Сын полюбил слушать сказку Буратино, а меня тут посетили (возможно неоригинальные) мысли:
1. Куклы (точнее их души) в этой параллельной вселенной "привязаны" к конкретному театру. Именно поэтому владелец театра Карабас-Барабас переживает о сбежавших куклах, но не сильно - далеко не убегут.
2. Обычно куклы создаются как рабы своего хозяина/создателя, но Буратино особый - он "усыновляется", отчего приобретает известную свободу действий.
3. Когда Буратино идёт по городу, это никого не удивляет - мало ли что задал ему хозяин.
3. Но куклы сразу же узнают Буратино, и даже знают как его зовут. Это значит, что они, во-первых, могут явно увидеть его свободный статус, или "избранность". Во-вторых, они явно его знают по т.н.Пророчеству о свободной кукле". Судя по всему внутри этой закрытой социокультурной группы есть своя религия и мифология.
4. Театр, которым можно завладеть, открыв заветную дверцу - кукольный сокрытый рай, театр, которым может, по пророчеству, завладеть кукла. Там они все могут быть свободными. Прямая аналогия с Иисусом Христом, который открывает врата рая для всех людей.
5. Аналогично Карабас хочет навечно поработить всех кукол, для чего ему критично нужен контроль над ключом, а лучше и над театром.
6. Кстати, Карабас прекрасно знает Карло, судя по всему они давние соперники. Такие, как Бог-Отец и Сатана. Но власть этого мира у Сатаны, и у Карабаса, имеющего по сравнению с Карло слишком много денег и связей.
7. Естественно, против силы пророчества не попрёшь, и Буратино сначала обретает себя, а затем как истинный спаситель вырывает победу у сил тьмы, освобождая свой народ и совершая месть за отца.