Найти в Дзене
Евгений Дмитриев

«Никто не вознесся на небеса»?

Photo by Alex Shuper on Unsplash

Когда Иисус говорил Никодиму о необходимости «родиться свыше» (Иоанна 3:1-8), Он также стремился внушить этому правителю Иудеев, что Его слова были ниспосланы свыше. Иисус говорил о духовных вещах, которых не знал ни один человек (Матфея 13:35; ср. 7:28–29; Луки 2:47). Одна из причин, по которой Иисус мог излагать такие духовные истины, содержится в Евангелии от Иоанна 3:13. Здесь апостол Иоанн записал, что Иисус сказал Никодиму: «Никто не восходил на небеса, кроме Того, Кто сошел с небес, То есть Сына Человеческого» (Иоанна 3:13). По мнению the skeptic, это утверждение Иисуса имеет серьезные недостатки. Поскольку в Ветхом Завете говорится, что Илия избежал физической смерти и «вознесся вихрем на небеса» (2 Царств 2:11; ср. Бытие 5:24; Евреям 11: 5), предположительно Иисус не мог правдиво сказать Никодиму: «Никто не возносился на небеса». Прав ли скептик?

Чтобы утверждение Иисуса противоречило тому, что Библия говорит об Илии, сначала нужно предположить, что Иисус имел в виду то же самое место, куда вознесся Илия. Чтобы между двумя библейскими отрывками существовало противоречие, нужно доказать, что говорящий (или пишущий) имеет в виду одного и того же человека, место или вещь (см. Jevons, 1928, стр. 118). Может ли скептик быть уверен, что «небеса», о которых говорил Иисус, — это те же самые, на которые вознеслось тело Илии? Слова «небеса» или «heavens» встречаются в наших английских Библиях около 700 раз. И все же, во многих отрывках, где встречается «небеса», вдохновенные авторы не обсуждали духовные небеса, с которыми мы чаще всего ассоциируем это слово. Например, в Книге Бытия 1 и 2 еврейское слово, обозначающее небеса, встречается 15 раз в 14 стихах. Однако в каждом случае это слово относится к чему-то помимо духовного неба, где обитает Бог. Слово «небеса» (иврит шамаим, греческое уран) используется авторами Библии в основном тремя различными способами. Оно используется для обозначения атмосферных небес, в которых летают самолеты, парят птицы и собираются облака (Бытие 1:20; Иеремия 4:25; Матфея 6:26, ASV). «Небеса» также используется в Библии, когда речь идет о небесном своде, где мы находим Солнце, Луну и звезды — звездных небесах, или внешнем пространстве (Бытие 1:14–15; Псалом 19: 4,6; Исаия 13:10). Третье «небо», часто упоминаемое в Писании, — это духовное небо, на котором обитает Иегова (Псалом 2:4; Евреям 9:24), и где однажды верующие будут жить вечно (Откровение 21:18–23; Иоанна 14:1-3; ср. 2-е Коринфянам 12:2-3). [ПРИМЕЧАНИЕ: Слово «твердь» (означающее пространство) используется в тех же трех вариантах, что и слово «небеса». Таким образом, то, что сказано о небесах, можно сказать и о тверди (ср. Бытие 1:20; Бытие 1:17; Псалом 150:1).] Контекст Иоанна 3 ясно указывает на то, что Иисус имеет в виду духовные небеса, где обитает Бог (ср. Иоанна 3:27). 2 Царств 2:11, однако, не так ясно. Автор 2 Царств легко мог иметь в виду, что тело Илии чудесным образом вознеслось высоко в воздух и больше никогда не было замечено никем на Земле. Нигде в тексте не указано, что в тот момент он покинул Землю, чтобы пребывать в присутствии Бога. Он определенно куда-то отправился, но у нас нет доказательств того, что он был перенесен в настоящий тронный зал Всемогущего Бога.

Библия указывает, что, когда верные слуги Божьи покидают эту Землю, их духи отправляются обитать в место, называемое раем (или «лоно Авраама» — Луки 16:19–31). Вспомните, когда Иисус был привязан к кресту и сказал кающемуся вору: «Сегодня ты будешь со Мной в раю» (Луки 23:43). Слово «рай» имеет персидское происхождение и означает «сад» или «парк». Куда пошли Иисус и вор? Ни один из них не отправился на небеса, чтобы быть с Богом Отцом в тот самый день, ибо в Евангелии от Иоанна 20: 17 после Своего воскресения Иисус заверил Марию, что Он еще не вознесся к Отцу. Итак, куда же отправились Иисус и вор после смерти на кресте? Петр дал ответ на этот вопрос в своей проповеди в Деяниях 2, когда процитировал Псалом 16. В Деяниях 2:27 говорится, что Бог не оставил бы душу Христа в аду и не позволил бы Христу подвергнуться разложению. Итак, пока тело Христа было помещено в гробницу на три дня, дух Христа отправился в ад. [ПРИМЕЧАНИЕ: Слово «гадес» встречается в Новом Завете десять раз и всегда относится к невидимому царству мертвых — вместилищу бестелесных духов, где все умершие люди ожидают возвращения Господа и суда. Одна часть ада, куда отправились Иисус и вор, известна как рай.] Петр утверждал, что Давид, написавший Псалом 16, имел в виду не себя, поскольку тело Давида все еще находилось в гробнице (Деяния 2:29), а его дух все еще находился в царстве Хадеев (Деяния 2:34). В Деяниях 2 указывается, что верный слуга Божий не отправляется непосредственно к Богу Отцу после своей смерти; скорее, он отправляется в место содержания в аду, известное как рай, — то же самое место, куда отправился Авраам после своей смерти (Луки 16), и то же самое место, куда отправился дух Илии после того, как он был вознесен с Земли. Короче говоря, Библия не учит, что Илия покинул Землю, чтобы немедленно начать обитать в присутствии Отца (где Иисус был до Своего воплощения — Иоанна 1:1). Таким образом, технически он не возносился в то «место», откуда пришел Иисус.

В качестве аргументации задумайтесь на мгновение о том, что скептик прав, и что дух Илии не попал в рай, но был взят, чтобы пребывать в самом присутствии Бога. Мог ли Иисус все еще делать то заявление, которое Он сделал, и при этом не быть неточным? Я верю в это. Обратите внимание еще раз на ответ на вопрос Никодима: «Как это может быть?» Иисус сказал: «Если Я рассказал вам о земных вещах, а вы не верите, как вы поверите, если Я расскажу вам о небесных вещах? Никто не восходил на небеса, кроме Того, Кто сошел с небес, то есть Сына Человеческого» (Иоанна 3:12–13, прим. ред.). Возможно, Иисус имел в виду не что иное, как-то, что никто никогда не поднимался на небеса «своим собственным поступком» или «на своих собственных условиях» (см. Bullinger, 1888, стр. 281-282). Илия и Енох был взят Богом, что отличается от свободного, восходящего на небеса, на собственных условиях. Более того, слова Иисуса «Никто не вознесся на небеса» также могли означать, что никто никогда не поднимался на небеса, чтобы затем вернуться и рассказать из первых уст о том, что он видел, и распространить ту же спасительную весть, которую проповедовал Иисус. Иисус подчеркивал Никодиму, что в то время никто на Земле не открывал таких духовных истин, как Христос, потому что никто никогда не возносился на небеса, чтобы затем вернуться и рассказать о том, что он видел и узнал. Похоже, что таков был главный тезис Иисуса в Евангелии от Иоанна 3: 13. Никто на Земле не видел того, что видел Иисус, и, следовательно, не мог учить тому, чему учил Он.

Действительно, обвинение скептика в том, что Иисус либо солгал, либо ошибся относительно своего комментария Никодиму о том, что никто не возносился на небеса, необоснованно. Возможно, слово «небеса», используемое во 2 Царств 2: 11, не предназначалось для передачи идеи духовных небес, на которых обитает Бог. Или, учитывая библейское учение об усопших духах праведников, находящихся в месте содержания, известном как рай, а не в реальном присутствии Всемогущего Бога, Иисус мог иметь в виду, что ни один человек никогда не возносился в тронный зал Бога, из которого Он вышел. Кроме того, также интересно отметить, что Никодим, будучи «человеком из фарисеев» (Иоанна 3:1) и, следовательно, тем, кто был бы очень хорошо знаком с деталями Ветхого Завета, не ответил Иисусу словами: «Подожди минутку, равви. А как насчет Илии и Еноха? Разве в законе и пророках не написано, что они вознеслись на небеса?» Несомненно, если бы Иисус противоречил чему-то в законе и пророках, это было бы доведено до Его сведения, особенно фарисеем. Тем не менее, апостол Иоанн никогда не упоминает о подобном утверждении.

По общему признанию, на первый взгляд может показаться, что утверждения «Илия поднялся вихрем на небеса» (2 Царств 2:11) и «Никто не восходил на небеса» (Иоанна 3:13) противоречат друг другу. Однако, когда человек рассматривает все возможные решения предполагаемой проблемы, он должен признать, что такая интерпретация неоправданна.