Найти в Дзене
Отражение отражений

Мещане – самая полезная для экономики часть общества. На пьесу «Мещане» М.Горького - другими глазами

Не так давно посмотрела спектакль БДТ в записи 1971 г. Пьеса Горького «Мещане», написанная в 1901 году Принято считать, что пьеса рассказывает о конфликте двух идеологий - мещанской, приземлённой и революционной, свободной. Но можно и нужно посмотреть на сюжет «Мещан» под другим фокусом и даже, о ужас, поспорить с самим автором. Почему бы и не попробовать? Автор написал одно, я увидела другое. Разве так не бывает? Решительно не согласна с мнением многих критиков, которые уверены, что драматург изобразил в пьесе какое-то там затхлое существование людей мелких, неинтересных, косных. Родителей, которые третируют своих детей, не дают им свободно жить. Справедливости ради надо сказать, что и сам писатель явно осуждал жизнь стариков Бессемёновых. Одно только описание безвкусной мрачности их дома о многом говорит. Только вот лично я не хочу осуждать – родителей, как препятствие, мещанство, как класс. Не хочу навешивать ярлыки. Потому что герои Горького многолики и неоднозначны, а мещанство,
Оглавление

Не так давно посмотрела спектакль БДТ в записи 1971 г.

Пьеса Горького «Мещане», написанная в 1901 году

Принято считать, что пьеса рассказывает о конфликте двух идеологий - мещанской, приземлённой и революционной, свободной.

Но можно и нужно посмотреть на сюжет «Мещан» под другим фокусом и даже, о ужас, поспорить с самим автором.

Почему бы и не попробовать? Автор написал одно, я увидела другое. Разве так не бывает?

Решительно не согласна с мнением многих критиков, которые уверены, что драматург изобразил в пьесе какое-то там затхлое существование людей мелких, неинтересных, косных. Родителей, которые третируют своих детей, не дают им свободно жить. Справедливости ради надо сказать, что и сам писатель явно осуждал жизнь стариков Бессемёновых. Одно только описание безвкусной мрачности их дома о многом говорит.

Только вот лично я не хочу осуждать – родителей, как препятствие, мещанство, как класс. Не хочу навешивать ярлыки. Потому что герои Горького многолики и неоднозначны, а мещанство, как понятие, во мне не вызывает ни раздражения, ни осуждения и ассоциируется с уютом, достатком, благополучием. Наверняка, самому писателю такое даже в страшном сне не могло присниться, но получилось, как получилось.

Коротко о сюжете, если кто не читал/не смотрел

Муж и жена Бессемёновы - зажиточные горожане, заслужившие сытую жизнь своим горбом. Но в их жизни нет романтических взлётов, красивых балов, возвышенных вечеров со чтением стихов под фортепиано. Есть скандальные разговоры и упрёки, но это из-за того, что Василий Бессемёнов не может равнодушно наблюдать за неправильной, по его мнению, жизнью детей.

Рядом со стариками живут сын Петя (бывший студент) и дочь Таня(учительница). А ещё есть приёмный сын Нил, его невеста, отец невесты, двое нахлебников и одна квартирантка.

Вся эта разношёрстная компания искрит при близком контакте, взрывается противоречиями, кровоточит обидами, обвинениями.

Одним из таких противоречий является вечная, так и не испитая до дна десятками поколений проблема «отцы и дети»

Трагедия Бессемёнова не нова. Родители из века в век не понимают своих детей, и с этим, увы, ничего нельзя поделать.

Бессемёнов любит дочь и очень переживает, что она никак не может устроить свою жизнь.

Бессемёнов любит сына, на учёбу которого потратил немалые деньги, и страстно хочет понять, что тому не хватает, чтобы стать самостоятельным и успешным.

Любит он и уважает воспитанника Нила, хотя ближе к финалу жёстко критикует его и во многом осуждает. Когда Нил уходит, можно сказать, хлопнув дверью, для Бессемёнова это становится болезненной пощёчиной.

Перед глазами зрителей разыгрывается настоящая трагедия. Стоит только посмотреть на глаза Евгения Лебедева, блистательно сыгравшего главу семейства. В этих глазах столько боли, страдания, что сжимается сердце. Бессемёнову обидно, что дети не хотят общаться с отцом,

- Я говорю: чего же быстрые-то умы по углам от нас, стариков, разбегаются, да оттуда смешные рожи показывают, а говорить с нами не хотят?

В финале пьесы от стариков уходя все, кроме Татьяны.

И тут у меня возникает куча вопросов.

В чём виноваты Бессемёновы?

В том, что любили детей своих и очень беспокоились об их судьбе? В том, что родились не в дворянской усадьбе, трудно жили, работая сутками, и поэтому не научились устраивать красивые приёмы с красивыми яствами, с красивыми речами и красивыми гостями на красивых же экипажах?

Да, красивостей не случилось. Обычная размеренная жизнь, обычных людей, сосредоточенных на работе. Эти люди не заслуживают осуждения. Они достойны уважения. Но их жалко, как жалко всех стареющих отцов и матерей разных эпох и разных уголков земли. Да, конечно, возраст мешает осознать и принять молодую бесшабашность, стремление к переменам. Ох уж эти старики – ну никак не понимают детей, много ворчат и всем на свете недовольны, но это не мешает им любить своих чад больше всего на свете.

Из монолога Бессемёнова:

- Не для себя ради, а для вас же, молодых, говорим. Мы свое прожили, вам – жить. А когда глядишь на вас, то не понимаешь, как, собственно, вы жить думаете? К чему у вас намерения? Наш порядок вам не нравится, это мы видим, чувствуем… а какой свой порядок вы придумали? Вот он, вопрос? Н-да…

Разве не справедливые вопросы? Кто вы? Чего вы хотите?

Только слышат ли молодые?

Сын Петр жалуется на тиранию со стороны отца, на несвободу. Но сам не представляет из себя ничего, за что можно уважать мужчину. Он живёт на деньги отца, в его доме и постоянно считает эти деньги, стонет и жалуется, что ему не дают делать, что он хочет.

- За три года университетской жизни я отвык от дома… от всего этого крохоборства и мещанской суеты…

- Изо дня в день – одно и то же… На душу от этих прений садится какая-то копоть, ржавчина…

Татьяна тоже вроде бы рвётся из дома и жалуется, что ей скучно жить.

- И я не знаю, не представляю – что значит жить? Как я могла бы жить?

Но можно предположить, что ей банально не хватает любви, мужа, семьи. А родители здесь каким боком? Жениха не подыскали?

Нил не стонет. Он привык брать быка за рога, ничем не гнушается и вряд ли будет когда-нибудь кормить бедняков-нахлебников, как делает это старик Бессемёнов.

Жизнелюбивый, но приземлённый мужлан, который не чувствует к родному дому ни грамма благодарности. Зато он будущий гегемон, буревестник, которого Горький явно выделяет и наделяет особой ролью. Только вот не всем зрителям/читателям Нил по нраву. Больно уж напорист и живуч и не брезгует ничем – даже безжалостно наследить в доме, где его приютили и воспитали, для него в порядке вещей.

Это из-за него Татьяна пытается покончить с собой, и именно это приводит Бессемёнова в ярость, что, впрочем, понятно и наверняка будет иметь продолжение. Думаю, неблагодарный выкормыш очень скоро покажет себя во всей своей революционной красе. Пощадит ли родителей или с удовольствием экспроприирует? Это большой вопрос.

Таков Нил. Но если отбросить четкий революционный вектор характера Нила, придётся признать, что без таких «штольцев» по-горьковски невозможен прогресс.

Есть в пьесе одна метафорическая сцена, которая о многом говорит.

Бессемёновы возвращаются домой из храма и застывают на пороге. Чужие, непрошенные, нежеланные, отставшие от тех – молодых и здоровых, которые не Богу молятся, а весело развлекаются, используя момент кратковременной свободы от контроля.

В этом трагедия и абсолютная неразрешимость конфликта между старшим и молодым поколениями. Хотя, думаю, Горький имел в виду несколько иное.

В заключение хочется добавить, что, если даже отстраниться от перипетии сюжета пьесы, в общечеловеческом масштабе конфликт между отцами и детьми – явление нормальное и даже необходимое для гармоничного течения жизни.

Мир, в котором отцы становятся на одну планку с детьми, превратится в хаос или вовсе исчезнет. Так устроена наша жизнь.

П.С.

Горький не навешал броских ярлыков на героев. Они все неоднозначные, но, мне кажется, что, если и есть в пьесе положительный герой, то это Бессемёнов.
Ворчит, скандалит? Ну так и имеет право по своей родительской должности это делать. Кто ещё правду скажет Петру? Заметьте, не малолетнему пацану, которого, конечно, грех обижать, а взрослому мужику, который ничего не хочет делать.

Что должен делать отец, который желает сыну блага? А сын, к сожалению, пока никто и зовут его никак? Гладить по головке, хвалить, поддерживать? Лишь бы понравиться, подстроиться? Так бывает, конечно, но из заласканных детей вырастают несчастные Обломовы. А так есть надежда, что Петр, обидевшись, уйдет, но зато получит шанс, найдёт своё место, и ещё спасибо отцу-ворчуну скажет.

Не глуп Василий Бессемёнов, совсем не глуп. Может. и действует не совсем осознанно, инстинктивно, но и это не плохо.

Такая генетическая мудрость – нельзя своим детям быть закадычными друзьями. Это или фальшь, или глупость.