В том виде, в котором существует межгосударственное объединение Евросоюз, оно, скорее всего, обречено на развал.
Можно провести некую аналогию с Советским Союзом, который просуществовал немногим более 70 лет. Евросоюзу только 30, а 27 европейских государств-членов уже не могут поделить ресурсы и определить, кто главный. Огромное недовольство перераспределением антиковидного фонда стало первым "звонком".
Благодаря колоссальным усилиям западу удалось ослабить центральную власть в СССР и подтолкнуть "хозяев" на местах к отделению республик. Причем надо отметить, что КПСС была сильнейшая политическая структура, которая несла всю полноту ответственности как за принятие политических, экономических и идеологических решений, так и за их исполнение.
Ничего подобного в ЕС не было и нет.
Хочется процитировать 17 Мгновений весны "если бы у каждого был хлеб с маслом и домик в сосновом лесу" и т. д. Именно так представлялось благополучие Евросоюза в условиях дешевых российских энергоресурсов и эксплуатации развивающихся стран.
И вот два кризиса подряд, энергетический и пандемия реально продемонстрировали, что никакого единства в ЕС нет.
Еврокомиссия принимает решения в пользу более развитых экономик, полностью игнорируя интересы остальных стран-участников, при этом никакой ответственности за исполнение своих же планов она не несет.
Польша борется за роль лидера в ЕС, Германия отчаянно не хочет уступать главенствующие позиции, а Венгрия демонстрирует независимость от Евросоюза. Какое направление поддержат остальные "союзники" будет решаться в ближайшее время.
Все существующие разногласия ЕС обнажились в статье немецкого издания Der Spiegel под названием "Проблема Европы с Востоком."
Уже само название говорит о расколе, а может даже и в извечном отсутствии общих интересов у "старой" Европы с Восточной.
"Вслед за Венгрией рискует скатиться и Польша к самодержавию. Комиссия ЕС инициировала судебное разбирательство против Варшавы, но польское правительство до сих пор не проявило особых уступок. В ближайшее время Комиссия, скорее всего, передаст проблему главам государств и правительств – но у них тоже мало конкретных средств давления на Варшаву." - сообщается в статье.
О чем речь?
В Еврокомиссии решили, что вслед за Венгрией Польша также скатывается к автократии, а остальная Европа может делать нечто большее, чем наблюдать, т.е. есть варианты санкций. Раскол Евросоюза на лицо и по всем направлениям. Польша и Венгрия отказываются выполнять миграционную политику Брюсселя, отказываются вносить средства на так называемую солидарную помощь. Кроме того, Польский Конституционный суд отменяет решения Европейского Суда.
Венгрия уже скатилась к самодержавию. Многое из того, что представил премьер-министр Виктор Орбан, может быть отменено только большинством в две трети голосов парламента, говорит Маурер. «Это равносильно захвату власти».
В Польше до этого пока не дошло. Но правящая партия «Право и справедливость» (PiS) поразительно следует сценарию Орбана. Государственные СМИ и спецслужбы теперь приведены в соответствие, а непопулярные чиновники уволены. Блокада парламента продолжается посей день.
У Еврокомиссии нет иного выбора, кроме как рекомендовать главам государств и правительств привести в действие статью 7. Лиссабонского соглашения ЕС (предполагает введение внутренних санкций в отношении страны, «серьезно нарушающей европейские ценности».)
Кстати, очень интересный момент в том, что вся деятельность Еврокомиссии на момент ее создания предполагалась как рекомендательная. Сегодня это абсолютное давление на государства и забвение национальных интересов в пользу непонятной надгосударственной структуры.
Вот и получается, что Еврокомиссия и Германия в частности наделены каким-то исключительным правом и знанием определять, что такое демократия, и когда начинается автократия, более того, именно они якобы и являются "историческими носителями" европейских ценностей.
Как такое могло произойти? Урсула фон дер Ляйен развешивает ярлыки и определяет наказание в ЕС для провинившихся.
НО!
Попытки введения санкций против отдельных членов ЕС оказались просто невозможными. Во-первых, если вдруг какие-либо государства присоединятся к провинившимся, то это означало бы политический кризис Евросоюза, и как минимум. переизбрание Еврокомиссии по новым правилам всеобщего голосования в государствах. Как в Штатах, это государство против, а другое за. Но это и был бы распад.
Во-вторых, санкции не могут иметь юридического обоснования. ЕС зашел в тупик.
Возможность введения санкций за нарушение фундаментальных ценностей была согласована до масштабного расширения на восток - десять государств были добавлены одним махом в 2004 году и еще два в 2007 году - теперь они берут реванш.
Итак, 12 государств вообще не голосовали ни за какие ценности и ни за какие-либо правила поведения в ЕС.