Этот материал, уважаемые читатели, вы не найдете в современных учебниках и пособиях по психологии и социологии. Если нечто подобное в них имеется, то выдано совсем в ином изложении. Я полагаю, что современная отечественная, а в особенности зарубежная, социологическая наука целенаправлена лишь на развитие способов и средств поддержания правопорядка и воспитания граждан, умеющих придерживаться определенных общественных правил. Власть имущим в каждой стране нужны послушные винтики и колесики, которых можно пускать в движение в нужном власти направлении. Творцы, ученые, философы-мудрецы нынче не в чести.
Речь пойдет об уровнях восприятия. .Потому что уровень восприятия – важнейший показатель способности человека творить, мыслить, быть ответственным в своих делах и поступках. Нет, не о восприятии как о таковом пойдет речь, а именно об уровнях. Потому что о том, что такое восприятие, написаны сотни всяких ученых книжек. А об уровнях восприятия таких книжек нет. Разговариваю с дипломированным психологом:
- Вы знаете, какие имеются уровни восприятия?
Психолог выдает мне нечто о чувственных охватах объекта, о перцептивности и прочей заумной ерунды, которая абсолютно не нужна и непонятна обычному гражданину. Да и не уровни это вовсе по большому счету. Потому что уровень, когда что-то с чем-то сравнивается или соотносится. В случае с восприятием человека – это соотношение количества и качества воспринимаемой информации и реакции человека на эту информацию.
Но главное, что уровень восприятия – это показатель социализации человека и его отношения к окружающему миру. Как человек относится ко всему, что его окружает: со знаком плюс или минус, активно или пассивно, спокойно или эмоционально? Его отношение к происходящему отражается в поведении. Известно, что одну и ту же информацию все люди воспринимают по-разному.
Разумеется, показателей, характеризующих человека много: темперамент, тип нервной системы, порог чувствительности, работа полушарий головного мозга – это постоянные показатели; настроение, состояние здоровья, характер ситуации (экстремальная, стрессовая или обыденная) – эти и другие – временные показатели. Важнейшим показателем поведения человека и его отношения к окружающему миру является возраст.
К примеру, одно и то же явление природы – грозу, люди разного возраста воспримут по-разному. При первых же раскатах грома всякий младенец испугается, пустится в плач и будет плакать до тех пор, пока его не утешат. Ребенок тоже испугается, но реветь, скорее всего, не станет, а прижмется к маме и задаст кучу вопросов: отчего, почему, что будет, если и т.п. Успокоится, когда получит исчерпывающие ответы. Подросток плевать будет на гром и молнию, и на всю грозу. Озабочен будет только лишь тем, как бы не попасть под ливень, чтобы не испортить прическу и не запачкать новые кроссовки. Юноша завороженно будет любоваться на красоту сверкающих молний и слушать раскаты грома, сравнивая бушующую стихию с громом героических сражений. И только взрослый будет терпеливо пережидать ливень в том месте, где он его застал. Разве что посетует слегка, что не захватил из дома зонтик.
Каждому возрасту свойственен свой уровень восприятия и поведения. И потому странно видеть, когда кто-то на что-то реагирует не в соответствии с возрастом. Если бы, скажем, подросток, юноша или взрослый пустились бы в рев при виде грозы, вполне резонно было бы считать, что у них что-то не в порядке с головой. Ни один нормальный взрослый человек не станет донимать окружающих вопросами, отчего гремит гром, почему солнце не падает на землю и почему неприлично ходить по городу в плавках. Взрослый должен вести себя, как подобает взрослому. Младенец по возрасту будет вести себя только как младенец – и не иначе. Поведение ребенка в норме должно быть детским. Если ребенок 5-11 лет ведет себя подобно младенцу, родителям следует не только обратить на это внимание, но и предпринять меры к тому, чтобы в своем поведении этот ребенок «дорос» до своего уровня. В противном случае данный человек «застрянет» во младенчестве навсегда. Ненормальным является стремление некоторых родителей завалить ребенка взрослыми делами, проблемами, обязанностями, ответственностью. Взращение вундеркиндов пагубно отражается на здоровье и жизни этих самых вундеркиндов. Известно, что юные гении, малолетние актеры кино и шоу-бизнеса очень быстро «сгорают», занимаясь взрослой деятельностью, и большей частью очень рано уходят из жизни. Подростки должны прожить свою подростковую жизнь, а юноши – в полной мере насладиться юношеской романтичностью, чувствительностью, любовью к жизни.
Всякое отклонение от «своего» уровня (вниз или вверх) всегда чревато проблемами для человека. В первую очередь, в плане его общения и повседневной деятельности. Сталкиваясь со «странным» поведением такого человека, окружающие отторгают его, сторонятся, иногда преследуют и обвиняют во всех смертных грехах. Он и сам не может принять законы и правила общества, в котором живет. Людей вовсе не интересует, почему тот или иной человек ведет себя странно. Если какая-нибудь восьмидесятилетняя старушка начнет на детской площадке прыгать через скакалочку, то всякий прохожий непременно покрутит у виска и скажет: «О! Совсем съехала с катушек бабулька!» И будет прав. Потому что она, скорее всего, действительно слегка помутилась разумом и впала в детство.
А как понимать поведение шестидесятилетних старушек, которые чуть прикрывши филейную часть, резво прыгают по сцене с микрофоном в руке, изображая молоденьких девушек. А чтобы еще больше походить на молодиц, до безобразия натягивают на лице кожу и накачивают губы. Еще труднее понять публику, которая не только не крутит у виска, но и готова платить за подобное безобразие нехилые бабки.
И совсем плохо, когда взрослые люди не только теряют свой возрастной уровень, но и подменяют истинное восприятие, соответствующее реальной жизни, на искаженное (иллюзию). Илллюзия – это искаженное восприятие, которое проявляется в мечтах, фантазиях, несбыточных надеждах и представлениях – того, чего не может быть и чему не суждено осуществиться. Иллюзии уводят человека в некий искусственный мир, где (как кажется человеку) все прекрасно, легко и свободно. В этот мир человек загоняет себя сам, чтобы уйти от реальных проблем. Часто для этого используют алкоголь, наркотики, компьютерные игры. Иллюзиям могут быть подвержены взрослые «младенцы», «дети», «подростки» и взрослые «юноши». Взрослые «взрослые» никогда не «улетают» в иллюзорный мир.
Итак, прежде чем мы начнем детально рассматривать каждый уровень восприятия и поведения, четко определим то, что уровней восприятия и поведения людей шесть: младенец, ребенок, подросток, юноша, взрослый и старец. Они соответствуют возрастным уровням. Но в отличие от возраста они мобильны, то есть в зависимости от ситуаций, воспитания, образа жизни, влияния со стороны окружения уровни восприятия и поведения могут подниматься или проваливаться.
Об этом будет речь в следующих статьях. Спасибо за прочтение!