Сегодня США отмечают Fourth of July/ четвёртое июля — национальный праздник в честь дня принятия Декларации независимости от Королевства Великобритании в 1776 году ( Independence Day ).
Одним из неофициальных символов США, их демократическим идеалом, является Статуя Свободы/ Statue of Liberty в Нью-Йорке, которая была задумана и сделана во Франции времен Второй Империи.
Как и бóльшая часть культурного наследия того времени, история этого монумента неразрывно связана франмасонами, соответственно несёт назначение и символизм значительно отличающийся от официального.
Проект статуи Свободы родился в один из июньских вечеров 1865 года во время знаменитого ужина в версальском доме Эдуарда Рене де Лабулэ — поклонника Соединенных Штатов, аболициониста, убежденного республиканца и влиятельнейшего масона, Великого Магистра. Он осуществлял координацию между Ложами разных стран, был известным наставником. В том числе Лабулэ был учителем Павла Демидова, известного российского промышленника, также принимавшего участие в возведении Статуи Свободы.
В тот судьбоносный вечер, 54-хлетний Лабулэ, известный профессор, специалист по американской политике, президент ассоциации за отмену рабства в мире, пригласил своих коллег и друзей отпраздновать окончание Гражданской войны и последовавшую за этим отмену рабства. На ужин собрался цвет французского масонства: Оскар и Эдмунд Лафайеты (внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона), историк Генри Мартин, Рошамбо и Ноай, а также брат Алексиса де Токвиля.
Эдуард Лабулэ поделился с друзьями идеей: в пику гнёту Второй Империи в Европе подарить американцам от французов-республиканцев в знак своей дружбы мемориал, символизирующий свободу. Быстро принимается общее решение сделать этот поддерживающий жест в сторону Соединенных Штатов, чтобы отметить отмену рабства, а также выразить свою боль от убийства Авраама Линкольна (американский президент был смертельно ранен разочарованным сторонником южан, актёром Джоном Уилксом Бутом в пятницу 14 апреля 1865 года, менее чем через неделю после конца боевых действий.
Среди гостей также присутствовал скульптор Фредерик Огюст Бартольди, 30-летний провинциал из Кольмара, уже сумевший сделать себе имя в Эльзасе. Мэры нескольких городов наперебой обращаются к нему, желая видеть статую его работы на своих главных городских площадях. Но Бартольди мечтает о большем: после поездки в Египет в 1855 и 1856 годах скульптор вернулся очарованный античными колоссами.
Однако поначалу американский проект оставался в подвешенном состоянии, и Бартольди получил в свои руки другой проект: монументальную статую, которая должна была расположиться у южного входа в Суэцкий канал, организатором и руководителем строительства которого был французский дипломат, предприниматель и прекрасный оратор виконт Фердинанд Мари де Лессепс — ещё один известный масон и Великий Магистр.
Но об этом завтра...
Всем спокойной ночи