Четверть века назад, когда «Металлург» дебютировал в клубном чемпионате континента, проходившем в рамках Европейской хоккейной лиги, вокруг команды произошло немало забавных эпизодов.
Один из них связан с самым известным тогда в нашей стране клубом из Швейцарии – «Фрибур-Готтерон». В девяностых годах прошлого века именно в этой команде блистали россияне Вячеслав Быков и Андрей Хомутов, подвиги которых в мельчайших подробностях описывала отечественная пресса.
Внёс свою лепту и фактор аэропорта – актуальная и в данный момент тема из-за продолжающейся реконструкции магнитогорской воздушной гавани (все работы подрядчики обещают завершить в ноябре). Отличие лишь в том, что 25 лет назад в город не могли прилететь иностранные команды, а сейчас – вообще все.
Хоккеисты и тренеры «Фрибура», ставшего соперником «Металлурга» на групповом этапе Европейской хоккейной лиги 1998 – 1999, не горели желанием лететь на матч в глубинку России, в город, стоящий на самой границе Европы и Азии. Тем более что даже дома «Готтерон» безоговорочно проиграл Магнитке – 3:6.
Однако деваться было некуда. Но каково же было возмущение гостей, когда прибывший из Москвы Ан-24 приземлился не в Магнитогорском аэропорту (он в то время попросту не имел международного статуса), а в Челябинском. Перспектива после двух перелётов (сначала из Швейцарии в российскую столицу, затем – на Южный Урал), занявших несколько часов, ещё примерно столько же времени провести в автобусе настолько удручила представителей страны банков, часов и сыра, что они поначалу наотрез отказались покидать воздушное судно. Руководители клуба срочно позвонили своим соотечественникам, занимавшим ключевые должности как в Международной федерации хоккея, так и в ЕХЛ. Но жалобы на «не гостеприимство русских» не возымели абсолютно никакого действия. Пришлось всей швейцарской делегации пересаживаться из самолёта в автобус, а попутно ещё проходить пограничный и таможенный контроль.
«Могли бы и Быкову позвонить», – шутили потом магнитогорцы, знавшие, что у Вячеслава Аркадьевича, культового для «Фрибура» форварда, в их городе живут родственники, а сам он в Магнитку наведывался задолго до того, как местная команда ворвалась в элиту отечественного хоккея.
На следующий день, 27 октября 1998 года, «Металлург» наказал строптивых коллег. Магнитка при аншлаге на трибунах во Дворце спорта имени И. Х. Ромазана не только разгромила гостей «всухую» – 7:0, но и изрядно потрепала их на площадке. В одном из эпизодов – на пятнадцатой минуте при счёте 3:0 – сразу пятеро полевых хоккеистов «Металлурга» сошлись в рукопашной с соперниками и во всех пяти схватках одержали безоговорочные победы. Польский арбитр Вецовски не стал выяснять, кто кому больше «навалял», и раздал «всем сестрам по серьгам»: магнитогорцы Сергей Осипов и Олег Микульчик, швейцарцы Роберт Шлехофер и Оливер Келлер получили по два двухминутных штрафа, остальные участники инцидента (Михаил Бородулин, Владимир Антипин, Константин Шафранов из «Металлурга», Марио Роттарис, Филипп Маркус и Рене Фурле из «Фрибура») – по одному.
Любопытно, что победную шайбу в том матче форвард Магнитки Равиль Гусманов забросил уже на девятнадцатой секунде. В тот момент, конечно, ещё никто не предполагал, что хозяева уже обеспечили себе успех, поэтому мощь атак «Металлурга» не ослабевала долго, хотя «Фрибур» с самого начала игры выглядел если не обречённым, то готовым к самому худшему для себя развитию событий. В первом периоде Сергей Осипов и Константин Шафранов довели преимущество до трёх голов, во втором – Сергей Гомоляко и Евгений Корешков – до пяти, в третьем – оформивший дубль Сергей Осипов и Олег Микульчик – до семи. Голкипер Сергей Земчёнок, отразивший восемнадцать бросков, отметился «сухарём».
«Матч получился боевой, задиристый. Побольше бы таких», – подытожил на пресс-конференции главный тренер «Металлурга» Валерий Белоусов. И продолжил с командой путь к европейскому золоту.
Через четыре месяца шедшая верным курсом Магнитка стала клубным чемпионом Старого Света, обыграв в «Лужниках» в драматичном суперфинале московское «Динамо».
© Владислав Рыбаченко
Фото из архива газеты «Магнитогорский металл» и ХК «Металлург»