Хотите узнать, почему "Дорога домой" от Netflix - это не только отличный мультфильм, сделанный с большим вкусом и любовью к персонажам, но и самое настоящее пособие по написанию книг и сценариев? Тогда читайте мою статью!
Джозеф Кэмпбелл в своей книге "Тысячеликий герой" проанализировал известные мифы древности и пришел к выводу, что все они имеют одинаковую структуру. Эта структура широко применяется при написании сценариев и романов. Джейк Салли, Фродо, Люк Скайуокер и фиолетовая змейка Мэди из «Дороги домой» - это, по сути, один и тот же герой. Удивительно, правда?
Основные этапы пути героя
Я разделила статью на две части. Сегодня мы рассмотрим первую большую стадию, уединение или исход, которая состоит из 5 подразделов.
Будьте осторожны. Ниже раскрываются детали сюжета.
Мэди безумно красива и, одновременно, крайне ядовита. Один ее укус способен убить 100 человек за 10 секунд! Она живет в серпентарии в австралийском зоопарке в окружении таких же опасных существ, как она. Ей не нравятся шоу, где ее представляют свирепой убийцей, но она не стремится что-то поменять. Родной "муравейник" все-таки ближе, нежели далекие и неприступные горы из ее воспоминаний.
Однако, ее начинает беспокоить ее положение.
1. Зов странствий.
Что может вытянуть нас из муравейника? Часто, к сожалению, только большая неприятность. И она случается с близкой подругой и наставницей Мэди, крокодилицей Джеки. Несчастную обвиняют в нападении на ребенка и с позором выгоняют из зоопарка.
Первая стадия путешествия, описанного в мифе … означает, что судьба призвала героя и теперь его духовные интересы простираются за пределы привычного окружения, устремляясь в область неизвестного. Это судьбоносное обиталище … может являться в разных обличьях: как далекая страна, лес, подземное или небесное царство… (Дж. Кэмпбелл, «Тысячеликий герой»)
Мэди не глупа, она отлично понимает, что завтра и ее саму, и ее друзей могут так же поместить туда, где замки будут покрепче. Она решает последовать зову своих воспоминаний и уговаривает друзей бежать из зоопарка.
2. Отказ откликнуться на зов.
В сказках путь героям часто преграждает «привратник». В мультике его роль исполняет Милашка, зацикленный на своей внешности красавчик-коала. Он всячески мешает и отговаривает Мэди от опасной авантюры.
Часто в реальной жизни и нередко в мифах и народных сказках мы встречаемся с печальной ситуацией, когда герой оставляет зов без ответа, ибо всегда просто отвлечься на что-то другое. Если не откликнуться на зов, то приключение превратится в свою противоположность. Погрузившись в повседневные заботы и тяжкий труд, ..., человек теряет способность к судьбоносным решительным действиям и становится жертвой, который уже кто-то другой должен прийти на помощь. (Дж. Кэмпбелл, «Тысячеликий герой»)
3. Сверхъестественное покровительство.
Первый, с кем предстоит столкнуться не отвергнувшим зов в их героическом путешествии, - это персонаж-защитник (чаще всего это древняя старуха или старик), который должен подарить странникам амулеты против несокрушимой силы драконов, которые непременно встретятся им на пути. (Дж. Кэмпбелл, «Тысячеликий герой»)
Выбравшись на волю, друзья на минуту теряют решимость. Их маленький плот рушится под ними. Но тут, буквально из ниоткуда, появляется огромная белая акула и подсказывает друзьям волшебную фразу, способную выручить их в трудную минуту. Ее помощь и полезные советы вновь вселяют уверенность в беглецов.
4. Преодоление первого порога.
Друзья постоянно преодолевают преграды. Это и нескончаемые потоки людей в городе, и канализация, символически обозначающая вступление в царство ночи. В мультике 2 и 4 пункты изящно объединяют задиристый Милашка и неприступный бетонный забор зоопарка. Этот забор и является первым порогом на пути к приключению. Это граница, за которой таится тьма, неизвестность и опасность. За которой нет защиты оберегающих объятий родительских фигур.
5. Чрево кита.
Идея о том, что, преодолевая магический порог, мы возрождаемся, символически представлена распространенным образом лона как чрева кита. Герой, вместо того, чтобы покорить или умилостивить силу, охраняющую порог, бывает проглочен, попадает в неизведанное и считается умершим. (Дж. Кэмпбелл, «Тысячеликий герой»)
Герои, чтобы родиться заново, не вступают в битву с окружением, а отправляются вовнутрь. Путь им преграждают ядовитые пауки - стражи подземного мира. Они призваны отгонять всякого, кто не готов встретиться с трудностями перерождения и предупреждать об опасности, похожей на ту, которая исходит от зубов кита. Друзья с честью преодолевают и этот порог. Затруднения испытывает только Милашка, но даже он не стремиться выбраться из подземелья, осознавая, что путь назад закрыт.
Итак, мы ознакомились с 5 пунктами первой стадии пути героя: от неясного зова странствий до погружения в чрево кита, царство вечной тьмы. Какие фильмы или мультфильмы, созданные по аналогичной схеме, приходят вам на ум? 😉 Поделитесь в комментариях.
Далее у Кэмпбелла перечисляются шесть подразделов стадии испытаний и побед инициации. О них во 2-ой части статьи.
Я буду безмерно рада, если мой труд вдохновит вас на творческие подвиги. Спасибо, что следите за моим каналом!
#дорогадомой #путьгероя #путьгероякэмпбелл #тысячеликийгерой #тысячеликийгеройкэмпбелл