5 млн рублей в биткоинах: «Неустановленное лицо сообщило, что после первого транша они перейдут к следующему клиенту и они („КАН-Авто“ — прим. ред.) об этом узнают». Последнее сообщение Хаитова неизвестным было с вопросом о том, какие они дают гарантии. Больше вымогатели на связь не выходили.
Задержали 64-летнего казанца
По подозрению в вымогательстве в Казани задержали 64-летнего Рашида Хабибуллина. Обстоятельства его задержания не раскрываются. По данным наших источников, мужчина с богатым уголовным прошлым свою вину не признает. Более того, сам Хаитов не знает, действительно ли он переписывался именно с Хабибуллиным. «Он не представился [по телефону], кто он. Обезличен был, по крайней мере для меня, — говорил на допросе в суде „безопасник“ „КАН-Авто“. — Условно говоря, у меня был только его номер и голос».
За час до судебного заседания Хаитов переслушал все голосовые с того самого номера. «Голос достаточно уверенный, хладнокровный. Достаточно грамотная речь, излагался абсолютно ясно, понятно, доходчиво, — описывал Хаитов собеседника-вымогателя и обратился к Хабибуллину: — То, что я сейчас слышу вашу речь, — достаточно похоже на то, что я слышал по WhatsApp*».
Безопасник отметил, что, после того как он узнал, кого подозревают в преступлении, то выяснил, что Хабибуллин примерно в это же время появлялся в их автосалоне. В частности, в автосалоне KIA на Оренбургском тракте в начале июня 2022 года он хотел купить иномарку и даже оформил предоплату в 10 тыс. рублей. Однако спустя две недели почему-то передумал. Связано ли это как-то с нападениями? И почему «жертвой» были выбраны именно автосалоны «КАН-Авто»? У Хаитова ответов на эти вопросы не нашлось.
Весь ущерб — и машинам, и фасаду — в «КАН-Авто» оценили в 233 тыс. рублей. Такая цифра фигурирует в материалах дела.
При этом следователи не исключали, что у Хабибуллина могли быть сообщники — по крайней мере, в материалах, поступивших в суд, фигурирует «неустановленное лицо», с которым якобы вместе действовал Хабибуллин. В любом случае перед Фемидой отвечает он один.
Кто такой Хабибуллин: судим за три убийства
Ныне подсудимый Хабибуллин родился в 1959 году в деревне Атня. Работал начальником отдела технического контроля казанского ПАТП №3, пока не попал в тюрьму. В 1990-м его осудили сразу по нескольким статьям уголовного закона РСФСР на три года, а в 1991-м приговорили к 15 годам за убийство трех человек. Согласно приговору, в 1989-м он убил двух женщин, одна из которых якобы расстроила его брак, написала на него заявление в полицию и пыталась добиться его внимания. Ее вместе с подругой он посадил в машину, вывез в лесополосу и обеих там убил и закопал. Третья жертва — мужчина, которого он вместе со своим другом убил в ходе выяснения отношений. Задержали Хабибуллина тогда в Вильнюсе — он пытался сбежать.
Тогда на суде, как и сейчас, Хабибуллин свою вину не признал. Во время убийства женщин, по его словам, он находился у знакомой. А убийство мужчины свалил на своего приятеля, которого сразу же задержали на месте преступления. Суд все же признал его виновным и назначил всего лишь 15 лет колонии с конфискацией имущества и отбыванием первых пяти лет наказания в ссылке (в более строгих тюремных условиях).
Отсидел Хабибуллин свой срок не до конца, вышел раньше почти на три года: в мае 2002-го Нижнекамский суд освободил его от наказания условно-досрочно.
Сейчас у Хабибуллина есть трехлетний ребенок, живет он с супругой, с которой, по его словам, давно не видится, потому что она проходит по делу в качестве свидетеля.
На минувшем заседании Хабибуллин пытался заявить отвод судье Сергею Аптулину, который рассматривает это дело. Сослался на некорректные замечания, долгий срок содержания под стражей, запреты свиданий с женой. Однако после длинной речи он вступил в перепалку с судьей, за что — неоднократно предупрежденного — его удалили из зала.
«За всю нашу 18-летнюю историю такое случилось впервые, — сообщили в пресс-службе „КАН-Авто“ в ответ на запрос „БИЗНЕС Online“. — После первого же обращения преступников в наш кол-центр мы усилили охрану во всех автосалонах и предупредили сотрудников о возможных атаках. Мы рады, что подозреваемый был найден и атаки на наши автосалоны прекратились». Также в компании отдельно поблагодарили правоохранительные органы за «оперативную и профессиональную работу».
* принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации