Найти тему
Записки артистки балета

Особняк Зинаиды Морозовой

История особняка на улице Спиридоновка, 17 началась в 1893 году, когда владение было куплено меценатом и промышленником Саввой Морозовым. До этого времени, начиная с 1842 года усадьба принадлежала Николаю Тимофеевичу Аксакову, брату писателя и театрального критика Сергея Аксакова.

Как это было заведено в те времена, Савва Морозов, записал владение на жену, Зинаиду Григорьевну. Кстати, нынешние чиновники, но не меценаты, тоже записывают особняки на жён, детей, матерей.

Для постройки и отделки особняка Морозов пригласил Федора Шехтеля и Михаила Врубеля. Кстати, многие литературоведы считают, что именно здесь Михаил Булгаков «поселил» свою Маргариту.

Особняк Морозовых строился пять лет — с 1893 по 1898 год. Работая над проектом будущего особняка Шехтель создал более 600 чертежей. Особняк выстроен в стиле средневековых английских замков — с заостренными кверху башнями, стрельчатыми окнами и декоративными элементами, которые напоминали зубцы крепостной стены. Фасад здания украшали изображения львов и химер. Внутри особняка располагались несколько гостиных, столовая, бильярдная, будуар Зинаиды Морозовой, рабочий кабинет ее супруга и детские комнаты.

Давайте зайдем внутрь особняка и прогуляемся по некоторым его комнатам.

Начнем мы с парадной лестницы, перила которой украшают "кошмарный змей и тощий, костлявый пёс".

Поднявшись по лестнице мы попадаем в большую аванзалу, оформленную в готическом стиле. Нижняя часть стен украшена резными деревянными панелями. Очень красиво сочетание светло-коричневого и насыщенного голубого (бирюзового).

Даже кресла, как троны в средневековых замках. Мне же очень понравились светильники-статуи.

Одна из дверей ведет в Большую гостиную. Ее стены украшают работы Константина Федоровича Богаевского - поэтому гостиную еще называют залом Богаевского. Три панно были созданы в 1911-1912 годах, когда особняк уже принадлежал М. П. Рябушинскому. Однако все три панно Константина Богаевского погибли во время пожара 4 августа 1995 года. Уцелел лишь небольшой фрагмент живописи панно на западной стене. Полотна воссоздавались реставраторами заново. Так что Богаевский в Особняке МИД – это произведение 1995-1996 годов.

Большая гостиная оформлена в стиле рококо. Почти вся мебель сделаны на мебельной фабрике П.А. Шмита.

Следующая комната - Малая гостиная (Курительная комната). Для этой комнаты Михаил Врубель написал три панно на тему «Времена дня. Утро. Полдень. Вечер». Жена художника сообщала Е.И.Ге, что «панно «Утро» и «Вечер» восхитили Морозова, и он даже не хочет, чтобы Миша их еще заканчивал, находя, что уже лучше ничего нельзя сделать. «День» же еще придется поработать».

Неожиданно, сначала понравившиеся варианты, вдруг были забракованы. Врубель решил писать панно заново, а написанные уничтожить. Однако Репин отговорил Врубеля уничтожать панно «Утро», и оно было показано на известной «Выставке русских и финских художников». Позднее панно «Утро» было куплено княгиней М.К.Тенишевой, а затем попало под названием «Русалки» в Русский музей. Из-за капризов владелицы Врубелю пришлось менять композицию двух других панно, переписывать готовые работы. Потом их неправильно наклеили на стены. Во время пожара 1995 года панно Врубеля тоже пострадали, как и панно Богаевского. Реставрацию картин проводили мастера из Третьяковской галереи.

Панно "Вечер"
Панно "Вечер"

Все помещения в особняке уникальные. Отделка интерьеров не повторяется. Пожалуй в Малой гостиной мне больше всего понравился потолок.

Привлекла мое внимание скульптура, стоящая на камине. Уж очень она похожа на одну из тех, что стоит на Аничковом мосту в Петербурге.

Соседний зал - Мраморный. Выполнен в стиле ампир. Ложа для оркестра, расположенная высоко под потолком, сохранилась до наших дней со времен Морозовых. Именно в этом зале проходят главные официальные мероприятия МИДа, торжественные заседания и подписания договоров.

По другую сторону аванзала находится главная лестница дома. Мы к ней еще вернемся. А пока заглянем в Столовую, главным украшением которой является знаменитый шехтелевский «рыцарский камин». Этот зал часто еще называют Каминным.

Одна из дверей Каминного зала ведет в длинный коридор, по обе стороны которого расположены комнаты. В ней находилась уборная и гардеробная хозяйки дома.

Из комнаты можно попасть в Малый мраморный зал и Красную гостиную, которые в настоящее время находятся на реставрации.

Предметы, выставленные в витринах, так же как и мебель представленная в зале не принадлежали Морозовым. Но они имеют историческую и художественную ценность.

В небольшой комнатке, которая связывает предыдущее помещение со Столовой, хранится уникальная вещь. Как говорят знатоки, сей путевой сундук принадлежал Наполеону Бонапарту. В нем хранился сервиз. Вероятнее всего он забыл его во время бегства из Москвы. Каким образом сундук попал в особняк Морозовых история умалчивает.

Ну а мне понравилась стоящая рядом ваза.

-17

Еще одна комната первого этажа. Когда-то, при Морозовых, здесь располагались детские комнаты. Существующее ныне большое помещение раньше было разделено на четыре.

Ну а мы возвращаемся к лестнице.

У ее основания помещена скульптурная композиция, созданная М.Врубелем по мотивам оперы Дж. Мейербера «Роберт-дьявол».

Торцевую сторону лестничного пространства украшает витраж «Встреча рыцаря-победителя». Витраж Врубеля практически полностью был уничтожен пожаром 1995 года. Сохранились лишь фрагменты деревянной рамы, незначительные остатки оплавившейся свинцовой арматуры и стекла. Воссоздавала витраж английская фирма «Goddard & Gibbs». Кстати, та же, что и изготавливала оригинальный витраж.

-22

Поднявшись по лестнице мы оказываемся в небольшом холле.

-23

Одна из комнат второго этажа. Здесь находилась приемная.

На стенах орнамент, выполненный по трафарету.

Кабинет Саввы Морозова. Здесь обращает на себя внимание необыкновенное оформление потолка – фризы шестиугольных кессонов были расписаны по эскизам Врубеля.

Что было в этой комнате при Морозовых не знаю.Возможно спальня, а возможно что-то еще. Сейчас помещение используется для переговоров.

Уникальные комоды выполнены в Западной Европе в конце XIX века.

-28

Спустившись в аванзал, мы выходим в сад. Над выходм вырезана дата - 1894. Интересно, что она означает (обозначает).

В 1905 году тело Саввы Морозова нашли в номере гостиницы во французском Канне, рядом – браунинг и записку с просьбой никого не винить. В 1909 году Зинаида Григорьевна продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому.

После Октябрьской революции и национализации здесь последовательно располагались Губернский продовольственный комитет, приют для сирот – беженцев из Бухареста, а во флигеле – Узбекский институт просвещения имени Иосифа Сталина. В 1929 году особняк был передан в хозяйственное ведение ГлавУпДК, и спустя еще десятилетие здесь открылся Дом приемов иностранных делегаций.

Внутрь особняка можно попасть только в дни Всемирного наследия. Хотя, теперь есть приложение "Внутри особняка" и совершить виртуальную экскурсию может каждый.