Когда студенты приходят в языковую школу, первым делом их тестируют или спрашивают, какой у них уровень владения языком. Что же это за загадочные буквы и цифры? Если университет говорит вам, что вы должны владеть английским на уровне B2, что это означает? Разберем, что должны знать и уметь обучающиеся на разных уровнях.
Оговорюсь, что язык – это огромный пласт культуры, и четко разложить его на уровни не представляется возможным. Кто-то может часто иметь дело с устным иностранным языком, но совершенно не уметь писать. У кого-то прекрасное владение грамматикой, но он не может ничего сказать. Сейчас принято пользоваться общеевропейской системой уровней владения иностранными языками: the Common European Framework of Reference for Languages (CEFR). Система, по благородной задумке авторов, создавалась для оценки уровня владения любым языком, но фактически, когда речь заходила о конкретике, был использован материал французского и английского языков. В нее постарались включить всё, что только можно, и в итоге получилась книга объемом 250 страниц. Сейчас ее продолжают критиковать, дополнять и совершенствовать. Найти и оценить по ней свой уровень владения языком довольно сложно. Я приведу лишь некоторые моменты, которые позволят вам приблизительно сориентироваться.
Уровень A (Basic User) подразделяется на A1 (Breakthrough) и A2 (Waystage).
Студенты уровня A1
Что могут делать?
- Поздороваться
- Представиться
- Сказать по буквам свое имя
- Поблагодарить
- Извиниться
- Обменяться личной информацией
- Рассказать о друзьях и семье
- Обсудить повседневные занятия
- Описать свой обычный день
- Рассказать, что им нравится/не нравится
Устная речь
Способны понимать инструкции в классе, понимать на слух даты, время, номера комнат и т.д. Общаются, используя простые фразы, если собеседник говорит с ними медленно и готов помочь.
Письменная речь
Могут переписать дату и место с доски.
Студенты уровня A2
Что могут делать?
- Говорить о странах
- Обсудить национальную кухню
- Говорить о спорте
- Обсуждать различные профессии
- Описать погоду
- Порекомендовать интересные места
- Называть предметы мебели
- Обсудить впечатления из прошлого
- Говорить о планах на будущее
- Подсказать дорогу
Устная речь
Могут выразить свое мнение, например, используя выражения «я согласен» / «я не согласен». Могут понимать часто используемые выражения, обозначающие то, что их непосредственно окружает: личная информация, семья, повседневные задачи и т.д.
Письменная речь
Могут понимать общий смысл упрощенного текста, читая очень медленно. Могут написать небольшой простой текст, например, «Мой прошлый отпуск».
Уровень B (Independent User) подразделяется на B1 (Treshold) и B2 (Vantage).
Студенты уровня B1-B2
Что могут делать?
- Говорить о личности и характере человека
- Рассказать о своей мечте
- Обсуждать отношения с людьми
- Обсуждать пищевые привычки
- Рассказывать о детских воспоминаниях
- Говорить о будущем
- Предлагать советы и решения проблем
- Обсуждать гаджеты и современные технологии
- Обсуждать события из новостей
- Говорить о методах коммуникации
Устная речь
Студенты уровня B1 могут понимать инструкции и задания учителя в классе или лектора. Могут понимать основную мысль речи на обыденные темы: работа, школа, свободное время и т.п. Могут произвести простой связный текст на знакомые или интересные темы.
Студенты уровня B2 могут сделать презентацию на знакомую тему и ответить на предсказуемые вопросы или вопросы о фактах. Могут понимать основную мысль речи и на конкретные, и на абстрактные темы. Могут относительно свободно общаться с носителями языка, не испытывая особого напряжения и не создавая напряжения для собеседника.
Письменная речь
Студенты уровня B1 могут понимать сообщения, инструкции библиотечных каталогов и т.п. Также могут записывать информацию из лекции, если ее частично диктуют.
Студенты уровня B2 могут просматривать текст в поисках нужной информации и улавливать основную мысль текста. Также могут делать заметки, которые пригодятся для написания эссе или для повторения учебного материала.
Уровень C (Proficient User) подразделяется на C1 (Effective Operational Proficiency) и C2 (Mastery).
Студенты уровня C1-C2
Что могут делать?
- Рассказывать интересные истории из жизни
- Говорить о вкусах и предпочтениях
- Обсуждать стиль и моду
- Обсуждать культуру
- Говорить о манерах
- Говорить о преступлениях и наказаниях
- Обсуждать предрассудки и суеверия
- Говорить о гипотетических ситуациях
- Обсуждать решения проблем
- Обсуждать жизнь в городе и в селе
- Обсуждать проблемы окружающей среды
- Обсуждать научные изобретения
- Говорить о влиятельных людях и исторических персонах
Устная речь
Студенты уровня C1 могут приводить аргументы и делать выводы. Могут понимать множество видов длинных текстов, распознавать подтексты. Могут выражать мысль свободно, без длительного поиска подходящих выражений. Успешно общаются в академической и профессиональной среде.
Студенты уровня C2 могут понимать шутки и культурные аллюзии. Легко понимают буквально всё, что слышат. Могут выражать свои мысли точно и свободно, используя тонкие оттенки значений.
Письменная речь
Студенты уровня C1 могут быстро читать академическую литературу. Могут писать эссе.
Студенты уровня C2 могут читать любые источники информации. Могут делать точные записи лекций и семинаров.
В заключение важно отметить, что всё это приблизительные описания. Эту систему можно сравнить с огромной картой. Определить, где студент находится и куда он будет по ней двигаться – личная задача этого студента и его преподавателя.