Миша — амбициозный, трудолюбивый и прилежный приятель моего сына. Со стороны он кажется вполне успешным: он часто получает отличные оценки, участвует в олимпиадах. Однако, несмотря на прекрасные результаты, он часто оценивает свои успехи как полный провал и огорченно говорит, что подвёл себя и других.
Миша объясняет это довольно просто: как он может быть успешным, если старается намного больше других и достигает таких же результатов? Перфекционизм Миши и его бескомпромиссное к себе отношение только усиливают его чувство несовершенства.
Вопреки расхожему мнению перфекционизм — это не попытка достичь превосходства. В своей основе перфекционизм — это совершенствование несовершенного себя.
Представьте себе успех как вершину горы достижений. Перфекционизм заставляет взбираться на неё. Человек думает: «Как только я достигну вершины, люди увидят, что я чего-то сто́ю». Но перфекционизм не говорит о том, что, как только человек достигнет вершины, на него опять обрушится лавина неуверенности и он снова будет пытаться взобраться на очередную вершину совершенства. В погоне за недосягаемым уровнем совершенства перфекционист просто не может остановится.
И каждый раз, когда он ощущает себя у подножия горы достижений, он не видит другого выхода, кроме ещё одной попытки покорить эту гору, как Сизиф, обречённый пожизненно катить наверх один и тот же камень, который вновь и вновь скатывается вниз.
Многие не без гордости признаются в том, что они перфекционисты. В нашем обществе существует явная тенденция к восхвалению совершенства. Уровень перфекционизма неуклонно растёт.
Обычно перфекционизм оценивается, как признак успешного человека. Но при этом в исследованиях мало доказательств того, что перфекционисты более успешны. С точностью до наоборот — они чувствуют себя неудовлетворёнными и недовольными, с постоянным ощущением того, что они опять недостаточно хороши. Перфекционизм скрывает за собой психологические проблемы, такие как депрессия, тревожность, анорексия и булимия.
Начинается перфекционизм еще в детстве. Образование — это первая сфера, где возникает публичная оценка успешности, и где количественные показатели используются как инструмент для повышения стандартов и качества исполнения. Дети вынуждены определять свою личность в жёстких и узких рамках оценок. Эта зацикленность на конкуренции, оценивании и тестировании сильно влияет на качество жизни.
В конце 80-х годов XX века два канадца Пол Хьюитт и Гордон Флетт разработали систему самодиагностики перфекционизма. Тест оценивает выраженность трёх основных типов перфекционизма.
Первый — перфекционизм, направленный на себя, — иррациональное желание быть идеальным: «Я буду настолько совершенным, насколько смогу».
Второй — социально предписанный перфекционизм — чувство того, что окружение слишком много требует: «Я чувствую, что другие ждут от меня совершенства».
Третий — перфекционизм, направленный на других, — навязывание нереально высоких стандартов другим людям: «Если я прошу кого-то что-то сделать, я ожидаю, что это будет сделано идеально».
Исследования показывают, что все три типа перфекционизма подрывают психическое здоровье, вызывают или усугубляют депрессию, тревожность. Но самым проблематичным является социально предписанный перфекционизм: когда кажется, что все окружающие ожидают от тебя сверхрезультата.
По данным, собранным с того момента как Пол и Гордон создали шкалу диагностики перфекционизма, за последние 30 лет уровни всех трёх типов перфекционизма выросли. Но больше всего возрос социальный перфекционизм.
В 1989 году лишь 9% молодых людей сообщили о клинически значимых симптомах социального перфекционизма.
К 2017 году этот показатель увеличился в два раза до 18%.
Прогноз показывает, что к 2050 году практически каждый третий молодой человек будет испытывать серьезные симптомы социально предписанного перфекционизма.
Современное общество играет на комплексах по поводу качества работы и того, что подумают другие люди. Общество преувеличивает ужас несовершенства. Чувство, что ты недостаточно хорош, очень распространено.
Социальные перфекционисты имеют непреодолимую потребность оправдывать ожидания других. И даже если они оправдали вчерашнее ожидание совершенства, они повышают себе планку ещё выше, потому что уверены, что, если они показывают очень хорошие результаты, от них ожидают результаты ещё лучше. И это порождает глубокое чувство беспомощности и безнадёжности.
Пока мы учим детей тому, что в их жизни нет ничего более важного, чем этот безнадёжный поиск совершенства, мы обрекаем будущие поколения на эту тщетность и отчаяние.
Конечно, надежда есть. Перфекционисты могут и должны помнить о своих достоинствах: они обычно умные, амбициозные, добросовестные и трудолюбивые. Немного сочувствия к самим себе, понимание и снисхождение, когда что-то не получается, дают основу для душевного спокойствия и успеха.
***
Данные исследовательского центра Пью показали, что люди, родившиеся в США в конце 80-х, на 20% более склонны относить материальную состоятельность к своим самых важным жизненным целям, по сравнению с их родителями, бабушками и дедушками. Они берут в долг и тратят бо́льшую часть своего дохода на товары для имиджа и на вещи, отражающие статус. Для людей это насущная необходимость, потому что образ жизни во всех деталях выставляется напоказ в вездесущих социальных сетях. И в этой новой визуальной культуре это кажущееся совершенство стало гораздо важнее реальности.
Поколению молодых людей, живущих в постоянных рамках оценок, рейтингов, социальных сетей, перфекционизма не избежать, если у них нет цели в жизни выше, чем думать о том, как они выглядят или как их достижения оценивают другие люди.
Когда наконец станет ясно, что в безграничном совершенстве есть что-то принципиально нечеловеческое? Никто не безупречен.
Если мы хотим помочь нашим детям избежать ловушки перфекционизма, давайте научим их тому, что в этом хаотичном мире часто случаются неудачи, и что это нормально. Неудача — это не недостаток. А несовершенства — нормальная и естественная часть повседневной жизни и любви.