43,7K подписчиков

Конкурентов нет: как китайские грузовики убивают российский автопром

12K прочитали

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран. И теснят он не только их: в нынешней ситуации даже отечественным заводам крайне сложно конкурировать с китайцами, поэтому они теряют рынок. Вряд ли это является успехом спецпрограмм поддержки отечественных производителей, разработанных Минпромторгом. Но рынок есть рынок, где покупатель голосует рублем, и, судя по представленным на выставке CTT Expo новинкам, китайцы намерены оставить эти рубли у себя в кармане.

Одна из самых интересных и самых больших экспозиций на выставке оказалась у грузовиков марки Beiben – выпускающий их китайский завод когда-то начинал с производства грузовиков Mercedes-Benz. В предложенном модельном ряду тягачи с колесной формулой 6х4 и 4х2 на дизельном и газовом топливе, самосвалы с колесной формулой 6х4 и 8х4, а также трехосные шасси полной массой до 26 тонн – всего семь позиций, разработанных с учетом требований российского рынка. С точки зрения ассортимента планируется расширение модельного ряда – изготовление шасси для надстройки 16–18 тонн, а также выпуск моделей с подъемной осью.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.

Приоритетной задачей дистрибьютора ООО «Бейбен Тракс Рус» (ББТР) является реализация порядка 2500–3000 единиц в 2023 году и развитие полноценной сети послепродажного обслуживания техники. В 2024 году в планах компании занять порядка 10–15 % доли рынка тяжелых грузовиков, реализовав в общей сложности более 10 000 единиц автотехники. Дистрибьютор осуществляет поддержку прямой заводской гарантии производителя и оперативное устранение неполадок; для гарантийной и сервисной поддержки организован склад запасных частей. Все поставляемые в Россию автомобили оснащены штатной системой телематики.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-2

Свою линейку магистральных тягачей представил китайский бренд Dayun. По сути, на выставке состоялась премьера техники и премьера марки. Вниманию посетителей были предложены три магистральника нового семейства: двухосный, трехосный рессорный и трехосный с задней пневмоподвеской. Двигатель – Weichai WP12.460, коробка передач автоматизированная Fast Gear и очень просторная, широкая и высокая кабина с мультифункциональным рулем, кнопочным пуском двигателя, со здоровенным центральным монитором, телевизором, качественной отделкой интерьера и с двумя спальными полками. То есть это реально тягач для рейсов на большие расстояния, где водители работают экипажами.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-3

Официальным дистрибьютором Dayun является ООО «ДАЮН-РУС», а первым дилером «Скан Юго Восток». Важно, что дистрибьютор оперативно решает вопросы с поставщиком по адаптации техники к российским условиям, реагирует на обратную связь от эксплуатирующих организаций. По словам руководителя отдела маркетинга ООО «ДАЮН-РУС» Екатерины Бузановой, до конца года в России планируется реализовать до тысячи магистральных грузовиков. И это при том, что марки Dayun пока нет в строках российской статистики. Кстати, на осень дистрибьютор анонсирует старт продаж самосвалов.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-4

Центральным грузовиком в экспозиции Foton Motor стал магистральник Galaxy. Флагман модельного ряда китайской марки оказался с самой броской внешностью. Тягач Foton Auman Galaxy с высокой кабиной оснащен 13-литровым дизелем Cummins X13NS (530 л. с.) и 12-ступенчатой роботизированной КП ZF Traxon. Передняя подвеска рессорная, задняя – пневматическая четырехбаллонная. В кабине предусмотрено два спальных места. По словам руководителя отдела продаж ООО «Фотон Мотор» Дмитрия Грицая, грузовик пройдет полную техническую адаптацию и будет отличаться от моделей, которые в настоящее время неофициально ввозятся в Россию. «До конца года машине предстоит пройти сертификацию в РФ. Начало продаж запланировано на I кв. 2024 года», – уточнил Дмитрий.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-5

Новейший магистральный тягач представила компания «ФАВ – Восточная Европа». Речь идет о модели FAW J7. Поставляемый в Россию автомобиль оснащается двигателем FAW CA6DM3-55E52 мощностью 550 л. с. и крутящим моментом 2300 Нм. Коробка передач – 12-ступенчатая ZF Traxon 12ТX2420TD с адаптивным автоматическим переключением. Система торможения – с компонентами WABCO и Knorr-Bremse, с дисковыми тормозами на всех колесах. В базовой комплектации предусмотрены системы активной безопасности EBS+ESC, FCW (предупреждение о лобовом столкновении), LDW (контроль движения в полосе). У FAW J7 настоящая дальнобойная кабина – высокая, просторная, с ровным полом и двумя спальными местами. Богатый список оснащения включает климат-контроль, мультимедийную систему с ЖК-экраном, три камеры кругового обзора, систему контроля давления и температуры в шинах. Запас топлива на борту 1100 л. Стоимость грузовика 10 млн рублей.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-6

Был на выставке и другой магистральник FAW, представленный заводом «Тонар», который и будет его продвигать на российском рынке. Эта модель более раннего поколения, но с модернизированной до современного уровня кабиной и ходовой частью. Завод подписал договор о сотрудничестве с китайской стороной, чтобы предлагать клиентам комплектные автопоезда. Перед налаживанием поставок из КНР в РФ была проведена работа по оптимизации комплектации с учетом условий эксплуатации в России и пожеланий перевозчиков. По настоянию российской стороны двигатель FAW был заменен аналогичным Weichai WP12.450E50, запчасти и расходники к которому можно заказать через СП «МАЗ-Вейчай». Тормозную систему доработали под применение комплектующих, которые проще найти на просторах РФ. Первоначальный вариант ведущего моста с низким передаточным отношением в целях экономии топлива и улучшения динамических характеристик заменили более «скоростным». Тягач под торговым наименованием Oryx получил роботизированную коробку передач Fast Gear F12JZ22A, два топливных бака 500+500 л. Многое доработали и изменили в интерьере кабины. В стандартную комплектацию включили автономный отопитель Webasto, кондиционер, холодильник, 10-дюймовый дисплей, панорамный люк с электроприводом, радио. Без доплаты идут светодиодные фары, видеокамера заднего вида и мертвых зон, датчики нагрузки на ось. В итоге получился достойный набор по вполне приемлемой рыночной цене. К слову, кроме тягачей с колесной формулой 4х2 напрямую от производителя «Тонар» поставляет и грузовики FAW в версии 6х4.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-7

Известная своей строительной техникой компания Sany зашла на российский рынок с собственными грузовиками: на открытой площадке их оказалось сразу два, двухосный D495АS и трехосный D525AL. Причем оба – седельные тягачи с большими спальными кабинами, широкими и высокими, которые для китайских магистральников стали неким общим стандартом.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-8

Грузовики оснащаются двигателем Sany Power D12C5 мощностью 490 л. с. и крутящим моментом 2200 Нм. Коробка передач – 12-ступенчатая автоматизированная Fast. На российский рынок автомобили Sany выводит компания Odin Group, предоставляющая через свою официальную дилерскую сеть полный спектр услуг для автомобилей. В их числе продажа грузового транспорта, а также послепродажная поддержка: техническое обслуживание и ремонт, продажа оригинальных запасных частей, финансирование, телематика и обучение водителей.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-9

По той же дорожке поехал еще один известный выпуском строительной техники китайский гигант – XCMG, экспозиция которого демонстрировалась на открытой площадке. Магистральный тягач на его стенде экспонировался под названием Hanvan. Кабина, позаимствованная у Shacman, имеет внутреннюю высоту 1,85 м. Тягач оснащен двигателем Weichai и роботизированной коробкой Fast Gear. Стоимость новинки 9,3 млн рублей.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-10

Российская премьера магистрального тягача Sitrak C7H Max – еще одно знаковое событие выставки. Речь идет об обновленной версии грузовика Sitrak C7Н, самой продаваемой в России китайской модели грузовых автомобилей. Если искать отличия от предыдущей версии магистральника, то нужно начать с рабочего места водителя. Главная диковинка интерьера – плоская приборная панель, где полукруглые шкалы аналоговых спидометра и тахометра сочетаются с 7-дюймовым дисплеем бортового компьютера. Пару ей составляет 12,3-дюймовый тачскрин — он позволяет менять настройки автомобиля, служит навигатором, кроме этого, здесь сосредоточено управление мультимедиасистемой. Водительское кресло на пневмоподвеске обшито искусственной кожей и оборудовано системой вентиляции. Тягач оснащается двигателем Sinotruk MC13.48-50 мощностью 480 л. с. и 12-ступенчатой КП ZF Traxon. На выставке грузовик демонстрировался со сверхвысокой кабиной высотой 2050 мм по моторному тоннелю.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-11

Новинку представило ООО «БВГ» (ранее «Скания Русь»), официальный дилер Sinotruk в России. По словам менеджера по продукту Артема Эйдмана, работая напрямую с автопроизводителем, компания также планирует предлагать решения в сегментах строительной, коммунальной, лесовозной техники и дистрибьюции. Существенно, что уже этим летом перевозчикам будут предложены сервисные контракты и локальное решение по телематике. «Финансовая модель, когда в стоимость автомобиля включена стоимость обслуживания, не теряет актуальность на рынке», – считает Артем.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-12

Компания «Восточный ветер», официальный дистрибьютор грузовых автомобилей Dongfeng в России, представила две новинки – седельный тягач Dongfeng KX и самосвал Dongfeng KC. Тягач оснащается 520-сильным 13,5-литровым двигателем Cummins Z14EVIE520. Флагман модельного ряда грузовиков Dongfeng оборудован современными системами безопасности: ASR, ESC, датчиками давления в шинах, системой предупреждения о сходе с полосы LDWS и системой предотвращения столкновений FCWS.

Китайские автопроизводители пользуются моментом и стремительно замещают ушедшие с российского рынка марки из «недружественных» стран.-13

Словом новинок китайцы привезли предостаточно и привезут еще. Чем на это ответит отечественный автопром? То, что наши производители грузовиков пойдут на снижение цен или повышение качества и других конкурентных преимуществ своей продукции, верится с трудом. Скорее всего правительству придется в очередной раз повышать утилизационный сбор, чтобы поставить заслон на пути импортной техники. Но сейчас важно насытить рынок, поэтому пока китайским маркам в России ничего не грозит.

Что еще почитать:

Шикарная кабина и почти полтысячи лошадей: обзор китайского тягача Shacman X6000

Не хуже «европейцев»? Обзор китайского тягача FAW J7

Прощай, «Европа»: обзор китайского тягача Dongfeng DFH4180