Найти тему

Подводный обитаемый бидон «Титан»: жертва не «Титаника», а самонадеянных деляг от адреналинового туризма (часть 3)

-2

Выгрузка останков глубоководного аппарата «Титан» с корабля спасателей (*)
Выгрузка останков глубоководного аппарата «Титан» с корабля спасателей (*)

Часть 1- здесь

Часть 2 - здесь

6) А вот и первая, пока еще только неофициальная визуальная информация: спасатели сумели найти и поднять на поверхность фрагменты того, что еще утром 18 августа было «Титаном». Немного, но кое-что опознать можно:

Правая половина кормовой оконечности, вид сверху-слева: видны забортные агрегаты, оборванные провода, блоки пресловутого пенопласта; стеклопластиковая обшивка правого борта закрыта белой пленкой. Кормовой (сплошной) полусферической концевой  переборки здесь, слева, нет (да и быть, пожалуй, не может). (*)
Правая половина кормовой оконечности, вид сверху-слева: видны забортные агрегаты, оборванные провода, блоки пресловутого пенопласта; стеклопластиковая обшивка правого борта закрыта белой пленкой. Кормовой (сплошной) полусферической концевой переборки здесь, слева, нет (да и быть, пожалуй, не может). (*)
Этот же кусок. Вправо выступают штанги верхних навигационных причиндалов. (*)
Этот же кусок. Вправо выступают штанги верхних навигационных причиндалов. (*)
А вот и сорванная с мясом с рамы целехонькая стеклопластиковая обшивка левого борта кормовой оконечности. Что ей сделается-то – она была всегда просто в воде, ее всего лишь отшвырнуло ударом среды при имплозии. (*)
А вот и сорванная с мясом с рамы целехонькая стеклопластиковая обшивка левого борта кормовой оконечности. Что ей сделается-то – она была всегда просто в воде, ее всего лишь отшвырнуло ударом среды при имплозии. (*)
Одно из двух массивных титановых колец: носовое, судя по выступу для петель полусферической «дверцы». (*)
Одно из двух массивных титановых колец: носовое, судя по выступу для петель полусферической «дверцы». (*)

Полная свобода от всего того, с чем оно соединялось в свои лучшие времена. Углепластиковому цилиндру повезло меньше всего. После несимметричного, начавшегося с разрушения на левом борту, схлопывания высокотехнологичный цилиндр как слизнуло с кольца. От него здесь остались только следы суперклея. Похоже, 127 миллиметров взбесившейся углепластиковой обечайки по пути успели слегка изуродовать левую сторону кольца – это не там, где были петли, а слева по борту.

Удачный ракурс – и ясно, что носовую полусферическую концевую переборку тоже нашли. (*)
Удачный ракурс – и ясно, что носовую полусферическую концевую переборку тоже нашли. (*)

И застропили, сейчас это стало очень удобно, через пустой проем иллюминатора.

В мгновенье имплозии, непосредственно перед тем, как начисто оборвало действующие сечения одновременно со всех 17 болтов и эту носовую переборку отшвырнуло далеко вперед от носового титанового кольца, на плексиглас иллюминатора изнутри надавило примерно 316 тонн как минимум (именно как минимум, на деле – явно больше). Иллюминатор вынес начисто все свои 16 болтов, которыми соединялся с переборкой и вылетел вместе со своим 0,6-метровым кольцом (это не его раньше всего заметили на заиленном железе «Титаника»?), разворачиваясь на 90 градусов, куда-то далеко вперед, опередив переборку. Где-то там, на дне, сейчас и лежит.

Любопытный момент: казалось бы, если знать точные диаметры этих 17 болтов (и/или 16 болтов иллюминатора) и данные по пределу прочности именно той партии материала, из которых они были изготовлены (так называемое «сигма временное»), то можно получить весьма точное значение той глубины, на которой произошла катастрофа.

Но не всё так просто. Проявили себя те трудно воспринимаемые обыденным сознанием (и не во всем изученные даже узкими специалистами) особенности поведения объектов под экстремальными внешними воздействиями, которые изучают в дисциплинах направления «физика удара».

Главная особенность подобных коллизий: из-за быстроты происходящих изменений неподвижные (подвергающиеся удару) твердые объекты в момент воздействия смещаются и деформируются недостаточно быстро и поэтому подвергаются огромным инерционным силовым воздействиям. Движущиеся (ударяющие) твердые объекты при этом слишком быстро замедляются – следовательно, возникают огромные силы удара, т.к. сила – это масса тела, умноженная на его ускорение. Где ускорение – это быстрота изменения скорости. При соударении скорость может практически мгновенно уменьшиться до нуля – следовательно, сила удара может оказаться неожиданно большой. С жидкими и газообразными участниками соударений происходит нечто очень похожее: при соударениях на больших скоростях такие среды ведут себя почти как твердые тела.

Носовую переборку (а мельчайшей долей секунды до этого – иллюминатор) почему-то выбило в толщу воды с точно тем же давлением (полагаем, что от 235,5 до 274,8 атмосфер), которое ворвалось внутрь прочного корпуса.

По идее, после этого наступило равновесие же давлений. Так откуда могла взяться эта силища, которая оборвала противостоящие ей сечения 17 болтов, ввинченных в носовое кольцо? Оставила почему-то на месте это носовое приклеенное кольцо и отшвырнула носовую переборку?

С аналогичными кормовыми деталями случилось (см. ниже) всё то же самое, разлеты были в направлениях «в нос и в корму от углепластикового цилиндра». А не как при простом схлоповании (см. фото с ж/д цистерной в части 1) или как изображают сейчас на первых компьютерных реконструкциях разрушение «Титана».

Можно попытаться хоть как-то понять, что и как происходило (для определенности считаем, что катастрофа случилась, как уверяют в Береговой охране, в 9-15 местного времени, т.е. на глубине 2,66 километра):

Благостное равновесие давлений «за бортом» и «внутри прочного корпуса» наступило тогда, когда уже всё кончилось и отдельные фрагменты аппарата уже направлялись ко дну в километре вниз.

А в момент разрушения углепластикового цилиндра (вероятно, всё началось на левом его борту) мгновенно ворвавшаяся и мгновенно остановившаяся среда, эти почти 5 тонн воды, получается, спрессовали здешний воздух, надавили на весь прочный контур изнутри своими почти 275 атмосферами и мгновенно нейтрализовали, попутно чуть раздавив слои углепластика, давившие до этого извне 4 350 тонн на носовую переборку. Но не только:

Они сотворили (из-за мгновенной остановки на подпертом извне углепластике и титане) такую силу удара изнутри по носовой переборке (избыточная механическая сила, созданная не гидростатическим здешним давлением, а динамикой внезапного разрушения: как огромной боксерской перчаткой по всей её внутренней поверхности), что вылетел первым не только более слабый иллюминатор, но и сорвалась сама эта переборка: оборвались все 17 титановых болтов между нею и ее титановым кольцом.

Будущие маринисты, наверное, поддадутся великому художественному соблазну и начнут живописать, что всё разнесло вдребезги пополам несколькими кубометрами сжавшегося воздуха. И это будет неверно, его давление не могло быть выше забортного, а масса – ничтожна, так что соучаствовать в «ударе 5-тонной боксерской перчаткой» воздух никак не мог.

Клеевой слой между этим носовым кольцом и углепластиковым цилиндром в эту миллисекунду уцелел, в этом нет ничего удивительного: клей работал на отрыв, его держащее усилие на площади 6 169 кв. сантиметров оказалось больше суммарной прочности на разрыв титановых болтов переборки. Но коряво сминаемый (или уже раздираемый на куски тем же главным ударом) несчастный цилиндр, скользя после этого по клеевому слою, сам полностью содрал себя с металла кольца: на самое важное усилие для конструкции «Титана», на сдвиг, этот клей после пары лет эксплуатации в соленой Атлантике оказался не столь прочным.

Минимальную величину той избыточной [ударной] механической силы, которая возникла в полости прочного корпуса «Титана» сразу после прорыва забортной воды, но до момента отделения обеих полусферических переборок, можно попытаться приблизительно оценить. Исходя из того, какого диаметра могли быть упоминавшиеся выше 17 болтов.

При взгляде на фото приоткрытого люка со стоящим рядом человеком в черных куртке и бейсболке и его левую руку возле отверстия на фланце, мой давнишний судомоделистский опыт начинает навевать несколько крамольную (может - ошибочную) мысль: похоже, болты люка ненамного серьезнее откровенно хилых 16 болтов вокруг иллюминатора. Судя по ширине ладони и пальцев человека рядом, номинальный диаметр этих 17 болтов – около 20 миллиметров, может – чуть больше. В какой-то мере ход мысли конструкторов объясним: люк, как и плексиглас иллюминатора, не будет стремиться отрываться, а будет всегда прижиматься внешним давлением.

Прочность на разрыв титановых сплавов варьируется от 6860 кГ/кв.см до 11760 кГ/кв.см, известен даже сплав с 17640 кГ/кв.см. Для пущей определенности возьмем 11760 кГ/кв.см.

Тогда:

-- если были применены аналоги болтов М20, 17 штук, для их одновременного разрыва необходимо усилие, равное 453,6 тонны;

-- то же для 17 болтов номинальным диаметром 24 мм: усилие, равное 653,5 тонны;

-- то же для 17 болтов н. диаметром 30 мм: усилие, равное 1 020,9 тонны.

Вот такая примерно механическая сила и разнесла на запчасти «Титан» во вторую половину мгновенья его гибели. Внешне, для испуганных редких рыбок, всё и в самом деле, как пишут многие СМИ, выглядело как взрыв. Но это, сразу же вслед за имплозией, была всего лишь завершающая часть сего марлезонского балета: безжалостный удар океана из вскрытых им внутренностей этой наивной самодельной скорлупки.

* * *

7) Как известно, смысл и цель бизнеса – это, по определению, извлечение прибыли посредством тех или иных манипуляций с теми или иными ресурсами. И ничего более. Только бизнес. Исключений много – но это именно исключения, потому что их суть слишком часто напрямую противоречит самой логике успешности в извлечении прибыли или хотя бы в выживании в этих несентиментальных джунглях.

Плюс слабо ограничиваемый законниками и правилами (в которых много лазеек и очевидной беспомощности) диктат хозяина бизнеса: в своем пруду он самая большая рыба на самой вершине местной пищевой пирамиды. Которого на интеллект или хотя бы адекватность ощущения реальности и страха перед последствиями никто никогда не лицензирует. Нагляднейшая иллюстрация – история ГА «Титан» частной фирмы «OceanGate Inc.»

Именно это (плюс обычная акулья безмозглая жадность, в данном случае – отечественных доморощенных предпринимателей и их контролирующих продажных визави) было причиной и другой катастрофы на воде - давно всеми забытой гибели 10 июля 2011 года экскурсионного волжского теплохода «Булгария».

В случае с финалом вдохновенной деятельности С. Раша на его душу легло сравнительно немного кармических последствий: какие-то там 4 человека и он сам во искупление впридачу.

А у виновников несоизмеримо более масштабной катастрофы «волжского «Титаника» со 122 погибшими получилось (после всех адвокатских изысков, удивительных рассуждений, снисхождений, амнистии и прочего) на круг несколько иначе: около месяца прилежного шитья рукавиц за каждую погубленную жизнь. В числе которых было более двух десятков детей. Смерть которых в этом уходящем на дно водохранилища кое-как подкрашенном железном склепе была не так быстра и намного более страшна, чем у не успевших хоть что-то почувствовать пассажиров обитаемого экскурсионного бидона «Титан».

* * *

Вот и через 12 лет, в истории с компанией «OceanGate Inc.» в очередной раз сокрушительно-точно подтвердился, назовем это так, «закон удачливого бутерброда» (см. выше «b3)», про грибы). Это когда вопреки рекламным заверениям у даже самого успешного, рискового, распиаренного, до ушей всегда уверенного в себе глупого факира он рано или поздно обязательно упадет маслом вниз. Что поделать, законы природы. Незнание которых не освобождает от ответственности за пренебрежение ими.

Но, как справедливо подмечено о природе человека как биологического вида: что с ним ни делай, он всегда упорно ползет на кладбище. Часто – на диво замысловатым путем и с применением хитроумнейших технических приспособлений. Бывает, что добирается.

Как и в данном печальном случае с романтически-прибыльным и прибыльно-романтическим адреналиново-подводным бизнесом Стоктона Раша.

Причем сразу в двух смыслах: останки «Титаника» - это, по сути и по совести, невоинское захоронение. Объект уникальных исследований (не до каждого же столетнего корабля сейчас добираются даже на несоизмеримо меньших глубинах) и уважения к памяти погибших – но не платный аттракцион для богатеньких зевак.

«Титаник», носовая оконечность (фото: «OceanGate»)
«Титаник», носовая оконечность (фото: «OceanGate»)

- - -

Часть 1 – здесь

Часть 2 – здесь

(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.

# катастрофа батискафа "Титан"

# OceanGate

# конструкция батискафа "Титан"

# причины гибели батискафа "Титан"

# обреченный батискаф "Титан"

# морская техника

# глубоководные аппараты

# останки "Титаника"

# морская инженерия

# история морской техники